МЕЖДУ ВОЗНЕСЕНИЕМ И ПЯТИДЕСЯТИЦЕЙ. ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

Мы с вами вступили в полосу между Вознесением и Пятидесятницей. Десять дней апостолы должны были провести в Иерусалиме в ожидании Духа Святого, как Господь сказал: «Вы же сидите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше». Десять дней сидеть в ожидании пришествия Духа Святого — это не такой уж и простой труд: они должны были десять дней находиться в постоянном посте и молитве. А ну ка попробуйте десять дней подряд, ничего иного не делая, только молиться, радоваться о том, что Христос воскрес, и ожидать силы Духа Святого, имеющие найти на вас. Это не так просто. Всего лишь десять дней... Каких десять дней! Но мы с вами обратим внимание на то, что Христос ушёл, зачем Он ушёл. Он ушёл по многим причинам.

Во-первых, Он заранее говорил, что уйду от вас: «Не оставлю вас, сирых, уйду от вас, и паки приду к вам. Но если уйду от вас, то в дому Отца Моего обителей много, иду приготовить место вам». Т.е. одно из назначений ухода Иисуса Христа заключается в том, что Он идёт приготовить место нам. Иисус Христос пошёл готовить нам место в Небесном Иерусалиме, в котором много обителей, много комнат, многокомнатных квартир, много всего того жилищного, что есть в нашем сознании, и много того, что превышает наше сознание. Есть нам место, и Он пошёл приготовить нам место, для этого и ушёл. Потом говорит: «Лучше вам, если Я уйду от вас, потому что если Я не уйду от вас, то Утешитель, Дух Истины, не придёт к вам». Он уходит, чтобы дать место Духу Святому, оставляет Своё место, чтобы пришёл Иной Утешитель, только уже не для малой общины апостолов, а для многого числа верующих. Иной Утешитель должен прийти во Имя Христово, говорит: «Напомнит вам всё, что Я сделал, и от Моего приимет и возвестит вам». И вот Христос уходит для того, чтобы пришёл Дух Святой. «А если бы Я не ушёл, — говорит, — то Он бы не пришёл к вам». Здесь есть некая очерёдность действий Лиц Святой Троицы: сделав Своё дело, нужно уступить это место Другому. Очевидно, и в человеческих делах такой же порядок событий должен быть: сделай своё до конца, потом уйди, пусть другой делает после тебя дальше. Отец повелел — Сын пришёл, сделал всё Своё, потом завершив всё, ушёл, победил смерть, воскрес из мёртвых и дал место Другому — Духу Святому. Здесь есть некая пауза между уходом Христа и приходом Духа. Эти десять дней, на самом деле, очень глубокие, очень насыщенные в том смысле, что они пусты, — Один ушёл, Другой ещё не пришёл, — но насыщенные ожиданием, трудом и обетованием. Т.е. есть обещание: «Придёт Иной на Моё место и напомнит вам всё, что Я вам говорил, и от Моего приимет и возвестит вам». Т. е. Утешитель тоже утешать вас будет, Иной, от Отца — «Дух Истины, Иже от Отца исходит».

Итак, Христос уходит, потому что готовит место нам, потом уступает место Духу Святому. Он хочет — и Он, и Дух Святой, и Отец — хотят вместе, у Них одна воля, единая сила, единое Божество — Они хотят вступить в полноту общения с человеческим родом. Сын искупил, Дух Святой должен освящать людей и общаться с ними: Они вступают в полноту личностного общения с человеческим родом.

Но кроме этого есть ещё очень важная вещь: по человечеству Своему Христос был постоянно гонимым, Христос всю жизнь Свою на земле прожил в ожидании смерти и под угрозой смерти. Только Он родился, а уже Его ждали казнить и убить, и Ирод уже убил из-за Него, в поисках Его, Его душу ища, множество детей совершенно нежного и безвинного возраста. И Христос, не дожидаясь казни, на руках Матери бежал в Египет — Он с детства был беженцем от рук злодеев. Потом Он долго жил в неизвестности: исполнял закон, трудился, слушал Иосифа, в храм ходил, читал Священные книги, посещал синагогу — делал всё, что делают евреи. Он был во всём подчинён законному образу жизни. Как только Он пошёл проповедовать, Он сразу стал объектом ненависти. Христос в первую Свою проповедь в Назаретской синагоге уже был объектом желания убить Его. Его взяли, вывели из синагоги, повели на гору, на которой город их был создан, и хотели бросить Его с горы, но Он прошёл между них: это не было время, когда Ему нужно было страдать; Он знал, когда, где и как Он должен умереть. Это не было время, но желание людей было — убить Его вот уже сейчас. Но и впоследствии, — Иоанн Богослов часто описывает это в своём Евангелии, — когда Христос разговаривал с людьми, они нагинались, брали камни, и хотели бить Христа камнями. Это было не раз и не два. Говорит: «За какое доброе дело вы Меня будете бить камнями?» — «За доброе дело мы Тебя не будем бить, мы будем бить Тебя за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом, называя Себя Сыном Божиим». А Он с ними дальше говорит: «А ведь закон ваш пишет, что вы боги, и сыновья Вышнего вси. Вы же, как человеки умираете, и как один от князей падаете. Что же вы? Писание не может разориться, вам закон говорит: «Вы боги». И вы Меня из-за этого хотите убивать, что Я человек, сказавший вам истину: что Я Сын Божий». И они много раз поднимали камни с земли, чтобы бить Его, но не пришло время, и не камнями нужно было Ему смерть принять, и не падением с высоты. Но сам факт: много-много раз Христа хотели убить — жизнь Христа на земле была жизнью постоянно ожидающего смерти человека. Его ловили в словах, чтобы поймать и осудить Его. Его искали иудеи — апостолы говорили: «Не ходи через Иудею, потому что иудеи ищут убить Тебя».

Эта атмосфера постоянного ожидания опасности должна быть нам понятна, потому что мы, наверное, легкомысленно думаем, что вот Христос живёт Себе на земле: умножает хлебы, ходит по водам, выгоняет бесов, воскрешает мёртвых — вроде бы все должны поклониться Ему. Да ничего подобного: да никто не поклонился Ему, да все искали убить Его. Исцелённые, очищенные, воскрешённые — они ведь тоже не были из числа тех, которые были благодарны, милостивы, добрые ученики и т.д. Ничего подобного. И сегодняшняя жизнь наша говорит нам о том, что всё повторяется: люди, которые любят Христа — исчисляются жалкими десятками, сотнями и тысячами; люди, которые ненавидят Христа — исчисляются гораздо бóльшими цифрами; а люди, которые изображают свою любовь ко Христу, а на самом деле не имеют к Нему никакого отношения и, в принципе, по сердцу, ненавидят Его так же, как Его враги — исчисляются сотнями тысяч и, может быть, даже миллионами. Какой-то заговор против Христа. Поэтому проверим себя по этому «нормативу» и попробуем понять: «А я, вообще, кто такой?» Христос говорит нам так: «Любящий Меня, заповеди Мои соблюдает. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». Те, кто не соблюдают заповеди Христа, те не любят Его. Ну а раз не любят, значит — в тьму, потому что дела их злые, и они свет не любят, они прячут дела свои, ибо они в Боге не сделаны. И вот суд в том, что люди возлюбили тьму больше, чем свет. И Дух Святой, Который должен прийти во Имя Христово в Пятидесятницу, обличит мир о грехе, о правде и о суде. Дух Святой действует обличающе и осуждающе: обличает мир о грехе, о правде и о суде. «О грехе, — говорит Христос, — что не веруют в Меня». В Христа мало кто верит, очень мало. «О правде — что Я к Отцу Моему гряду, и уже не будете Меня видеть до Страшного Суда. О суде — что князь мира сего будет изгнан вон». Три вещи, которые Дух Святой, придя, обличит в людях: грех, правду и суд. Грех в том, что мы не веруем в Него. Мы слишком мало или совсем не веруем в Него. Можно веровать, например, в обряды, в Церковь, в праздники, в какие-то красивые вещи, в пение, чтение, каждение, псалмопение. В Христа многие не веруют их тех, кто вроде бы верует. Про тех, кто не верует, мы вообще не говорим. Правда в том, что Сын и Отец — это Одно, что Он к Отцу Своему грядёт. Говорит: «Исшёл от Отца и пришёл в мир, и паки оставляю мир и иду к Отцу». Т.е. Отец и Сын — Одно: «Я и Отец — Единое». Ну и о суде: князь мира сего будет изгнан вон. Пока что он ещё совершает свои противоправные действия, командует жизнью, движет массами людей, не занимая никакой видимой должности в человеческом общежитии: князь мира сего вращает умом людей — это самая главная власть. Церковь тоже не должна стремиться к тому, чтобы командовать парламентами, президентами, царями: надо командовать умом людей. Нужно совершать благое командование умом человеческим, потому что лукавый совершает злое командование умом человеческим. И у нас с дьяволом ведь борьба не за президентские кресла, не за царские троны, не за царские венцы, а за то, кто кем командует, кто кому мысли диктует, кто кому чего внушает, кто внушает мотивы для действия: какие, кому и сколько. Мы должны, по идее, командовать людьми в плане внушения им правильных мотивов для деятельности, а у лукавого своя работа: он даёт людям свои вводные, они слушают его, слушают больше, чем Христа, чем Церковь. Похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, вращают сознанием человека гораздо больше, нежели стремление к покаянию, целомудрию, смирению, примирению, жертводательству и пр. Существует серьёзная борьба с перекосом сил на сторону противника. Вот в этой печали мы ожидаем пришествие Духа Святого. В печали, но и в радости, потому что когда Христос вознёсся, сколько там было учеников? У них была личная радость, у них была только радость их одних, они радовались сами: «Вот я радуюсь, потому что мой Учитель живой. И никто Ему больше ничего не сделает, никто больше не плюнет в Него, не ударит, больше никто никогда Его не оскорбит. Он живой, Он по-настоящему живой».

К тому же я хотел бы, чтобы вы поразмыслили со мной вместе над такой темой: а где Он был сорок дней, вообще? Христос же сорок дней землю не покидал: Он воскрес из мёртвых и никуда не уходил с земли, Он был на земле. А земля же большая. Кто из вас имеет политическую или географическую карту мира, встаньте перед ней, гляньте на Индонезию, Полинезию, Микронезию, Австралию, Америку Латинскую, Америку Северную, Гренландию, Исландию, Европу-старушку, Скандинавию, Африку, Японию, Евразию, Россию нашу благословенную и пр. Гляньте на весь этот географический кошмар: это ж сколько земли. А если по океанам глядеть, там точки всякие, острова: остров Лаврентия, остров Елены, остров Лазаря, остров того-то... Это ж всё заселено, там же люди живут, обычные люди: зачатые, выношенные, рождённые, оплаканные, когда умирают… Это ж ко всем им Христос пришёл. И я себе так думаю иногда: «А вот те сорок дней, которые Он провёл на земле от Воскресения до Вознесения, где Он был? А вдруг Он обошёл всю землю? Ему же не трудно». Он же приходил к ученикам, когда хотел, заходил к ним через закрытые двери, и они все эти сорок дней находились в ожидании, страхе и трепете, что сейчас Он придёт. «О, пришёл!» И они: «Господи, слава Тебе, Ты пришёл». Потом: раз — уходит, не предупреждая, ничего не говоря. Потом опять: раз — пришёл. Они собирались вместе и сорок дней провели в ожидании Христа, приходящего и уходящего, а потом ещё десять дней после Вознесения - в ожидании Духа Святого. Они были закалены в бодрствовании, они постоянно были на взводе, на страже, они были постоянно включены сознанием в то, что сейчас, сейчас, сейчас может Господь прийти, что-нибудь такое важное сказать или сделать. Он же не отчитывался перед ними, где Он был, куда Он ходил. А после того, как Христос ушёл на небо к Отцу и дал нам Духа Своего Святого, ведь после этого ещё, например, всплески благодати были в Египте: Антоний Великий, Пахомий, Ефимий, Макарий и прочие египетские отцы. А потом была другая история: потом было заселение Европы христианскими монастырями, постройка храмов, мученики, длинные всякие такие важные вещи. А потом у нас, например, был Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иннокентий Иркутский, Николай Японский. А может быть, Христос все сорок дней, которые Он не покидал землю, а приходил к ученикам, когда хотел, оставшееся время Он посещал те места, на которых потом возникли в честь Него храмы, монастыри, обители, на которых потом жили и трудились подвижники Господни. Ведь может быть такое? Может быть. Христос мог посетить и Латинскую Америку, и Северную Америку, и Исландию, и Гренландию, и всю Европу мог обойти. Разве трудно Ему? Не трудно. Мог благословить заранее, например: вот здесь будет Патрик Ирландский, — Он же знает, кто где будет, — а здесь будет, скажем, Серафим Саровский, а здесь будет Николай Японский. А потом к апостолам приходил, у Него же тысяча лет как один день. Так или иначе, Он сорок дней был на земле, но не все сорок дней был с учениками: Он был с ними малую часть этого сорокадневного срока, Он приходил и уходил. И вот мы уже прожили сей сорокадневный период, и теперь уже Господь покидает землю, обещая вместо Себя Иного Утешителя.

Вообще, земля плохо Его приняла, земля не любит святости, люди святость не любят. Когда вам скажут, что мы хорошие, мы любим, чтобы всё было хорошо; мы святые, мы любим, чтобы была святость — не верьте: люди, вообще, святость не любят, люди святость ненавидят. Когда люди сталкиваются со святостью, они хотят её убить, даже самые хорошие люди подвергаются этому соблазну. Поэтому земля приняла Христа очень неласково, и Он бы мог, вообще, уйти отсюда, сказать: «Да ну вас всех, ухожу Я от вас». Но Он не так ушёл, Он сначала всё сделал: дал Себя распять, кровь пролил, выстрадал Своё страдание, купил души наши Своим страданием, а потом умер на кресте — совершенно взял на Себя всё, и воскрес из мёртвых в третий день, и вот только после этого говорит, что сейчас придёт Другой Утешитель. Мы готовимся к пришествию Духа Святого не в том смысле, что Он ещё не был в мире, а в том смысле, что мы готовимся к обновлению действия Духа Святого. Праздник Троицы, праздник Пятидесятницы, должен обновить действия Духа Святого в душах и телесах верных людей. Этот праздник должен нас исполнить наного силой своей, потому что мы все Божию силу приняли, когда крестились, миропомазались, но мы потеряли Божию силу, мы её растоптали, мы не имеем её. Если бы имели, то жили бы лучше. А нам нужно получить её заново, обновить действия Духа Святого в нас самих в День Святой Троицы, мы к этому движемся. Ближайшее событие нашей церковной жизни — это святая Пятидесятница — вот то, что мы с вами сегодня ожидаем, внутри чего мы находимся.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-15-05-2015-22-00-u-mikrofona-pro...