Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений
17 июня 2017 г.
В издательстве ББИ вышла новая книга: Хайнц Шиллинг, Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений. Пер. с нем., серия «История церкви», ISBN 978-5-89647-358-9, объем xvi + 710 с., твердый переплет
В преддверии Тридцатилетней войны Лютер представлялся бунтарем, защищающим протестантский мир от контрреволюционных «римлян»; в эпоху Просвещения он рисовался кротким и открытым миру; в начале XIX века национальный Лютер выступал в качестве героического носителя немецкой религиозной глубины… Автор этой книги, впервые вышедшей в 2012 г. и выдержавшей уже четыре издания, ставит своей целью разрушить мемориальный культ Лютера и показать реформатора, его мысль и дело такими, какими они предстают перед сегодняшним человеком, а именно – как свидетельства «того мира, который мы потеряли».
Среди дюжины переводов (как на западно- и североевропейские языки, так и на польский, словацкий и корейский) данный русский перевод моей биографии Лютера, впервые вышедшей в 2012 г. и выдержавшей уже четыре издания, для меня особенно важен. Он весьма точно отвечает намерениям моего исторического описания жизни и деятельности немецкого реформатора, а также его значения для настоящего времени. В книге речь идет о научной деконструкции немецкого протестантского мифа о Лютере и о реконструкции подлинных исторических взаимосвязей. Миф о Лютере затемнял их на протяжении половины тысячелетия и способствовал возникновению у последующих поколений ложных представлений как о жизни и деятельности Лютера, так и об их влиянии на немецкую историю вплоть до настоящего дня…
Моя биография Лютера … исходит из того, что Лютер и Реформация важны не только для богословов и церквей, но и для гражданского общества в целом, которое в его современном виде было бы немыслимо без радикальных изменений, вызванных Реформацией. Наконец, речь идет о глобальной перспективе: она показывает как религиозные и церковные взаимосвязи в узком смысле, так и культурные, политические и общественные следствия немецкой Реформации в сравнительном контексте всемирной истории.
Хайнц Шиллинг,
из Предисловия
Хайнц Шиллинг (род. в 1942 г.) - известный немецкий историк, один из основателей "конфессиональизма" - теории о развитии церкви, государства и общества после Реформации в XVI-XVII вв. Был профессором ранней новейшей истории в университетах Оснабрюка, Гисена и Берлина. Автор многих книг. Почетный доктор богословия Геттингеского университета, член Британской и Европейской академии.
Содержание
Предисловие к русскому изданию
ПРОЛОГ: Лютер – человек эпохи веры и перемен
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДЕТСТВО, УЧЕБА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ МОНАШЕСТВА. 1483 – 1511
I. 1483 г. – Пробуждение христианского мира
Новые мировые державы, Новое благочестие и модернизированное папство, Партикулярные государства и власти в Европе раннего Нового времени, Рост населения и торговый капитализм, Век наук и искусств, Германский бум, Беспорядки и брожения
II. Детство и юность
Сын «бедного рудокопа»?, Строгость и радикализм повседневной жизни в Мансфельде, Школа и учение, Интеллектуальный профиль и характер
III. Кризис и прибежище в монастыре
Студенческий кризис и обращение в Штоттернхайме, «Совершенно умер для мира»?, Душевные терзания деятельного благочестия, На службе ордена вплоть до поездки в Рим
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВИТТЕНБЕРГ И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ 1511-1525
I. Виттенберг
«На границе цивилизаций», Рост резиденциального и университетского города, Бастионы, равелины и крепостные рвы, Между монастырем, дворцом и бюргерским городом, Университет и реформа образования, Дружеские и приятельские связи
II. Элеутериос – рождение свободного Лютера
Долгий путь к реформаторскому богословию, Римская альтернативная реформа, Тезисы об отпущении грехов – мифы и реальность, «В одиночку сцепился с папистами»
III. Реформатор – самоопределение перед церковью, кесарем и империей
1. Шаги к прояснению
Месяцы неуверенности и напряженного ожидания, Оправдание перед орденом и легатом, Поражение в споре с Иоганном Экком, «Настало время говорить» – программные документы Реформации, опубликованные начиная с 1520 года, Никакого решения в последний момент – апелляция к Льву Х и
исповедание грехов Адриана VI, Пламенный пророк против папского антихриста
2. Путь в Вормс
Надежда на юного короля Карла, «Даже вопреки воле всех адских врат», Триумфальное шествие в телесных муках
3. Реформатор и император
Утверждение святой веры или евангельская евангелическая реформа, «Совесть, плененная словом Божьим», Его величество в плену у великих предшественников, Последующие обсуждения и отъезд, Историческое значение вормсских событий
IV. Каторжный труд начинается
1. Затворник в крепости и предводитель бунта
На перепутье мировой истории, «Жив ли он еще или они убили его?», Присутствие в слове и образе, Реформа посредством дворянского меча и народного насилия?, «Евангелие есть закон для добровольцев и свободных»
2. Время размышлений и трудов
Повседневная жизнь в Вартбурге, Первые проекты евангелического обновления церкви, «Я был рожден для своих немецких сородичей»
V. Борьба за первенство личной интерпретации в собственном лагере
1. Противостояние «лжебратьям»
Реформация «смуты и мятежа»?, Прибытие в Виттенберг «под намного более высоким покровительством», Обретение контроля через проповедь, Реформация исключительно
путем убеждения, Победа над Карлштадтом и пророками из Цвикау, «Кто не видел в Виттенберге Лютера, тот вообще ничего не видел»
2. Против Мюнцера и «разбойничьих банд крестьян»
Свобода: христианская или крестьянская?, Лютер или Мюнцер, Прибежище у власть имущих, Победа Лю-
тера и ее цена, «Его смерть на моей совести»
VI. Обустройство в мире – брак, семья, большое хозяйство
1. Брак как знамение последних времен
Катарина фон Бора, В поисках невесты, Свадьба: осмеянные на земле, воспетые на небесах, Новый опыт повседневности: сексуальность и супружеская любовь
2. «Господин Катарин»
«Чтобы доктор делал то, что я хочу», Большое хозяйство в черном монастыре, Застольные беседы
3. Дети – милейший залог супружества
Отцовская любовь, Отцовская строгость
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: МЕЖДУ УВЕРЕННОСТЬЮ ПРОРОКА И ВРЕМЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ – 1525-1546
I. Евангелическое обновление церкви и общества
1. Виттенберг как кафедральный город Лютера
Партикулярная Реформация вместо всеобщей реформы, Старик Лютер – пессимист и неутомимый труженик, Христианские бюргерские добродетели и дисциплина нравов, Душепопечитель и проповедник, За центральной кафедрой протестантизма, В служебных поездках
2. Виттенбергское богословие между Римом и Цюрихом
Культура полемики, Против Эразма и гуманистической свободы воли, Реальность присутствия Христа на земле – Тайная вечеря и крещение, Академическое преподавание, Роза Лютера и почитание Девы Марии
3. За евангельский порядок церкви и христианское воспитание детей
Средневековые модели реформы и реформаторский фундамент, Первые шаги церковной общины – Лайснигское «Положение о кассе», Саксонский порядок визитаций, Евангелическая общая реформа школы и семьи, Катехизис Лютера, Испытание совести и исповедь, Последствия: конфессиональные церкви и культуры Нового времени
II. «Но у нас, христиан, другой противник»: вызовы мира
1. Воинствующий наблюдатель на заседании Аугсбургского исповедального рейхстага
Призыв императора к примирению, В вороньем царстве, Борьба за Confessio Augustana, Маловерие и чувство реальности, Против экуменизма, религиозных переговоров и синода
2. Свобода союзов и сопротивление: библейское политическое учение
Назад в Виттенберг, Политический советник в трудное время, О двух царствах и двух властях, Право на сопротивление и Шмалькальденский союз, Против политического католичества и анабаптистов в Мюнстере, Папский синод и «религиозное завещание»
3. Дилемма гессенского двоебрачия
«Неуемная сексуальность» или «конец двойных стандартов»?, Примеры для сравнения из католического лагеря, Пастырство душ и политика
4. Экономическое хозяйство, общество и окружающий мир
Принцип «занимайте, не требуя возврата» неприменим в этом мире, Против спекулянтов и ростовщиков, Профессия и социальное положение, О ведьмах и цыганах, Поведение христианина в мире
III. Эмоциональный конфликт: между радостью жизни в покорности Богу и апокалиптическими страхами
1. Земные радости: картины, поэзия и музыка
«Ибо я не сторонник бильдерштурма», «Когда я пишу, слова сами приходят мне на ум», «Люблю музыку», «Чтобы слово Божье пребывало среди народа и через песнопения»
2. Эсхатологические угрозы: турки и евреи
Работы, направленные против турок: история и история спасения, Евреи – повседневный фон, Йозель Розхаймский, Ранние и поздние работы относительно евреев, Водянистая еврейская кровь, Эсхатологическое мышление и защита от иноверцев
IV. Смерть во Христе: «Мы нищие. Это истина»
Поездки в Мансфельд – ради спасения горнодобычи и евангелической церкви, Последние проповеди: против турок, евреев и дьявола, Последние размышления – смерть во Христе, Траурный церемониал, погребение и увековечение памяти, Еще раз о реформаторе и императоре
Эпилог. Лютер и Новое время: диалектика провала и успеха
Новый мир и роль Лютера в его формировании, Конец универсализма, Успех Лютера и его предпосылки, Конфессиональные церкви и конфессиональные культуры Нового времени, Государство и политика, Толерантность и плюрализм, Христиане и иудеи, Свобода и совесть, Вера, открытая миру
Благодарности
Библиография
Именной указатель
Источник http://standrews.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии