Мифы о прихожанах

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мифы о прихожанах

Зачастую человек, который ещё только подумывает о том, чтобы стать прихожанином какого-то храма, смотрит не только на священника, но и на членов церковной общины. Увы, не всегда он видит жизнерадостных и активных людей: зачастую это бледные и унылые лица, в глазах которых — беспросветная печаль о грехах всего мира.

Некрасивая, бесформенная одежда, грубые башмаки, шаркающая походка, постоянная погружённость в чтение молитв… И человек думает: если я туда приду, то стану «как они» — серым, унылым, с вечным «простите-благословите». Действительно ли он должен это сделать? Разбираемся, почему христиане такие «скучные», и развенчиваем другие мифы о прихожанах с настоятелем Покровского храма в Зайцево протоиереем Николаем Марковским.

Менять круто свою жизнь не стоит

Миф № 1. Отказаться от любимых светских занятий: музыки, фильмов, развлечений, соцсетей и не читать эту статью

Приход в храм можно сравнить с приходом к врачу. Когда врач видит какое-то заболевание, он сразу не назначает тяжёлые препараты, а вначале пытается бороться с болезнью более лёгкими способами, следя, как организм реагирует на лечение. Грех — это духовная болезнь. Если священник начинает обременять прихожанина бесконечными запретами, требовать от него: постись, молись, от всего откажись — музыки, светских книг, развлечений, — можно говорить со стопроцентной вероятностью, что такой человек из Церкви уйдёт. Священник — это врач, который должен разбираться в духовном состоянии своих прихожан.

Когда человек приходит в храм Божий, у него начинается духовный рост. Он участвует в богослужении и таинствах, Господь в него проникает Своей благодатью. А когда человек духовно растёт, он сам себе будет задавать вопросы, что ему ещё сделать, чтобы быть ближе к Богу. Тогда уже можно говорить о каких-то постных днях и о более серьёзной исповеди. Но нет никакого смысла отказываться от занятий, в которых нет ничего греховного. Если человек любит смотреть хоккей или слушать музыку, и в ней нет ничего плохого, зачем нужно от этого отказываться?

Жизнь многих прихожан состоит из бесконечных «нельзя». Нельзя ничего. Я противник этого. Менять круто свою жизнь не стоит. Перемены происходят естественным путём: всё плохое будет уходить, а доброе наполнять жизнь человека. Я бы не советовал настоятелям требовать от человека ограничений во всей его жизни.

Прихожане

Миф № 2. Сменить круг общения: порвать отношения с неверующими людьми и общаться только с христианами

Наш круг общения формируется по интересам. Мы общаемся с теми людьми, которые нам интересны, от которых мы можем чему-то научиться или, наоборот, с кем можем поделиться своим опытом. Если человек следует заповедям Христа, пытается жить церковной жизнью, конечно, он будет меняться. Его интересы, ценности станут другими. Разумеется, круг его общения тоже будет меняться. Это абсолютно нормальное явление.

Говорить, что теперь ты обязан общаться с теми людьми, с которыми ходишь в один храм — неверно. Нет, ты не обязан этого делать. Ты приходишь общаться с Богом. Если кто-то в храме тебе неинтересен, ты не должен быть возле него и принуждать себя к общению.

У меня много друзей, в том числе и тех, кто достаточно редко посещает храм. При этом мне с ними интересно. В то же время с некоторыми воцерковлёнными людьми мне скучно, и я с ними поддерживаю просто христианские отношения. Круг моего общения формируют мои интересы, а не какой-то «долг».

Миф № 3. Выучить особый «приходской» язык и отказаться от «светского»

Некоторые вещи в церковной среде раздражают меня как священника. Например, я не понимаю выражения «Ангела за трапезой». Что оно обозначает? Что Ангел со мной за моей трапезой? Есть выражения, которые уместны сугубо в церковной среде. Я священник и привык говорить «спаси Господи» вместо «спасибо». Но зачем пользоваться ими в миру, например, на своей светской работе? Абсолютно необязательно общаться на церковнославянском языке. Общайтесь хоть на английском — это только ваше дело.

Миф № 4. Поменять работу на более «христианскую», пусть и менее оплачиваемую

Если не брать откровенно нехристианские профессии, связанные с нарушением заповедей, то в любой можно реализовать тот дар, который каждому из нас дал Господь. Если у человека есть дар управлять — он может быть менеджером. Если он имеет развитые умственные способности — программистом. Христианин, работающий по призванию на светской работе, принесёт гораздо больше пользы обществу и Церкви, чем если он принудит себя стать санитаром в хосписе, что ему вовсе не по душе. Не надо ломать свою жизнь и искать подвигов. Просто живи во Христе и трудись там, где чувствуешь своё призвание. Этого довольно.

Невольник — не богомольник

Миф № 5. Бывать абсолютно на всех богослужениях

Молитва в транспорте

Я против того, чтобы мы превращались в фарисеев, которые неукоснительно соблюдали закон, но при этом забыли Бога. Против подхода «ты должен здесь быть обязательно». Мы к Богу идём тогда, когда просит наша душа.

В воскресный день, значимый церковный праздник для христианина нормально испытывать желание пойти в храм. Но все мы где-то работаем, у всех бывают неотложные дела. Кому-то нужно отвести детей в школу или садик, кто-то спешит на работу. Говорить, что мы в такой-то день служим молебен, и все должны собраться в храме — абсолютно некорректно. Священник, который не хочет вникать в проблемы своих прихожан, ведёт себя эгоистично.

Недавно я совершал богослужение в праздник Казанской иконы Божией Матери. Он случился среди недели. Я был уверен, что приеду в пустой храм. Зашёл — и увидел множество народа. Люди любят Казанскую икону Богородицы и, оставив все свои дела, пришли в храм. Меня как священника это может только радовать. Но я никому не говорил: «Ты завтра не ходи на работу, а приди в храм». Человек не может к Богу идти на верёвке: он же не телёнок! Если есть душевный порыв, ты хочешь помолиться Богу, ты придёшь в храм по своей воле, тебя не надо заставлять. А поход в храм по принуждению — это уже не молитва, а фарисейство.

Миф № 6. Молиться придётся всё время — даже на работе и в транспорте

Я неоднократно встречал людей, которые читают молитвы и акафисты, крестятся в транспорте или по пути домой. Проезжая мимо храма в своём автомобиле или в общественном транспорте, я перекрещусь: я люблю Господа и всегда поклонюсь святому храму. Но это можно сделать напоказ перед всеми, а можно так, чтобы не привлекать внимания. В транспорте часто читают какую-то литературу. Если у вас есть желание, можно читать молитвы, но про себя, а не шёпотом или вслух. Креститься также можно не размашисто на весь автобус и не по много раз. Те, кто так делают, пытаются сказать: «Посмотрите, какой я верующий!» Господь в Евангелии осуждает людей, которые прилюдно выставляют себя молящимися и постящимися.

Миф № 7. Участвовать во всех событиях, которые происходят на приходе

В приходской жизни нет принуждения. Помощь при храме, участие в мероприятиях вместе с общиной существуют только на добровольных началах. Никто не может принуждать к этому. Я скажу больше — такой практики нигде и не встречал. Просьба священника — не приказ. Если человеку не нравится участвовать в жизни общины — помогать с уборкой перед престольным днём или приходить на вечер православной поэзии — его личное право отказаться. Никто не вправе его осуждать за это.

Священник — не наместник Бога на земле, а его благословение — не императив. Когда кто-то подходит к нему с просьбой дать послушание, он заранее знает духовное состояние человека, кому можно что-то поручить, а кому нельзя. Например, если прихожанин и поёт в хоре, и печёт просфоры, и стремится участвовать во всей остальной жизни общины, я могу ему что-то благословить. Человеку, которого я вижу в третий или пятый раз, вообще не дам никаких поручений — я просто не знаю, чем он дышит и что ему интересно. Если человек подходит к священнику и говорит, что хочет поработать для Бога, настоятель может ему поручить что-то. Но священник не будет ходить и всем направо и налево раздавать послушания.

Прихожане

Фото Владимира Ештокина

Миф № 8. Отдать своих детей в воскресную школу

Как община зависит от настоятеля, так воскресная школа — от преподавателя. Если занятия нудные и неинтересные, ребёнок не захочет туда приходить. Можем ли мы осудить его за то, что ему просто скучно? К преподавателю, у которого есть талант, дети будут бежать сами.

