Международный день пива: невинное баловство или начало большой беды. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: timflair.ru

7 августа во многих странах празднуется Международный день пива (первая среда августа). И это хороший повод поговорить о не легких последствиях легкого алкоголя.

Сей популярный алкогольный напиток имеет древнюю историю, тысячи рецептов и огромное количество поклонников. Хорошие качества у пива тоже имеются, но похвалы ему, думаю, и без меня достаточно, а я все-таки попробую зайти с другой стороны.

На дворе лето. Жаркая погода, отпускной период, да и просто выходные или тихий вечер на улице располагают к расслаблению. Однако многим из нас хочется не просто дышать воздухом или принимать солнечные ванны, запасаясь на зиму витамином D, но и «бахнуть» бутылочку-другую, а то и третью-четвертую холодного пивка.

Ну, какой отдых без алкоголя? Тем более, что напряженная работа, жизнь в перманентном стрессе, кризисах и прочих реалиях современности приводят к тому, что человек усилиями собственного организма неспособен хоть немного отключиться от повседневных проблем. И здесь на «помощь» приходит алкоголь.

Мы привыкли слышать и думать, что от одной-двух бутылочек/баночек пива или пары бокальчиков вина никому хуже не станет. Раз уж на то пошло, то давайте сначала посмотрим на мнение ученых по этому вопросу, а потом и к святым отцам обратимся.

*   *   *

23 августа 2018 года в журнале «The Lancet» были опубликованы результаты исследования влияния алкоголя на здоровье человека. В исследовании приняли участие более 28 миллионов добровольцев из 195 стран мира. В результата значилось, что при том, что никто не спорит, что у алкоголя есть полезные свойства, они, однако, нивелируются довольно высокими рисками развития побочных эффектов, в особенности рака. Также, согласно этому исследованию, регулярно выпивает каждый третий житель планеты, и что бы вы думали: самыми пьющими оказались исторически христианские государства, в то время как самый непьющий мир – мусульманский. Суммарно больше всего пьют жители Дании. Но не нужно расслабляться, так как по распространению женского алкоголизма первое место в мире занимает Украина!

Я никогда не был и не являюсь закоренелым противником алкоголя в принципе, но меня всегда сильно смущало сегодняшнее обилие пивных магазинов. Только в 3-5-минутной шаговой доступности от своего дома я насчитал 5 таких «разливаек», которых, кстати, за последние несколько лет стало в разы больше. Уж не знаю, что первично: спрос сам по себе или реклама, провоцирующая спрос, но факты нам говорят, что в 2016 году употребление спиртного стало седьмым по рискам фактором, провоцирующим преждевременную смерть.

Абсолютно безопасной для здоровья дозы спиртных напитков не бывает.

Согласно данным worldometers.info только на момент написания этого текста, за текущий год, от недугов, связанных с употреблением алкоголя умерло почти полтора миллиона человек. Абсолютно безопасной для здоровья дозы спиртных напитков не бывает. Согласно указанному исследованию, даже небольшое, но регулярное употребление алкоголя на 0,5% повышает риски развития одной из 23 болезней с ним связанных. Казалось бы, всего полпроцента, но учитывая наш образ жизни и здоровье, это еще один дополнительный фактор, чтобы побыстрее умереть.

Оставим в стороне эти полпроцента, для большинства людей – это вообще не аргумент. Вернемся же к «нашему» пиву. Ни для кого не секрет, что сегодня распространено такое понятие как «пивной алкоголизм». Явление это опасно тем, что его развитие достаточно сложно уловить. Если человек пристрастился к водке, то он достаточно быстро спивается, маргинализируется, теряет человеческий облик, от чего и сам страдает (хотя часто и не понимает этого) и несет страдания семье и всем близким людям. Пиво же действует как «разведчик», постепенно «внедряясь» в жизнь человека. Его регулярное употребление изначально незаметно как для самого пьющего, так и для окружающих. Но со временем «безобидная» привычка может вылиться, и часто выливается, в трагедию.

Где грань между «могу себе немного позволить» и регулярного «что-то снова хочется пивка» я не знаю. Наверное, ее каждый должен определить сам. Мы же обратимся к мнению святых отцов.

Вино и делает человека кротким, и утешает плач, и служит укреплению дружбы и верности, у кого-то даже леность истребляет, однако стоит переборщить, как вино тут же будет «мстить» за нанесенное «оскорбление».

Развить тему умеренности хотелось бы ссылкой на размышления преподобного Исидора Пелусиота, которые каждому следует держать в своей памяти. Пишет он, конечно, о вине, видимо в V веке такого разнообразия напитков не было. Но вот, что важно: вино и делает человека кротким, и утешает плач, и служит укреплению дружбы и верности, у кого-то даже леность истребляет, однако стоит переборщить, как вино тут же будет «мстить» за нанесенное «оскорбление». Такому нерадивцу оно, пишет преподобный: «Разломит и голову и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».

Мне кажется, что это достаточно хорошо очерченная грань между тем, как выпивающий человек еще остается человеком и тем, когда он теряет человечкское обличие.

Следует понимать, что приведенные слова – это не святоотеческая легализация пьянства, а попытка удержать падшего человека, живущего в условиях материального мира, от совершения тяжкого греха и его последствий. И это подтверждают другие слова преподобного Исидора. Он хронологически вспоминает ситуации с Ноем, Лотом, затем переходит к Ироду, ставшему «игралищем упоения» и фактически убившему Иоанна Крестителя, а затем вопрошает: «Для чего навлекаешь на себя произвольное безумие и не заботишься о целомудренной соразмерности?».

Без внутренних «тормозов», без четкой морали, без сформированного и ясного мировоззрения удержание «золотой середины» попросту невозможно. Но ведь разве не все это мы сегодня наблюдаем в современном человеке? В этом плане древнему язычнику было даже проще, чем формально крещеному «христианину» XXI века.

Без внутренних «тормозов», без четкой морали, без сформированного и ясного мировоззрения удержание «золотой середины» попросту невозможно

Наверное, не будет преувеличением сказать, что этим «коварным» и «подлым» пивным алкоголизмом больше всего более молодежь. Вот и святитель Тихон Задонский пишет, что молодым людям вообще не позволительно употреблять что-либо опьяняющее, так как, то, чему они учатся в юности, не бросают затем и в зрелости. Он также акцентирует внимание на личном примере старших, указывает, что пагуба эта касается и души, и тела.

Но если уже зависимость сформировалась, то «привыкшим к этой страсти, – продолжает святитель Тихон, – надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства, и потому без покаяния».

Я прекрасно понимаю, что если человек, болеющий недугом пьянства, сам не осознает и не признает своей болезни, то все усилия окружающих людей и, тем более ссылки на святых отцов, совершенно бесполезны. Алкоголизм – это тяжелейший недуг, порождающий огромное количество проблем, страданий и других пороков. Избавление от него бывает нечастым, медленным и весьма трудным. Алкоголик, сам, своими собственными руками «сеет» зачатки ада в своей душе. Если Царство Божие есть внутри нас (Лк. 17,21), то и преисподняя также начинается внутри человека. Не зря ведь и святитель Василий Великий предостерегает: «Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу… Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог».

Если Царство Божие есть внутри нас (Лк. 17,21), то и преисподняя также начинается внутри человека.

Именно поэтому так важна четко сформированная нравственность, умение слушать и слышать голос совести, дабы не впасть в эту страшную зависимость. Именно поэтому, если уже и есть болезнь, то ее качественное преодоление, связанное с реальными внутренними изменениями, должно сопровождаться обращением к Господу, покаянием, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18,27). 

Но лучше, конечно же, и не начинать. Лучше помнить наставления святых отцов, страшиться неумеренности не только в отношении спиртного, но и вообще всякого излишества в жизни. Только так, по слову Златоуста, мы займем душу Духом, а не пьянством; наперед займем свои помыслы, дабы «не нашла места в них та бесстыдная страсть».

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/73723-mezhdunarodnyj-deny-piva-n...