Место церковных канонов в жизни христианина. Константин Шемлюк

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: СПЖ
Фото: СПЖ

Если мы будем соблюдать все каноны, но при этом оставаться безжалостными, немилосердными и не иметь любви к ближнему, то помогут ли нам каноны стать ближе к Христу?

В последнее время активизировались разговоры о том, какой статус имеет Украинская Православная Церковь. Об этом твердят религиоведы на телевидении, об этом спорят богословы в интернете. Нашу Церковь забрасывают камнями, на которых написаны вопросы: «а кто для вас Церковь-мать?», «какой ваш статус?», «какое место в диптихе вы занимаете?» и прочее в этом духе.  

В одной из наших статей мы уже коротко разбирали аргументы одного из таких вопрошателей.

Его позиция сводилась к тому, что УПЦ пора четко определиться со своим статусом, так как каноническое право Церкви знает только автокефалию, автономию и экзархат. Действительно, с точки зрения канонической определенности, архимандрита Кирилла трудно упрекнуть в неправоте. Вопрос только в том, какое значение имеет эта «каноническая определенность» в духовной жизни Церкви вообще, и для спасения каждого из нас в отдельности? Можно ли ставить эти вопросы в отрыве от общего контекста жизни Церкви?

Тех, кто переживает за «канонический статус» УПЦ можно условно разделить на два лагеря - сторонников и противников автокефалии, потому что, и первые и вторые делают акцент на каноническую составляющую этого вопроса. 

Сторонники утверждают, что автокефалия даст более чёткое понимание того, в какой именно «зоне» находится наша Церковь, а в дальнейшей перспективе они рассчитывают, что УПЦ займет достойное место и среди Поместных Православных Церквей. При этом, сторонники автокефалии опираются на каноны, согласно которым «границы Церкви следуют за границами государства», а статус УПЦ не может быть неясным (таким, как сейчас).

Противники автокефалии уверены, что одностороннее провозглашение автокефалии выведет УПЦ за рамки вселенского Православия, превратив ее в раскол, а Поместные Церкви никогда такой автокефалии не признают. Потому что, каноны четко говорят, что независимость – это дар кириархальной Церкви, и ее обретение должно четко соответствовать канонам.

Еще раз подчеркнем, что и те, и другие настаивают на важности соблюдения канонов. Первые утверждают, что каноническое право может признать за УПЦ только автокефалию или автономию, а вторые считают, что необходимость строгого соблюдения канонов не даёт места для «манёвра». И первые, и вторые уверены, что несоблюдение их создаёт огромные проблемы для спасения человека. Действительно, спорить о важности канонов в жизни Церкви — занятие глупое, неблагодарное и совершенно бесперспективное. Если бы не было канонов, то внешняя жизнь Церкви и ее внутренний строй превратились бы в хаотический поток - без цели и смысла. Однако и тот взгляд, что только строгое соблюдение канонов позволяет человеку находиться в ограде Церкви, и что его спасение зависит исключительно от их соблюдения, также ошибочен. Потому что, история знает немало примеров того, как с одной стороны нарушение канонов было благом, а с другой стороны их строгое соблюдение наносило ущерб Церкви.

Два примера отношения к канонам святых отцов

Во время Эфесского собора, состоявшегося в 431 году, святитель Кирилл Александрийский предпринял несколько шагов, которые нарушали установившийся порядок проведения соборов и трактовались как нарушение канонов. Например, когда ещё не все участники успели приехать в Эфес (в пути находились легаты римского папы и большая группа епископов из Антиохии во главе с Иоанном Антиохийским), Кирилл и его сторонник епископ Мемнон решили всё равно начать Собор. Они пригласили Нестория, но он и его сторонники отказались прийти, предложив дождаться, пока все епископы соберутся. Однако святитель Кирилл не стал ждать остальных и собрал собор только со своими сторонниками, на котором осудил Нестория, даже без его присутствия. В итоге, все это не помешало Эфесскому собору стать Вселенским, а святителю Кириллу войти в историю Церкви как одному из её величайших представителей.

Второй пример. Святитель Иоанн Златоуст на посту главы Константинопольского патриархата часто переходил границы своей епархии, наказывая тех епископов, которые не находились в его подчинении: Фракии, Востока и Понта. В сентябре 399 года (то есть, задолго до Халкидона, даровавшего такое каноническое право Константинопольскому патриарху) он организовал собор в Константинополе, где рассматривался вопрос об Эфесском епископе Антонине. Нельзя забывать, что в то время Эфес по статусу был выше Константинополя, так как его кафедра имела апостольское происхождение. 9 января 401 года святитель Иоанн выехал в Эфес и низложил 15 епископов, обвинив их в симонии («Симония» – продажа или покупка церковных должностей). Ничего подобного до этого не происходило и делать такое, с точки зрения канонов, Златоуст права не имел. Поэтому, когда на «соборе под Дубом» святитель Иоанн был единогласно низложен, все епископы были уверены, что поступают в соответствии с канонами. Потом, когда император вернул святителя на кафедру, второй собор, созванный Феофилом Александрийским, еще раз низложил святителя Иоанна за то, что он нарушил 4 и 12 каноны Антиохийского собора 341 года,  согласно которым он не имел права занимать пост патриарха Константинополя, так как был осужден «собором под Дубом». И в первом, и во втором случае, враги Златоуста были уверены, что действуют в строгом соответствии с канонами Церкви. Однако, история запомнила Иоанна Златоуста как учителя Церкви, чья святость не вызывает сомнений.

Почему же так произошло? И почему Церковь канонизировала нарушителей канонов, а строгих блюстителей этих канонов предала забвению? Потому что внутренняя жизнь Церкви строится не по юридическим правилам, а на благодати Святого Духа, на живом общении с Господом нашим Иисусом Христом. 

Представим себе христианина, который родился в верующей семье на территории Украины, в детстве был крещён, всю свою жизнь ходил в храм, исповедовался и причащался, боролся со своими грехами и духовно совершенствовался, очищая свою душу. В конечном итоге главной его целью стал Христос. Насколько для него должен быть важным современный статус УПЦ, при том, что он, как прихожанин этой Церкви, знает о признании её Таинств со стороны всех Поместных церквей? Просыпается ли он среди ночи в холодном поту, задавая себе вопрос, в какой «зоне» сейчас находится тот храм, где он исповедуется и причащается? В каком каноническом статусе находится его душа, стремящаяся к соединению с Богом? Неужели эти вопросы важнее, чем вопросы реального преображения его души, чем вопросы его личного спасения? Ведь всё, что нужно ему для спасения, у него уже есть – это действенные таинства церкви, в которых он имеет возможность участвовать. Поверьте, человека реально занимающегося своим духовным развитием (именно ДУХОВНЫМ, не каноническим, не церковно-общественным) вопросы типа «места в диптихе», «автокефалии-автономии-экзархата», «порядка дарования томоса-грамоты-хрисовула» беспокоят не больше, чем преподобную Марию Египетскую. При встрече с прп. Зосимой она спросила: «кажи мне, авва, как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые Божии Церкви?» На что получила короткий ответ: «Вашими святыми молитвами Бог даровал Церкви и нам всем совершенный мир. Но внемли и ты мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, за весь мир и за меня, грешного, да не будет мне бесплодным это пустынное хождение". Все! На этом тема Церкви была закрыта, хотя именно в это время продолжался горячий спор Александрийского и Константинопольского патриархатов из-за 28 правила IV Вселенского Собора. Родной патриархат преподобной Марии Египетской (Александрийский) не хотел признавать над собой первенство Константинополя, которое тот получил в результате принятого на Соборе постановления. В диалоге святых людей все внимание было обращено на личную духовную жизнь.  

Кто-то скажет, что вопросы канонического права очень важны, потому что если мы переступаем через каноны, то тем самым выходим за ограду Церкви. Но все дело в том, что каноны — это всего лишь внешний закон, который не спасает человека. Давайте вспомним слова апостола Павла, который, обращаясь к евреям, чётко указывал, что законом не спасётся никакая плоть и что если ты нарушил один закон, то ты нарушил все законы. Если человек утверждает, что его спасение напрямую зависит от соблюдения канонов, но при этом нарушает хотя бы один канон, то спастись он, по логике, не может. Более того, откроем вам секрет - нет человека кристально чистого, с канонической точки зрения. Точно также, в истории Православной Церкви есть моменты, о которых было бы лучше забыть, потому что они явно не вписываются в речи «ревнителей канонов». Эти моменты нельзя никак объяснить с точки зрения церковного права, но тем не менее, мы верим, что они не вывели Вселенскую церковь за ограду спасительной благодати. Иначе стоит признать, что ни одна церковь, ни один патриархат на сегодняшний момент не находятся в ограде Христовой церкви, так как не обладает статусом безупречного блюстителя канонов.

Это нам говорит только о том, что попытки слабого, немощного человека полностью и в точности соблюдать все каноны — нереальны. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим последователям, не призывает их соблюдать все каноны, многие из которых к тому времени даже не существовали. Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Христианин — это тот, кто стремится через любовь ко Христу культивировать в себе любовь к ближнему. Христианин — это тот, для кого Православие — это не сборник канонов, не красивые иконостасы и византийское пение, а пребывание в единстве с Христом. В каком-то смысле, попытка соблюдения канонов или отсутствие публичного их попрания, помогает человеку определить границы, за которые он не должен выходить, чтобы остаться в ограде Церкви. Но и полагать, что залогом нашего спасения является точное соблюдение правил, которые касаются административного устроения церкви  — ошибка.

Наше спасение во Христе. Если мы будем соблюдать все каноны, но при этом оставаться безжалостными, немилосердными и не иметь любви к ближнему, то помогут ли нам каноны стать ближе к Христу? Ведь они нужны церкви для того, чтобы управлять её внешней жизнью, чтобы устанавливать правила поведения для клира и мирян. Но в каждом из нас, в каждом христианине, прежде всего, должна быть живая любовь к Богу и ближнему. Христос не ставил соблюдение правил выше любви. В Евангелии мы видим, как Он исцелял людей даже в субботу, когда по иудейскому закону всякая работа была запрещена. Это показывает нам, что человек и его спасение важнее формального соблюдения закона. 

Теперь давайте с этой точки зрения посмотрим на тех, кто буквально прижимает нас к стенке и заставляет в срочном порядке определиться с «кириархальной церковью», разорвать каноническую связь с «церковью-окупантом», писать письма на Фанар с мольбой об автокефалии и т.д. Что является движущей силой этих людей: забота, милосердие, любовь или зависть, ненависть и злорадство? Ведь все эти вопрошатели претендуют на звание иерархов, богословов, религиоведов, церковных историков. Не кажется ли, что все они кое-что упустили в своем «праведном» напоре на решение этих вопросов?

Взглянем на представителей ПЦУ, которые избивают верующих, захватывают храмы, взламывают замки, применяя ломы, кувалды и болгарки. Их действия ясно показывают, что они не действуют как христиане. Но с точки зрения Фанара у ПЦУ очень четкий канонический статус: автокефальная церковь, место в диптихе и т. д. Даже если кто-то и признаёт их «каноническую» хиротонию, но они бьют других людей, захватывают храмы, лишают детей и семьи электричества, воды или молчаливо соглашаются с подобными действиями своей паствы, то их признанные Фанаром хиротонии никак не приближают их к спасению. 

В Евангелии чётко прописаны критерии, по которым мы должны оценивать себя, чтобы понять, насколько мы близки к Богу, критерии, которые указывают и на Церковь. Поэтому, когда мы слышим вопросы, задаваемые представителями ПЦУ о том, «кто для вас Церковь-Мать», хочется ответить, что для нас Церковь-Мать — это Церковь Иоанна Златоуста, Церковь Кирилла Александрийского, Церковь святителя Марка Эфесского, Церковь преподобного Сергия Радонежского и Иова Почаевского, Саввы Освященного и Порфирия Кавсокаливита, Николая Сербского и святителя Иоанна Шанхайского.

Это Церковь, которая объединяет небесных и земных последователей Евангелия. Церковь, для которой Евхаристия — это Таинство Жизни, а Христос — её центр. И эта Церковь живёт, стремясь строго и чётко соблюдать один самый главный канон, который гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя».

https://spzh.live/ru/zashhita-very/82193-mesto-tserkovnykh-kanonov-v-zhi...