Когда я пришёл в свой приход и мы стали создавать воскресную школу, все смотрели с недоумением: зачем это нужно? А потом дети сами бегали за преподавателем — моей супругой — и спрашивали, когда будет следующее занятие…

Миф № 9. И насильно приводить их на каждое богослужение

Дети не любят рано вставать. Мне тяжело разбудить моего маленького сына, хотя он вызвался быть пономарём в храме. Везде должна быть любовь. Если мы злимся и кричим, то, конечно, ребёнок никогда не захочет в храм. Я говорю моему сыну, что его друзья придут на службу: «А ты разве не придёшь?» Однажды случилось, что ребёнок вообще никак не хотел вставать. Мы его не будили и уехали сами. Когда вернулись, он спросил: «Отчего вы меня не разбудили?» Для него это был урок, и он теперь всегда старается вставать вовремя. Ничего плохого нет в том, что дети встанут на час раньше: потом у них будет возможность отоспаться.

Бывает, ребёнок боится и не подходит к Чаше. Говорят, что он не хочет — но чего он не хочет? Он не понимает, что происходит, для него это новое и незнакомое. Он просто боится. Ведь часто на приёме у врача ребёнок начинает плакать: он не понимает, что сейчас будет. Это не значит, что нужно перестать ходить к врачам.

Я всегда советую отойти в сторонку и просто посмотреть. Дети следуют чужому примеру и стараются повторить то, что видят. Глядя на то, как причастился один ребёнок, второй, пятый, он тоже захочет, если не на этой службе, то на одной из следующих, и сам подойдёт к Чаше. Если привести его насильно — это вызовет отторжение.

Храм, где вам будет комфортно

Миф № 10. Сменить стиль одежды, походку и манеру выражаться: стать серым и скучным

Велопробег в Добропольском округе

В некоторых храмах можно наблюдать прихожан в серой одежде, замкнутых, мало разговаривающих, видящих всюду запреты. В других же приходах мы видим радостную, весёлую, дружную общину. От чего это зависит? В первую очередь — от настоятеля прихода. В народе есть поговорка: каков поп, таков и приход.

Недавно один священник и монах посоветовал мне посмотреть фильм «Пингвин». Это доброе семейное кино, события в котором развиваются на одном из островов Греции. Там показана жизнь одного из монастырей. Я поразился монахам: это были очень жизнерадостные люди. Они смотрели футбол и болели за любимую команду, могли выпить пива. Они были доброжелательными людьми, с которыми приятно общаться.

После этого фильма я позвонил другу и спросил: действительно ли монахи в Греции такие? Он ответил, что да. Конечно, я задумался: почему же у нас по-другому? Почему в глазах наших монахов — вселенская скорбь? В храмах зачастую можно увидеть таких же прихожан.

Если священник чересчур строгий, его прихожане смотрят в пол, а прихожанки ходят в платках и длинных юбках в повседневной жизни. На таких приходах всё нельзя и круглый год пост. В то же время есть священники, вокруг которых собирается добрая, дружная община. В их храмах всегда людно. Много молодёжи, детей, семейных пар. Там живая воскресная школа. Они ходят в походы, играют в футбол, вместе совершают добрые дела.

Если человек хочет прийти в Церковь, ему прежде всего нужно выбрать общину, где будет комфортно. Ведь все священники разные и подход у всех тоже разный. Если вам комфортно в общении с настоятелем, общиной, значит, вы нашли свой храм. В нём вы сможете молиться Богу.

Миф № 11. Отчислять значительную часть своего заработка на храм

Раньше на Руси была «десятина». Это сегодня практикуется и заграницей: если человек говорит, что он католик, он определённую часть своих доходов перечисляет Церкви в виде налога. У нас такой практики нет. Каждый жертвует по силам. Никто в обязательном порядке не будет удерживать десятину или какую-то другую сумму на содержание прихода. Сколько его душе угодно, столько человек и положит в ящик для пожертвований. Практики обязательного пожертвования в нашей Церкви нет.

Миф № 12. Когда выберешь какой-то приход, его нельзя будет поменять

Это тоже неправда. Бывает и другая проблема: «православные туристы». Когда люди не становятся прихожанами какого-то храма, а всю жизнь кочуют по церквям: сегодня в одной, завтра в другой. Бывают в монастырях и разных приходах, откуда привозят кучу «святынек»: поясочков, землицы, заквасочек… Они очень много теряют. Ведь когда человек постоянно приходит к одному священнику, тот знает его духовные недуги, а также где нужно дать епитимью, где простить, что посоветовать.

Выберите храм, где вам тепло и уютно. Необязательно он должен быть возле вашего дома. Пусть это будет приход, где вы сможете молиться, приносить пользу и получать её для себя.

Записала Мария Цырлина

http://gorlovka-eparhia.com.ua/mify-o-prihozhanah/