Мешая пепел со слезами...
Когда-то преподобный Серафим Саровский изрек, что любой бес одним ноготком своим мог бы всю землю с оси свернуть – если бы это было ему дозволено Богом. Не стоит связывать нынешний авиационный коллапс с пробуждением демонических сил в преисподней (как бы эффектно это ни звучало!), однако то, что в дни похорон польской политической элиты Бог всю Европу не устаёт посыпать пеплом – явление в высшей мере примечательное.
Ситуация, которую так дерзко породил этот по-русски-совершенно-невыговариваемый вулкан, лично мне сильно напомнила те дни, когда дома регулярно отключали электричество. И если поначалу это воспринималось едва ли не как трагедия, то потом не только привыкли, но даже стали находить в этом какую-то давно позабытую радость. Что можно делать с горящей свечкой? Без телевизора, без компьютера и даже телефона, зато с газовой плитой и чайником? Правильно, пить чай с чем Бог послал, и спокойно, никуда не спеша, разговаривать или просто молчать, пока не сморит сон – или не включат электричество... И насколько же пошлым оказывается тот миг, когда после медленно плывших минут покоя в темноте вдруг всё снова залито жёлтым светом, снова о чём-то вечно пустом орёт телевизор, а холодильник решительно начинает навёрстывать упущенные градусы!...
Нет, не подумайте: я совершенно не злорадствую, мне искренно жаль тех, кто сутками мается в аэропортах в ожидании вылета рейса – но ведь на самом деле и они, и мы, застрявшие во всемирной паутине словно Пух в норе Кролика, – все одинаковые заложники технократии.
Кажется, Льюис Мэмфорд сравнивал египетские пирамиды с космическими ракетами: и там, и здесь – определённая вершина развития технической культуры, и там, и здесь одна задача – отправить на Небеса нескольких избранных. Только если пирамиды обещали и своим обитателям, и тем, кто вложил свой труд в их строительство, бессмертие и воскресение, то наши ракеты, увы, только в атмосфере гадят да «избранников» инвалидами делают.
Что самое удивительное – и тогда, тысячи лет тому назад, и сегодня, эти затеи – неслыханная роскошь. Та самая роскошь, которую могут позволить только глубоко верующие в правильность своих поступков люди. Своеобразный способ «стравить давление» экономического роста, точнее, канализировать его во что-то грандиозное. Хотя сейчас и романтика космических полётов куда-то исчезла, всё более превращаясь в одну из сфер теперь уже космического туристического бизнеса. Однако ни у кого не возникает сомнения в том, что тратить миллиарды на освоение космических просторов – дело правильное, а может даже и спасительное: вдруг да откроют чего-нибудь такое, что одним махом решит и проблемы с заканчивающейся нефтью, и экологические дыры заштопает, от войн спасёт и здоровья заодно всем прибавит.
Может, грубым покажется сравнение, но на самом деле давно уже вовсю бьёт многокилометровый столб грязи и пепла из наших голов, фонтанирующих идеями, уловками, приспособами, гаджетами и сверхтехнологичными методами комфортнейшего проживания этой жизни. Видимость – нулевая; куда идти – никакой навигатор не подскажет, когда система координат производителем не предусмотрена. И что самое грустное – не видно никаких способов прекратить это извержение, рождённое в потаённых глубинах разлагающегося человеческого духа. Сказать, что вся современная культура глубоко больна, ибо безбожна – засмеют; предложить направить эту струю к вечным ценностям – заплюют.
Вот и посыпает щедро Господь пепелом со слезами головы человеческие, а вдруг одумаются, и снова ножками, словно дети малые, по земле ходить начнут, выгрузятся из телефонов и ноутбуков, цветочки весенние вокруг себя заметят, случайному прохожему улыбнутся – и человеком, а не «пользователем» – себя почувствуют!...
На этой неделе наш портал предлагает вашему вниманию главу из книги известного чешского богослова и патролога профессора Ленки Карфиковой "Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность", которая даже спустя одиннадцать лет после издания не утратила своей актуальности. Интерес к личности младшего из Великих Каппадокийцев Григория Нисского растет, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако до русскоязычного читателя доходит в основном информация о западноевропейской богословской литературе, а вместе с тем труды богословов из Центральной и Восточной Европы порой не уступают первым. В публикуемой главе Л. Карфикова размышляет, что для святителя означает бесконечность Бога, и как человеческая бесконечность соотносится с беспредельностью Творца.
В статье С.П. Синельникова вы найдете анализ основных тезисов марксизма и его последователей в России относительно отмены всякого религиозного образования и введения безбожного воспитания. Любая теория не может обойтись без теоретического обоснования, особенно если это касается борьбы между двумя конкурирующими системами. С. Синельников пишет о том, что означала объявленная большевиками "свобода совести", каким образом она работала, например, в сфере образования, какие эксперименты ставило советское руководство в школах. Все это определенным образом позволяет понять ту или иную реакцию нашего населения по поводу религиозного воспитания в российских школах уже в наше время.
Также на этой неделе вы сможете прочитать два интервью. В первом известный российский византолог профессор М.В. Бибиков рассказывает о своем пути в науке, учителях, истории изучения Византии в нашей стране и некоторых частных вопросах современной византологии. Во втором управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий говорит об организации социальной поддержки духовенства, монашества, мирян и других актуальных вопросах современной церковной жизни.
20 апреля 2010 г.
Великанов Павел, протоиерей