Мастера возрождают костромскую народную роспись

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Мастера возрождают костромскую народную роспись
Сегодня этот промысел почти забыт.

Единороги, львы, синие розы – традиционные мотивы костромской народной росписи. Сегодня она почти забыта. Но есть мастера, которые заняты восстановлением этого старинного промысла. С одним из них познакомился Андрей Тихомиров.

На зеленом фоне, традиционном для костромской росписи, одним движением кисти мастер намечают красные кружки. Это основа для будущих цветов, говорит Данил Малышев. Затем на кисть вместе с красным он набирает второй цвет – белый – и рисует лепестки. Прием двухцветового мазка характерен для костромских умельцев, хотя и не уникален. Затем идут оживки черным штрихом. На роспись шкатулки уходит пять минут. Но, чтобы так быстро и точно работать, говорит мастер, нужно долго учиться. Народной росписью он увлекся еще в школе. А костромской начал заниматься в университете. "Когда я обучался, мы изучали и городец, и хохлому, и мезенскую роспись. И вот как-то мне показали костромскую, а мне других больше не надо стало. Преимущество в том, что она наша, именно из Костромы, из Костромской губернии", – делится художник Данил Малышев.

Мастера костромской росписи в основном занимались росписью храмовой. А в свободное время принимали светские заказы. И это было не украшение посуды и прялок, хотя это тоже, разумеется, делали. Но в первую очередь костромские художники расписывали интерьеры крестьянских изб. В этом, говорит Данил Малышев, и кроется главное отличие костромской росписи от остальных. "Палех – это миниатюра, а костромская роспись – это масштаб. Изображали и пароходы, и часы, и самовары, и хозяина, и хозяйку, всадника с шашкой", – объясняет художник Данил Малышев. Рисовали даже паровозы, все самое удивительное и современное, что окружало человека. Костромская роспись в XIX веке на пике своей популярности, шла в ногу со временем.

Если цветы, то чаще розы. При этом шиком считались синие. Синий краситель в старину получался из самых дорогих материалов. И чем больше синего в росписи, тем богаче заказчик. Мастера костромской росписи были отходниками. Уходили на заработки в другие губернии. Есть данные, что они доходили даже до Алтайского края. "Надо знать, чем жил твой дед, прадед, прадед – крестьянин. Что он умел, и что передавал из поколения в поколение", – говорит художник Данил Малышев.

https://smotrim.ru/article/4306138