Мёртвая и Живая Вода. Инструкция пользователя. Протоиерей Игорь Рябко
Евангельское чтение этого воскресного дня посвящено богословской беседе Спасителя с самарянкой.
Тема беседы – Живая Вода, вкусив которую человек не узнает, что такое жажда. Беседа мистическая, аллегорическая и иносказательная. Удивление вызывает то, что эту беседу Иисус ведёт не с книжником, и даже не с евреем. Можно было понять, когда Он говорил о тайнах духовной жизни с Никодимом – учёным, книжником, богословом.
Но здесь Спаситель беседует о мистическом богословии не просто с женщиной, что вообще было в то время немыслимо, да ещё и с ассимилированной ассириянкой, с которыми евреи вообще не общались, у которой, кроме всего прочего, была ещё и целая куча сожителей. Спаситель говорить с человеком, который во всех отношениях считался нечистым и порочным.
У Бога Своё видение человека, которое не поддаётся нашей логике и пониманию. Он не взирает на пол, лица, национальность, происхождение. У Него нет лицеприятия, да и видит Он людей, похоже, совсем не так, как их видим мы.
О какой Воде ведёт речь Спаситель в этой беседе?
Символика воды в разных религиозных практиках насколько глубока и многообразна, что говорить об этом можно очень долго. Я остановлюсь на двух аспектах – это Мёртвая и Живая вода. Вода губит человека в потопе, вода переносит его душу в Царство Аида, но она же и очищает, омывает и преображает человека в разных религиозных культах и мистериях. Как символ Жизни и Смерти она присутствует во многих религиях, и не только в них.
В русских народных сказках Иванушка выпил водички и превратился в козлёночка. А Серый Волк, для того что бы спасти Ивана Царевича, сначала поливает его мёртвой водой, а лишь потом оживляет живой. По мысли Волка, перед тем, как воспользоваться Живой Водой, нужно употребить Мёртвую. Возможно, этот волк какое-то время жил на Афоне, и читал то, что было написано над архондариком (гостевым домиком) в каждом афонском монастыре – «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрёшь, когда будешь умирать».
Дело в том, что в этой фразе всего одно слово: «пефанис» – умереть. Пефанис – это древняя форма перфекта, которая может обозначать различные временные отрезки. В этом вся изюминка и красота высказывания. В форме молитвенного прошения эту фразу можно перефразировать иначе: «Господи, помоги мне умереть, чтобы не умереть, умирая».
Это всё абсолютно непонятно людям, далёким от живой и практической веры во Христа, но понятно тем, для кого Православная вера – главное содержание и смысл жизни. Православный человек в своей жизни проходит два этапа. Сначала он должен заживо умереть, для того, чтобы потом замертво ожить.
Чтобы понять, о чём здесь идёт речь, нам нужно расставить некоторые лексические акценты и дать правильные определения словам «Жизнь» и «Смерть».
Многое из того, что принято в миру называть «Жизнью», Евангелие определяет как «Смерть». Иванушка выпил из лужи водичку и превратился в козлёночка. Человек создан жаждущим, его душа ищет воду, которая могла бы дать ему полноту счастья и радости. Но то, что предлагает ему «Мир», не насыщает человека и, что хуже всего, превращает в животное – проще говоря, оскотинивает.
Мир предлагает нам в качестве суррогата счастья то, что называется гедонизмом. Гламур, удовольствие, роскошь, деньги, успех, известность и прочая ерунда предлагаются им в качестве счастьезаменителя.
Это хорошо обыграно в сказке о Пиноккио, где показано, что жизнь на «Острове удовольствий» быстро превращает человека в осла. Миру не нужны люди, которые знают своё Вечное Имя, которые помнят о своём Человеческом достоинстве. Ему нужно выбить окончательно из нас всё человеческое и превратить в ходячую двуногую человечину. В этом и заключается цель мира демонического. Превратить нас из Богоносцев в трупоносцев. Рано или поздно иллюзия сладкого Диснейленда, конечно же, пройдёт, и человек, оставаясь наедине с болезнью, смертью, умиранием и кладбищем, поймёт, что мир его подло обманывал, но будет уже поздно.
Для того, чтобы не прожить жизнь впустую, бессмысленно и, в прямом смысле этого слова, убийственно, человек должен умереть для мира, в котором, по слову Иоанна Богослова, живут «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская». Это и есть та Мёртвая вода, которую мы должны выпить перед тем, как обратить свой взор к Живой.
Христос ждёт от нас перезагрузки. Это и есть покаяние (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление»). Нужно сделать «апгрейд» души, ума и сердца, в результате которого полностью изменяться наши жизненные ценности, приоритеты и установки. И только после этого можно искать Живую Воду. До этого мы не сможем ощутить её вкуса.
Эта Вода есть Благодать Духа Святаго, которая даёт человеку непреходящее счастье в динамике его вечного интенсивного роста. Это счастье есть истинным и настоящим, потому что оно не ограничено рамками земной жизни. В нашем языке нет слов, которые могли бы выразить внутреннее состояние, в котором жили и живут святые. Апостол Павел пишет о том, что «ухо не слышало, око не видело, и на ум не приходило человеку то, что Бог приготовил для любящих Его».
Те, кто хотя бы немного пригубил эту Живую Воду, полностью меняют модус своего существования. Они становятся в Богоносцами – людьми чести, достоинства, благородства. Их сердца наполняются невыразимой радостью и веселием. Благодать начинает зримо и ощутимо жить в них и руководить ими. В этом суть и смысл той Живой Воды, которую предложил нам найти в колодце своего сердца Спаситель в беседе с самарянкой.
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/myertvaya-i-zhivaya-voda-instr...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии