Материя и иерархия мироздания. Священник Олег Мумриков
Христианский взгляд на материальный мир или богословие природы – книги Естественного откровения – дает возможность, как бы приподнимая завесу, посмотреть на привычный материальный мир, изучаемый студентами в рамках «Концепций современного естествознания», несколько по-иному: именно как на произведение Творца, хотя и поврежденное грехом человека.
Материя (лат. materia – вещество, от лат. mater – мать, матерь) – фундаментальное понятие как в естествознании, так и в философии. Сам термин использовался еще Платоном (IV-V вв. до р.Х.) для обозначения субстрата вещей, противостоящего их умопостигаемой идее (эйдосу). Материальные предметы – лишь «копии» эйдосов, а материя до воплощения в нее идей есть нечто несуществующее.
Согласно Аристотелю (IV в. до р.Х.), каждая единичная вещь становится материальной действительностью лишь при наличии формы – активного начала, Перводвигателя, побуждающего материю к движению, сообщающего ей определенные свойства. Чистая материя без формы, по Аристотелю, является лишь логическим понятием, возможностью. Материя вечна, несотворима и неуничтожима.
Возвышенный идеализм Платона, его понимание материи как вторичного по отношению к идеальному, впоследствии рассматривался святыми отцами как верная интуиция библейского Откровения. Присущие философии Аристотеля стройность, логичность, последовательность в учении о материи, гармонии и целесообразности, также творчески переносились отцами древней Церкви в систему христианского богословия. Вместе с тем слепой механицизм и дуализм (проявляющиеся во взгляде на материю как на вечно существующее) для церковной письменности стали, безусловно, чуждыми.
Тезисно изложить христианский взгляд на материю можно, суммируя мысли и высказывания, оставленные в трудах апологетов II в. (Аристид, св. Иустин Философ, Татиан, Афинагор, св. Феофил Антиохийский), св. Иринея Лионского, Тертуллиана, св. Климента Александрийкого, Оригена, св. Афанасия Великого, отцов-каппадокийцев (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского), блаж. Августина и др[1]., а также обобщая изложенное в предшествующих главах.
Материя – необходимая «чувственная одежда» для тех логосов, нетварных, вечных «мысле-волений» Триединого Бога, которые были у Него «прежде сложения мира» (Еф. 1: 4). Любая вещь в божественной идее уже реальна, но она до тех пор недействительна с нашей, временной точки зрения, пока не облеклась в вещественные формы. В творческом процессе реализации логосов в формах чувственного бытия материя несет лишь служебную функцию. Материя не-сущая, но присущая всему существующему в этом мире. Она есть воплощение идей Творца в доступную для чувственнного восприятия форму. Любая икона для слепого – лишь структурированное вещество: краски, дерево и т.п. Но для созерцающих образ – нет собственно вещества, как вещества, а есть Первообраз, реализованный в церковной живописи[2].
При помощи внешних органов чувств мы ловим лишь «бывание» материи, воспринимаем, классифицируем ее структуру и многочисленные проявления. Материя в своих «бываниях» видима для глаза: она имеет формы, объем, агрегатные состояния; колебания воздуха воспринимаются посредством слуха; химические свойства – посредством обоняния или вкуса. Все эти качества и проявления реальны для наших чувств. Но лишь коснется этой сложной жизни материи в ее разнообразных проявлениях ум, как вещественность перестает быть для нас тем, чем была раньше. Все эмпирически воспринимаемое как нечто реальное становится субъективным впечатлением. Поэтому св. отцы отрицали возможность познания самой субстанции материи. Человеку эмпирически и рассудочно доступны лишь динамика, «жизнь вещества» в его разнообразных проявлениях.
Бытие настоящего материального мира не случайно и не бесцельно. Посредством материального Бог открывается человеку, дает возможность наслаждаться великолепием бытия. Между тем, материя, несущая на себе печать Адамова греха, огрубела,одебелела, покорившись суете (Рим. 8:20,22), но это преходящее состояние материального мира и человека в «конце времен» должно преобразиться Всемогущей волей Божией для нескончаемого бытия «нового неба» и «новой земли» (Откр. 21:1).
В свете вышеизложенного становится очевидной ущербность, концептуальная поверхностность определений материи лишь как «объективной реальности, данной [кем?! – свящ. О.М.] человеку в его ощущениях и существующей независимо от них»[3]. В целом же материалистическое мировоззрение[4] часто усваивает материи, как своей ключевой концепции, многие божественные атрибуты (вечность, несотворенность, неуничтожимость, самодвижность, абсолютность, бесконечность, неисчерпаемость и т.д.)[5].
В современных пособиях материяопределяется как все, оружающее человека, включая его самого— «бесконечное множество всех сосуществующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств, связей, отношений и форм движения. При этом она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в его ощущениях. Окружающий мир — это движущаяся материя в бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми свойствами, связями и отношениями»[6]. Связь, взаимодействие и движение представляют собой важнейшие атрибуты материи, без которых невозможно ее существование. Долгое время в научной картине мира ведущая роль отводилась движению,под которым подразумевалось любое изменение, происходящее в природе (здесь неизбежно встает вопрос о единстве материи, времени и пространства). В физике движение понималось как механическое перемещение, изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно выбранной точки отсчета. При этом признавалось, что в мире существуют и другие формы движения: химическая, геологическая, биологическая, социальная и др.
Несмотря на качественное разнообразие, у всех форм движения есть одна общая черта. Почти все они сводятся к взаимодействию тел, которое обусловливает соединение различных материальных элементов в системы, возникновение структурных связей и контактов с другими материальными системами[7].
Таким образом, взаимодействие —универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
На современном этапе развития науки мы не владеем информацией о всех пластах материального бытия. Так, по современным представлениям, только около 4,4 % массы Вселенной составляет обычная барионная материя. Приблизительно 23 % приходится на небарионную темную материю ( скрытая масса, темное вещество, Darkmatter ) не участвующую в сильном и электромагнитном взаимодействиях, не доступную для прямого наблюдения, а фиксируемую только в гравитационных эффектах[8].
Важно различать грань, отделяющую философско-богословские концепции материи от физических, несмотря на их историческую взаимосвязь. В узком, естественнонаучном смысле под материей понимают все то, что является предметом изучения, прежде всего физики. В более широком контексте – все, что не зависит от сознания человека. На вопрос «Что такое вещество?» можно найти правильный ответ не иначе, как обратившись к естественным наукам. Но физики не рассуждают о материи вообще, а непосредственно о частицах, полях, взаимодействиях, причем определяют их вполне конкретно, имея в виду развитые теории, а не размытые представления[9]. Таким образом, с христианской точки зрения «неописуемость» и «неопределимость» материи вполне можно рассматривать как очередной аспект неисчерпаемости для познания тварного мира, замысленного Всемогущим Творцом.
В этом мире все объекты обладают внутренней упорядоченностью и строгой системной организацией. Согласно с современной естественнонаучной картиной, все природные объекты на самом деле представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. Под иерархичностью обычно подразумевается многоуровневая форма организации со строгой соотнесенностью объектов нижнего уровня определенному объекту верхнего уровня. Интересно, что термин иерархия (греч. ἱεραρχία, от ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») – изначально религиозный,впоследствии ставший гораздо более широким понятием. Исходя из общепринятого в естествознании системного подхода к описанию природы, о сути которого речь шла выше, материя делится на два больших класса материальных систем: неживуюи живую природу.В системе неживой природыструктурные элементы — это квантующиеся поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды и звездные системы, галактики, метагалактики и Вселенная как холон в целом. В живой природеосновными элементами выступают белки и нуклеиновые кислоты, клетка и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, органы и ткани, популяции, биоценозы, живое вещество планеты – биосфера[10].
Оба аспекта материи включают в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Структура— совокупность связей между элементами систем. Поэтому любая система состоит не только из подсистем и элементов, но и из разнообразных связей между ними, отраженных, в частности, в структурах, обладающих т.н. фрактальными свойствами, например, в галактических системах, изрезанных побережий морей и океанов, краев облаков, турбулентных потоков в жидкостях, трещинах в некоторых породах, зимних узорах на стекле, изображениях структур некоторых веществ, полученных с помощью электронного микроскопа, ветвящихся крон деревьев, кровеносной и дыхательной систем человека или животных и т.п. Фрактал (лат. fractus — дробленый, сломанный, разбитый) – это сложная, бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой постоянно повторяется при уменьшении. Соответственно, увеличение масштаба не ведет к упрощению структуры, на всех шкалах мы увидим одинаково сложную картину. Фракталы описываются строгими математическими уравнениями и легко моделируются на компьютере.
Внутри этих уровней главными являются горизонтальные (координационные, согласующие) связи, а между уровнями — вертикальные (субординационные, подчинительные). Совокупность горизонтальных и вертикальных связей позволяет говорить о целостной, единой, иерархической структуре Вселенной, в которой основными квалификационными признаками являются размер объекта и его масса, а также их соотношение с физическими параметрами человека. На основе этого критерия выделяют следующие уровни материи: микромир, макромир и мегамир[11].
Микромир— область предельно малых, непосредственно не наблюдаемых материальных микрообъектов, размер которых исчисляется в диапазоне от 10-6 до10-14 м, а время жизни — от бесконечности до 10-24 с. Сюда относятся поля, элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы.
Макромир— мир материальных объектов, соизмеримых по своим масштабам с человеком. На этом уровне пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, метрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, днях и годах. Макромир представлен макромолекулами, веществами в различных агрегатных состояниях, живыми организмами, человеком и продуктами его деятельности.
Мегамир —сфера огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в которой измеряется астрономическими единицами (1 а. е. = 8,3 световых минут, время за которое свет проходит расстояние от Солнца до Земли), световыми годами (1 световой год = 10 трлн км) и парсеками (1 пк = 30 трлн км), а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет. К этому уровню материи относятся наиболее крупные материальные объекты: планеты и их системы, звезды, галактики (многомиллиардные звездные системы) и их скопления, образующие метагалактики.
Диаметр нашей Галактики («Млечный путь») составляет около 30 тысяч парсек или 100 000 световых лет при оценочной средней толщине порядка 1000 световых лет. Галактика содержит, по современным оценкам, до 400 миллиардов звезд. Основная масса звезд расположена в форме плоского диска. По состоянию на январь 2009, масса Галактики оценивается в 3×1012 масс Солнца, или 6×1042 кг. Большая часть массы Галактики содержится не в звездах и межзвездном газе, а в несветящемся компоненте сферической формы, состоящем из темной материи.
В 1990 г. автоматический беспилотный космический зонд НАСА «Вояджер-1» сделал знаменитый снимок нашей планеты с окраины Солнечной системы на расстоянии 5,9 млрд км. На фотографии Земля занимает площадь 0,12 пиксела – отсюда название фото «Pale Blue Dot» - «бледно-голубая точка». В одном из своих выступлений – речи от 11 мая 1996 один из кураторов проекта, знаменитый американский астроном К. Саган (Carl Edward Sagan; 1934-1996), поделился своими мыслями о значении этой фотографии:
|
«Взгляните еще раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, каждый когда-либо существовавший человек прожил свою жизнь на ней. Все наши радости и страдания, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюбленная юная пара, каждая мать и каждый отец, каждый подающий надежды ребенок, каждый изобретатель и путешественник, каждый духовный учитель, каждый продажный политик, каждая «суперзвезда», каждый «верховный лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на этой пылинке, зависшей в лучах солнечного света. Земля — очень маленькая сцена на необъятной космической арене. Вспомните о реках крови, пролитых всеми полководцами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, ненадолго стать хозяевами части этой песчинки. Вспомните о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми от них обитателями другого уголка. О том, как часты их разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть… Земля пока — единственный известный мир, ютящий жизнь. Нашему виду больше некуда переселяться — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Поселиться — еще нет. Нравится вам это или нет, на данный момент Земля — наш дом. Кто-то сказал, что астрономия прививает смирение и воспитывает характер. Наверное, нет лучшего доказательства глупости человеческого тщеславия, чем этот далекий образ нашего крошечного мира. Для меня, он подчеркивает нашу обязанность быть добрее друг с другом, беречь и лелеять бледно-голубую точку — единственный дом, который мы когда-либо знали». |
Особенно должно поражать то, что человек, средний рост которого примерно в 1012 раз больше, чем размер атома, а место, занимаемое всем человечеством в пространстве в 1019 раз меньше размера видимой Вселенной, оказывается способным объединить в своем сознании в единую логико-иерархическую цепь все вышеперечисленные объекты, начиная с субатомных частиц и заканчивая Вселенной в целом. Более того, для «венца творения», наделенного разумом, становится возможным постижение смысла созерцаемого Космоса, т.к. и разум человека, и логика устроения мироздания восходят к одному Источнику – Божественному Логосу[12]. Таким образом, именно в христианской парадигме мышления коренятся фундаментальные «аксиомы», постулирующие познаваемость мира, способность человеческого ума адекватно отражать действительность и логику всего мироздания.
* * *
Химическим элементом принято называть вид атомов с одинаковым зарядом ядра (числом протонов), совпадающим с порядковым или атомным номером в Периодической системе элементов Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907).
К 1830 г. было открыто 55 химических элементов, причем значительное количество из них – в рекордно короткие сроки. В связи с постоянно растущим числом вновь открытых видов атомов, сильно различающихся по своим свойствам, встал вопрос о об их систематизации и классификации. На протяжении нескольких десятков лет исследователями велся поиск закономерностей, связывающих в единое целое все разнообразие известных элементов, предлагались различные классификационные схемы, однако, в предлагаемые варианты систем многие элементы по-прежнему «не вписывались». Используя идею расположения частиц в порядке возрастания атомных весов, выдвинутую французским геологом и химиком Б. Де Шанкуртуа (Alexandre-Émile Béguyer de Chancourtois; 1820–1886), англичанин Дж. Ньюлендс (John Newlands; 1837–1898) в 1865 г. опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав». Пронумеровав элементы и сопоставив их номера со свойствами, Ньюлендс пришел к следующему выводу: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым впервые была высказана идея о гармоничной периодичности в изменениях свойств элементов.
Наконец, в марте 1869 г. Д.И. Менделеев после напряженной работы представил Русскому химическому обществу сообщение об открытии им Периодического закона химических элементов. Предсказывая свойства простых веществ и их соединений, Д.И. Менделеев исходил из того, что свойства каждого элемента являются промежуточными между соответствующими параметрами двух соседних элементов в группе периодической таблицы (т. е. сверху и снизу) и одновременно двух соседних элементов в периоде (слева и справа).
В 1871 г. в итоговой статье «Периодическая законность химических элементов» Д.И. Менделеев дал следующую формулировку Периодического закона: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от атомного веса». Тогда же Менделеев придал своей периодической таблице вид, ставший классическим (т.н. «короткий вариант»).
В отличие от своих предшественников, Менделеев не только составил таблицу и указал на наличие несомненных закономерностей в численных величинах атомных весов, но и решился назвать эти закономерности фундаментальным законом природы. Более того, он не только взял на себя смелость на основании предположения, что атомная масса предопределяет свойства элемента, изменить принятые в то время атомные веса некоторых элементов, но и подробно описать свойства еще целого ряда неоткрытых.
На протяжении многих лет Д.И. Менделеев боролся за признание Периодического закона; его идеи получили признание только после того, как были открыты предсказанные Менделеевым элементы: галлий (1875 г.), скандий (1879 г.) и германий (1886 г.) – соответственно: «экаалюминий», «экабор» и «экасилиций». С середины 1880-х годов Периодический закон был окончательно признан в качестве одной из теоретических основ химии.
В некоторых случаях Д.И. Менделеев менял местами известные элементы, исходя из их свойств (например, Co/Ni; Ar/К), вопреки закономерно возрастающим атомным весам, предвидя, фактически, что за порядковым номером в Периодической таблице скрывается нечто фундаментальное. Атомный номер, совпадающий, как предположил в 1911 г. голландский физик А. Ван ден Брук (Van den Broek; 1870–1926), с величиной положительного заряда ядра атома, стал основой химической систематики элементов и их соединений. В 1920 г. английский физик Дж. Чедвик(James Chadwick; 1891–1974) экспериментально подтвердил гипотезу Ван ден Брука; так был раскрыт физический смысл порядкового номера элемента в Периодической системе. Периодический закон получил современную, привычную для нас формулировку: «Свойства простых веществ, а также их соединений, находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов элементов».
На октябрь 2009 года известно 117 химических элементов, из них 94 обнаружены в природе (некоторые — лишь в следовых количествах), остальные 23 получены искусственно в результате ядерных реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева по сути являются блестящим и наглядным примером того, как человеческий ум может не просто систематизировать факты, но глубоко постигать структурную иерархию, логику, Божественный замысел тварного мира. В ХХ веке неоднократно проводились аналогии системы Д.И. Менделеева с открываемыми химическими (например, гомологические ряды органических соединений углерода) и биологическими закономерностями – Законом гомологических рядов Н.И. Вавилова[13], «рефренами», «номогенетическими[14] параллелизмами», – сходными повторяющимися структурами у различных живых организмов, как бы заполняющих многомерную матрицу, отражающую Замысел творения.
Рассмотрев очевидные закономерности в структуре Вселенной (от субатомных частиц до метагалактик), можно вполне определенно заметить, что они не бессмысленно-самодостаточны, но отражают, как нерукотворная икона, идеальный принцип иерархичности Мироздания, возглавляемого Самим Творцом «всего видимого и невидимого». Эта иерархия отражена в библейских текстах, в первую очередь в Шестодневе. Всем известны высказывания о внутренней иерархичности природы человека как «микрокосма». Здесь же представляется уместным указать на мысли святых отцов, задолго до открытия принципа системности, говоривших о «ступенчатом», иерархическом устроении Космоса, главой и царем которого и был поставлен Богом первозданный Адам: «…природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенному»,–замечает святитель Григорий Нисский[15].Согласно святителю Григорию Паламе, Бог «все видимое и невидимое произвел ради человека. Ведь не [только] небо и землю, воду, воздух и огонь, а также все, что [заключается] в них, [сиречь] разнообразные виды животных и растений, которые нам невозможно [и] перечислить по порядку,но даже сами многообразные и бесчисленные мириады ангелов [Бог] произвел ради человека»[16].В таком осмыслении сама «сфера жизни» в свою очередь вписывается в стройный иерархический ряд, состоящий из геосферы (включающей в себя литосферу – земную кору, гидро- и атмосферу), биосферы и ноосферы – сферы разумной творчески-преобразующей деятельности человека.
Согласно Дионисию Ареопагиту и преп. Максиму Исповеднику, материя «имеет некий отзвук умственного благолепия» и «несет сама в себе доказательства того, что от Бога и появилась она и Им была упорядочена. Так что всякий материальный порядок имеет некие смутные и неясные черты подобия и сходства с умственным», т.е. постигаемым духовно[17].
На страницах своих «Основ христианской философии» прот. Василий Зеньковский (1881–1962) обращает внимание на то, что обобщенно все мироздание может быть разделено на 6 автономных «уровней», причем каждый невыводим из более низших и несводим к ним: «…всякая высшая ступень опирается на низшую, но не есть продукт ее; эта прерывность в строении бытия и может быть выражена понятием иерархической структуры» (по нисходящей линии)[18]:
духовное бытие (личностное существование);
психосфера (психическое проявление жизни);
биосфера (феномен материальной жизни);
химическое бытие (атомно-молекулярные структуры);
материальное физическое бытие (материя с фундаментальными законами ее существования);
математическое бытие (как логика мироздания).
Несмотря на то, что мир слагается из независимых друг от друга «единиц бытия», он, тем не менее, сопряжен в целостное гармоничное единство как свидетельствующее о Едином Творце.
Таким образом, грандиозная и стройная иерархия видимого мироздания, отображающая сверхчувственную красоту мира невидимого, в метафизическом смысле венчается образом Божиим – человеком, соединяющим в себе по замыслу Творца оба мира в деятельном и созерцательном служении Живоначальной Троице.
[1] См.: Ружицкий К., прот.Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Машинопись. – Загорск, МДА, 1958.
[2] Ружицкий К.., прот.Учение св. отцов и церковных писателей о материи (первых четырех веков). Машинопись. – Загорск, МДА, 1958. – С. 263.
[3] Материя // Малая советская энциклопедия. Под общей ред. Н.Л. Мещерякова– М., 1930. – С. 35-36..
[4] Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически, сущностно первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
[5] «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистического агностицизма и идеализма». -Ленин В.И.Материализм и эмпириокритицизм //ПСС. Т. 18. — С. 277-278.
[6] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 64.
[7] Там же, с. 68-69.
[8] Ксанфомалити Л.В.Новая Вселенная: темная материя, темная энергия, темные эпохи// Историко-астрономические исследования. Вып. XXXII / Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН / Отв. ред. Идлис Г.М. – М.: Наука, 2007. – С. 21-47.
[9] Канке В.А.Философия науки: краткий энциклопедический словарь. – М.: Омега-Л, 2008. – С. 137.
[10] Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 64.
[11] Там же,с. 65.
[12] Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. - С. 291-294.
[13] Гомологические ряды в наследственной изменчивости — понятие, введенное генетиком Н.И. Вавиловым (1887–1943) в 1920–1923 гг. после исследования параллелизмов в явлениях наследственной изменчивости по аналогии с гомологическими рядами органических соединений, основанных в свою очередь на закономерностях, отраженных в Периодической системе.
Закономерности в полиморфизме (многообразии структур) у растений, установленные путем детального изучения изменчивости различных родов и семейств, можно условно до некоторой степени сравнить с гомологическими рядами органической химии, например с углеводородами (CH4, C2H4, CH3…), а также периодичностью в Системе элементов Д.И. Менделеева.
Суть явления состоит в том, что при изучении наследственной изменчивости у близких групп растений были обнаружены сходные формы, которые повторялись у разных видов (например, узлы соломины злаков с определенной окраской или без нее, колосья с остью или без и т. п.). Наличие такой повторяемости давало возможность предсказывать наличие ещё не обнаруженных аллелей (различных форм одних и тех же генов), важных с точки зрения селекционной работы.
[14] Номогенез ( nomogenesis ) – недарвиновская теория развития жизни, обязанная своим названием книге академика Льва Семёновича Берга (1876–1950) «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» (Петроград, 1922), одним из основных положений которой было признание закономерного, а не случайного характера изменчивости организмов, лежащей в основе эволюционного процесса.
[15] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). – СПб.: АХIОМА, 1995. - С. 22-25.
[16] PG. 151. 449C. - Цит. по: Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - С. 188.
[17] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии//Сочинения (с толкованиями преп. Максима Исповедника). – СПб.: Алетейя, Издательство Олега Абышко, 2002. – С. 63. (Глава II).
[18] Зеньковский В.В.Основы христианской философии. – М.: Канон, 1996. – С. 164-171. (Электронный ресурс: http://azbyka.ru/hristianstvo/sut_2/zenkovskiy_osnovy_hristianskoy_philosofii_04-all.shtml#14 )
Источник: Портал Богослов. Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии