Материалы СМИ: "Игры с хронологией. Мировоззренческим базисом, составившим основу мифологии "некрокоммунистов", является неоязычество"
Роман Силантьев, Ольга
Стрекалова. "Некроманты наших
дней, или Обзор услуг
по оживлению людей,
организаций, государств". - М.:
Снежный ком, 2020. - 166 с.
Рецензируемое издание представляет собой подробное исследование феномена псевдокоммунистических групп ("некрокоммунистов", "свидетелей СССР" – в трактовке авторов), получивших широкое распространение на постсоветском пространстве. Как отмечают авторы, только в России к 2020 году было выявлено свыше 50 крупных групп "некрокоммунистов" и идеологически близких к ним "живых людей" – организаций, отрицающих любые виды гражданства.
Анализируя хронологию появления на территории Российской Федерации адептов мировоззрения "живого" Советского Союза, причинно-следственные связи, позволившие успешно развиваться "некрокоммунизму", авторский коллектив предпринимает успешную попытку исторической ретроспекции и находит истоки рассматриваемого движения в идеологических концептах немецких и американских сект 1970-1980-х годов: "суверенных граждан", "рейхсбюргеров" и т.п.
По мнению Силантьева и Стрекаловой, мировоззренческим базисом, составившим основу мифологии "некрокоммунистов", является неоязычество. Данный тезис неоспорим. Возникнув в конце 70-х годов XX века, отечественный вариант младоязычества априори находится в состоянии постоянной трансформации. В ряде случаев полученный "продукт" выходит далеко за рамки традиционных для российского неоязычества дискурсов серии Blut und Boden и становится синкретическим явлением, пытающимся объединить под одним знаменателем "все и вся", превращаясь во внесистемную копию New Age.
Фактический материал, собранный авторами исследования, демонстрирует доминантное присутствие неоязыческой идеологии в мировосприятии рассматриваемых сообществ.
Вот лишь некоторые примеры: подобно некоторым современным языческим группам, лидеры "некрокоммунистов" склонны к "игре" с хронологией – в деле поиска основ славянской государственности. Создается "свое время" – "правильный" календарь. Также в программных документах "свидетелей СССР" встречаются "традиционные" призывы в защиту этноса – "коренных народов", "аборигенов", фигурируют "правильные" управленческие и "научные" институты ("Вече Руси", "Русская Православная Академия") и, естественно, "настоящая" история. Большое значение играет конструирование "новояза" – создание собственного языка на базе искажений, собственных прочтений принятой орфографии. Апогеем неоязыческой парадигмы становятся авторские теогония и генеалогия, ярко проявившиеся в титулярнике вождей движения. К безусловным плюсам следует отнести и выбранную авторами систему изложения материала.
Кроме главы, посвященной истории вопроса, издание включает описание основных направлений и организаций "некрокоммунистов", действующих на территории России (рассмотрено более 20 групп), приведены основные виды деструктивной деятельности "свидетелей СССР", представлен краткий словарь специфических терминов-маркеров и подборка "документов", созданных харизматическими лидерами сообщества. По нашему мнению, наиболее важной является третья глава исследования, в которой содержатся практические рекомендации и советы экспертов по противодействию деятельности религиозно-политических, коммерциализированных псевдокоммунистических групп. Предлагаемое исследование будет крайне полезным для специалистов наук гуманитарного цикла: религиоведов, политологов, историков, социологов и всех тех, кому интересна проблематика новых религиозных движений.
Роман ШИЖЕНСКИЙ
"НГ-Exlibris"
12 ноября 2020 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии