Мартин Лютер: перманентная революция. Андрей Зайцев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Зайцев

31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах ордена августинцев Мартин Лютер прибил 95 тезисов, в которых, в частности, критикует продажу индульгенций. Этот день затем войдет в историю как первое публичное выступление одного из основателей протестантизма, что дает повод поговорить о судьбе Лютера и его детища.

Дать однозначную оценку личности Лютера и его значению в истории христианства практически невозможно. Еще при жизни августинского монаха современники высказывали о нем противоположные точки зрения.

Одни считали его вторым апостолом Павлом, другие – бранчливым невротиком и разрушителем Церкви. Слова и поступки Лютера позволяют признать правоту и тех и других. Главным достоинством «виттенбергского папы» (Лютер был доктором богословия университета в городе Виттенберг) стал перевод Библии на немецкий язык и временное объединение нации в борьбе с Римом и Папством. В тоже время, сочинения реформатора приводили к разгрому католических монастырей, издевательству над монахами и резкому падению нравов, что отмечали даже сторонники протестантизма.

Еще больше противоречий можно найти и в биографии реформатора. Практически все важнейшие события в его жизни сложно объяснить однозначно. Например, его уход в монастырь в 1506 году одни объясняли несколькими знамениями. Сперва Лютер сильно поранился, неуклюже засовывая шпагу в ножны, затем нашел своего товарища мертвым и, наконец, попал в сильную грозу: рядом ударила молния, и испуганный юноша дал обет стать монахом; другие – тяжелым детством и недостатком родительской любви (отец Мартина был жесткий человек, часто бивший сына, но при этом заботившийся о его образовании), а сам реформатор давал различные объяснения своего поступка.

Лишь одно можно сказать точно – став монахом, Лютер воспринимал Бога не как любящего Отца, но зато постоянно боялся наказания за свои поступки. При этом одни говорят о том, что Мартин в юности любил пирушки. В 1507 году будущий реформатор мог написать в письме: «Человеческая слабость меня удручает. Я чувствую себя усталым и ленивым. Из-за попоек и наступающего за ними следом тяжкого похмелья я до сих пор не успел ничего ни написать, ни прочитать». С другой стороны, протестантские историки говорят о том, что юность Лютера была безупречна.

Во время своего монашества Мартин Лютер много преподавал, читал лекции по Библии, проповедовал и мучительно искал ответы на вопросы, как можно спастись человеку, если его грехи значительно превышают добродетели. Всю жизнь будущего реформатора мучили неврозы и приступы тоски. Иногда он полагал, что одержим дьяволом, на протяжении всей жизни он представлял сатану в качестве своего непосредственного противника, а потом много раз называл антихристом римского папу.

По мнению историков, первые признаки разочарования в католичестве появились у отца Мартина в 1511 году во время посещения Рима. В это время папство переживало не лучшие времена – «великим понтификам» постоянно не хватало денег, а потому Ватикан все чаще выпускал групповые и индивидуальные индульгенции, за которые желающие могли внести пожертвования. Индульгенции были своеобразными акциями, с помощью которых Рим решал свои проблемы. Кандидаты в епископы влезали в крупные долги, а затем обещали их отдать, торгуя отпущением грехов. Существовали специальные таксы, зависевшие от типа проступка, которому нужно было дать отпущение властью Папы: «7 червонцев для простого убийства, 10 –  для убийства родителей, 9 –  за святотатство». Монах доминиканец Иоганн Тецель, чья бойкая торговля индульгенциями, и считается поводом, вынудившим Лютера вывесить свои тезисы, вообще вел себя как рыночный торговец. У него была специальная прибаутка: «Денежка в ящике звяк — душа из чистилища прыг».

Августинский монах Мартин Лютер в послании, прибитом на стену храма, говорил о том, что продажа отпущения грехов за деньги недопустима: «В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?»
Чтобы ответить на этот и подобные им вопросы, совершенно не нужно было объявлять католическую церковь исчадием ада. Многие католики и гуманисты того времени также выражали недовольство торговлей должностями в Ватикане, продажей индульгенций и недостойным поведением отдельных пап, но лишь Лютеру удалось поднять Германию на борьбу с римской курией.

Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США

Немцы заплатили очень большую цену за эту битву – с 1517 года претензии реформатора к церкви все возрастали. В 1520 году после своего отлучения Лютер выпускает обращение «К христианскому дворянству немецкой нации», в котором объявляет, что «борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации», где формулирует важнейшие принципы Реформации. Лютер объявляет примат светской власти над духовенством. Ссылаясь на известный текст апостола Павла о покорности властям, реформатор призывает князей смело вмешиваться в дела католиков и поддерживать истинное христианство доктора Мартина. (Заметим, что когда правители вмешивались в дела протестантов, Лютер довольно быстро вспоминал о том, что власть священников выше мирской и говорил о независимости Церкви).

Бывший августинский монах считал, что священники и епископы не обладают особой благодатью, и их служение отличается от мирского лишь по должности, так что папа переставал быть сакральной фигурой и становился слугой антихриста, с которым необходимо было бороться. Почти перед самой своей смертью в 1546 году доктор Лютер выпускает серию карикатур, в которых папа изображается то в виде толстой свиньи, то в виде осла, то с нечистотами в руках.

Далее реформатор предлагает еще один радикальный шаг – отныне любой человек может спокойно толковать Библию, и его размышления над строками Нового или Ветхого Заветов будут иметь такую же ценность, как мнение папы или собора. Эта мера привела как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Лозунг Sola scriptura («только Писание» – лат.) приводит к бурному развитию библеистики и новозаветной текстологии, которая в свою очередь зарождает основы новой филологической науки.

Идеи Лютера приводят к переводам Библии на национальные языки и фактически лежат в основе создания многих европейских языков. Время латыни как языка науки, духовенства и общения начинает подходить к концу. Появляются богослужения и песнопения на национальных языках, и Слово Божие начинает звучать на языке простолюдинов. Стоит отметить, что переводы Священного Писания на национальные языки были и до Лютера, но его идеи резко оживили этот процесс. Отрицательной же стороной лозунга «Только Писание» можно считать постоянные споры между сторонниками различных течений в протестантизме, которые могли приводить к кровавым последствиям. Впрочем, точно такие же столкновения были в христианстве и до Реформации.

Однако главной идеей Лютера и Реформации было спасение верой и благодатью Христовой. Во многих своих текстах Лютер говорит о том, что Бог спасает человека не за его добрые дела или аскетизм, а исключительно за веру. Сама по себе эта идея встречалась у святых отцов, но доктор Мартин развивает ее в сторону радикализма. Он утверждает, что добрые дела или монашеская жизнь лишь отдаляют человека от Христа, поскольку большинство священников и монахов являются притворщиками или ушли в обитель по нужде.

С этого момента «виттенбергский папа» призывает священников и монахов жениться, разрешает второбрачие и даже существование нескольких жен. Отменяются посты, таинство исповеди, и бывшие монахи и монахини начинают предаваться самому ужасному разврату.

Падение нравов и уважения к духовенству были настолько катастрофичными, что сам Лютер с горечью говорил о том, что новые христиане не уважают своих пастырей, занимаются склоками и совсем забыли Заповеди Божии.

Сам Лютер в 1525 году женится на бывшей монахине и начинает вести жизнь обычного немецкого бюргера. Борьба с Папой окончательно становится целью жизни Лютера, и в конце жизни доктор Мартин даже редактирует для себя молитву «Отче Наш», добавляя к каждому прошению ругательства в адрес Папы и католиков.

Вся жизнь Лютера была посвящена избавлению от чувства вины, но даже перед смертью в 1546 году он не смог от него избавиться.


Источник: Нескучный сад