Матфей Властарь об отлучении по политическим мотивам.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Анафему святый и Вселенский IV Собор изрек на одних только рукоположенных за деньги, а также и на монахов и клириков, облекшихся в воинскую одежду и не раскаявшихся. А Златоустый в беседе о том, что не должно анафематствовать, полагает, что не должно вообще верного человека называть анафемою, ибо это совершенно отсекает от Христа, - говорит он, - и предает диаволу, так что таковый уже не имеет и места спасения: ибо тот, кто сделался анафемою, становится чуждым Христу и собранию верных и отдается в удел сатане, и как посвящаемое Богу отделяется от обыкновенных человеческих вещей, так, наоборот, и предаваемое сатане отделяется от Божественного. По этой же, как кажется, причине было отвергнуто и синодальное определение, бывшее в царствование Константина Порфирородного и (в служение) патриарха Алексия, анафематствующее царских изменников, и поднимающих против них оружие, и употребляющих насилие.

Алфавитная Синтагма. Буква А. Глава 7.
Так же и Поместный Собор 1917-1918 гг. запретил отлучать от Церкви по политическим причинам. Поэтому любое решение меньшего Собора по осуждению по политическим причинам не канонично. Без сомнения меньший благословляется от большего. Поэтому если бы кто-то захотел отменить постановление Поместного Собора, который в добавок действовал в строгом соответствии с Преданием Церкви, ему надлежало бы собрать больший Собор, чем был собран в 1917-1918 гг.
Это важно помнить при обсуждении того или иного документа Церковной власти .

Тут еще важно помнить о таком разъяснении Вальсамона, согласно которому беспричинно осужденный может пренебречь осуждением.

Феодор Вальсамон. О том, что не должно без благословной вины отлучать кого-либо

На основании этого правила некоторые говорят, что отлученный не по причине, признанной божественными правилами, а по безрассудному желанию отлучившего, без опасности может пренебречь отлучением, и скорее должен подвергнуться наказанию тот, кто отлучил: ибо если епископу дано будет право благовременно или неблаговременно отлучать клириков и мирян и поставлять в необходимость запрещенных - бояться неблаговременного отлучения и выполнять его - то епископы присвоят себе самовластие и будут издеваться и над самим благочестием, и таким образом божественные правила сделаются причиною многих бедствий, что есть верх нелепости. Потому-то и говорит правило с ограничением: "если кто отлучен за небрежение", то есть за грех, который запрещают божественные правила. То же говорит и божественный Дионисий Ареопагит в послании: ибо Божество не преклоняется безрассудными стремлениями священников.
Алфавитная Синтагма. Буква А.гл.18

При этом, конечно, те, кто убивал мирных жителях и мародерствовал - подлежат церковному суду по 8 правилу Григория Чудостворца.

Это важно помнить при обсуждении того или иного церковного документа.

http://pr-daniil.livejournal.com/49556.html