Меж пастухами и волхвами
Вот оно и приблизилось, Рождество… Мы погружаемся в особую атмосферу предрождественских и рождественских богослужений, мы с нетерпением ждем сочельника, праздничной ночи, а затем — разговения и веселого калейдоскопа святок. Но прежде давайте еще раз откроем Евангелие и зададим себе вопрос: а всё ли мы знаем о событиях Рождества? Нет ли чего-то такого, о чем мы до сих пор просто не задумывались? Иной раз только задумываешься — сразу возникают вопросы, причем совсем не такие простые…
Вопрос первый: а почему Иосиф?
Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова: длинная цепочка имен заканчивается Иосифом, мужем Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1, 16). Таким образом, и здесь, и ниже (1, 18) евангелист Матфей сообщает нам, что Иосиф фактически не был отцом родившегося Иисуса. В Евангелии от Луки родословная (не совпадающая с той, которую приводит Матфей, почему — отдельная сложная тема) приводится в обратном порядке, «сверху вниз», но начинается с оговорки: Иисус был, как думали, сын Иосифов (Лк. 3, 23). Но какой же тогда смысл приводить родословную вообще, если она фактически не является родословной Богочеловека? Вот если бы родословная Марии была приведена, тогда было бы понятно…
Ответ на этот вопрос находим у святителя Феофилакта Болгарского в его Толковании на Святое Евангелие:
«Почему евангелист представляет родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие имел Иосиф в бессеменном рождении? Иосиф не был истинный отец Христов, чтобы от него вести родословную Христа… Слушай! Правда, что Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и поэтому следовало бы представить родословную Богородицы, но, поскольку закон запрещал вести родословие по женской линии, то евангелист и не представил родословие Девы. Впрочем, показывая родословие Иосифа, он тем самым показал и Ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода, а только из того же рода и колена (см.: Чис. 36, 6). Богородица была из одного с Иосифом рода и колена, иначе как Она была обручена ему? Евангелист соблюл закон, но, показав родословие Иосифа, показал и родословие Богоматери».
Вопрос второй: Вифлеем или Назарет?
О Рождестве Сына Человеческого рассказывают два Евангелия из четырех: от Матфея и от Луки. И если прочитать, не особенно вникая, то создается впечатление: это два несхожих, противоречащих друг другу повествования…
Евангелист Матфей: рождение Иисуса в Вифлееме; приход в Иерусалим волхвов с востока; Ирод отправляет волхвов в Вифлеем; волхвы, ведомые чудесной звездой, поклоняются Богомладенцу и затем возвращаются к себе домой иным путем (Мф. 2, 12); Ангел велит Иосифу уходить в Египет; гнев Ирода; избиение младенцев; смерть Ирода; возвращение Иосифа с Марией и Ее Сыном из Египта в Галилею, поскольку в Иудее по-прежнему небезопасно.
Евангелист Лука (см. также главу 2): перепись населения, в результате которой Иосиф с непраздною Марией оказываются в Вифлееме; рождение Иисуса; славословие Ангелов; поклонении пастухов; обрезание Младенца; принесение Первенца в Иерусалимский Храм, Сретение — встреча со старцем Симеоном и его пророчество о спасении Израиля; возвращение святого семейства домой, в Назарет. О волхвах, избиении младенцев и бегстве в Египет — ни слова.
Почему же так? Это нам разъяснит протоиерей Димитрий Усольцев, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского, секретарь ученого совета семинарии, преподаватель Священного Писания Нового Завета:
— Никаких противоречий в этих двух Евангелиях нет: просто у нас принято почему-то смешивать все события, связанные с Рождеством. Нам представляется, что все это произошло разом: родился Младенец, пришли пастухи, и тут же волхвы, и тут же избиение младенцев… Есть даже такие изображения: вертеп, ясли, Младенец, Мария, вол, осел, пастухи, волхвы, все вместе, и над всеми звезда. На самом деле, волхвы, в отличие от пастухов, которые пасли свое стадо в непосредственной близости от Вифлеема и были, скорее всего, местными жителями, пришли к Иисусу не сразу после Его рождения. Обратите внимание: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею (Мф. 2, 11). В дом, а не в вертеп, где стояли ясли — кормушка для скота, которую упоминает евангелист Лука. Перепись уже кончилась, народ разошелся, святое семейство могло найти для себя и родившегося Младенца место более приемлемое, нежели эта пещера.
Нет сомнений, что волхвы вышли заранее, что звезда предвозвестила им Рождество Царя Иудейского: ведь прибыть в Иерусалим мгновенно они не могли. Евангелист Матфей указывает нам на то, что волхвы пришли в Иерусалим уже после рождения Иисуса, и здесь царь Ирод задержал их еще на сколько-то дней: встревоженный известием о родившемся Царе, он собирал еврейских мудрецов, дабы узнать, где дОлжно родиться Мессии, и лишь затем направил волхвов в Вифлеем. Из всего этого следует, что волхвы поклонились Младенцу спустя какое-то время после Его рождения, может быть, непосредственно перед отправлением Иосифа и Марии с Младенцем в Иерусалимский Храм, о чем нам рассказывает евангелист Лука. Ангел Иосифу явился уже в Назарете, и именно оттуда Иосиф с Марией, Ее Сыном и, по преданию, сыном Иосифа от первого брака Иаковом — будущим апостолом, братом Господним — бежали в Египет. Ирод же тем временем ждал возвращения волхвов: сколько времени он их ждал, мы точно не знаем, но если в страшные дни избиения младенцев Спаситель наш находился в безопасности — значит, святое семейство к тому моменту успело уже уйти из Иерусалима в Назарет, а из Назарета — в неближний Египет. Святитель Димитрий Ростовский считает, что массовое детоубийство произошло через год с небольшим после Рождества.
Иногда спрашивают: зачем же бежать в Египет из Назарета, если Ирод приказал перебить младенцев в Вифлееме? Но в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2, 16) — это не значит в одном только городе. Традиционно называют число убитых детей: 14 тысяч. В одном тогдашнем Вифлееме их просто не могло столько быть.
Евангелие сообщает нам то, что необходимо для нашего спасения, поэтому не стоит удивляться тому, что не все подробности в нем изложены досконально. Как писал Феофилакт Болгарский: «Вообще евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».
Вопрос третий: кто такие волхвы и откуда они пришли?
Святитель Димитрий Ростовский приводит несколько святоотеческих версий о происхождении волхвов, самая распространенная — что они пришли из Персии: «Особенно в той стране процветало искусство звездочетцев, и никто не мог там стать царем, если предварительно не изучит этого искусства». Другие авторы полагали, что необычные гости с дарами для Царя Иудейского прибыли в Иерусалим из Аравии или Эфиопии, как царица Савская: они основывались на 10 стихе из 71 псалма Цари Аравии и Савы принесут дары. Сам святитель Димитрий считает, что это было посольство из трех восточных земель: Персии, Аравии, Эфиопии. «И эти волхвы были не из числа волшебников и чародеев, но из числа мудрейших звездочетцев и философов», пишет святитель; они шли «с дарами и со многими слугами, что приличествовало царскому сану и чести, а также с животными и вещами, нужными для путешествия». Волхвам, безусловно, было известно пророчество их дальнего предшественника Валаама о звезде, восходящей от Иакова (см.: Чис. 24, 17). И они были правителями своих земель — небольших княжеств или городов. Недаром их в Иерусалиме принимал сам царь Ирод!
Вопрос четвертый: что за звезда и когда она появилась?
Святитель Димитрий Ростовский: «…она не была из числа небесных или видимых светил. <…> это была некоторая Божественная и ангельская сила, явившаяся вместо звезды. Ибо все звезды с самого сотворения мира имеют свое бытие, а эта звезда явилась в конце веков, при воплощении БогаСлова. Все звезды имеют свое место на небе, а эта звезда видима была на воздухе; <…> все звезды сияют только ночью, а эта звезда и днем сияла подобно солнцу; <…> все звезды с прочими светилами, с солнцем, с луною и со всем кругом небесных тел, имеют свое постоянное движение и течение, а эта звезда иногда шла, иногда же останавливалась.
Когда же они подходили к Иерусалиму, звезда, которая вела их, вдруг скрылась из глаз, потому что, если бы та же звезда засияла и в Иерусалиме, народ во всяком случае увидел бы ее и вместе с нею пошел бы за волхвами ко Христу. Тогда бы и Ирод, и завистливые иудейские начальники синагоги узнали, где находится рожденный Христос, и по зависти убили бы Его преждевременно <…>
Когда волхвы ушли из Иерусалима, тотчас явилась звезда, водившая их, и пошла перед ними. <…> И шла она перед ними, пока не довела их до Вифлеема, до пещеры, и не остановилась над тем местом, где находился Младенец…»
Относительно времени, проведенного волхвами в пути, есть тоже несколько версий; например, святитель Иннокентий Херсонский предполагал, что это время соотносимо с временем нашего Рождественского поста. Но святитель Димитрий Ростовский останавливается на девяти месяцах, считая, что чудесное знамение возникло в день Благовещения.
Подготовила Марина Бирюкова
Газета «Православная вера» № 24 (547
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/mezh-pastukhami-i-volkhvamiÂ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии