Манипулятивные технологии «черного пиара». Ирина Анисимова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В культе Свидетелей Иеговы*

Проникновение деструктивных религиозных организаций в социокуль­турное пространство России является в настоящее время одной из актуальных и насущных проблем нашего общества. Проблем, связанных не только с деваль­вацией исторического наследия и культурных ценностей государства, но также с негативными последствиями психогенных воздействий на сознание, которые осуществляются руководителями культов.

Большинство подобных воздействий происходит на уровне манипуляций сознанием адептов. Манипулятивные технологии являются основополагающи­ми средствами влияния в деструктивных религиозных организациях. Они неиз­бежно носят негативный характер, преднамеренно вводя человека в заблужде­ние. Напомним, что сам термин «манипуляция» имеет разносторонние оттенки в зависимости от целей и области применения.

Манипуляция - один из способов психологического воздействия на лич­ность или группу людей, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем неза­метного подталкивания человека к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, не совпадающих с изначальными намере­ниями объекта манипуляции.[1] В метафорическом значении, по словам Е.Л. Доценко, манипуляция имеет три важнейших признака:

1.   Идею «прибирания к рукам»;

2.   Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности реше­ний и действий адресата влияния;

3.    Искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.[2]

Самое важное правило манипуляций - воздействовать на подсознание ин­дивида таким образом, чтобы он выполнял заданную команду (завуалированное желание манипулятора), но при этом считал, что делает это сам, по доброй воле и собственному желанию. Поставленная задача наиболее результативно осуществ­ляется по следующему механизму. Первоначально в объекте манипуляции прово­цируется стимуляция какого-либо из базовых инстинктов (например, страха), следствием чего, в свою очередь, является определенный психологический дис­комфорт. После этого манипулятор демонстрирует способ избавления от того результата, который явился следствием негатива в психике, давшего начало разви­тия психо-невро-патологической симптоматики. Эти действия заставляют челове­ка не только принять условия манипулятора, но с радостью считать их близкими ему, созвучными его мышлению и внутреннему переживанию.

Таким образом, в манипулятивных технологиях реализуется механизм психологического влияния. Здесь под влиянием мы понимаем процесс измене­ния поведения человека за счет формирования новых установок, намерений, представлений, оценок и предпочтений. Направленное влияние всегда сугге­стивно. Суггестия - это процесс воздействия на психику на фоне снижения соз­нательности и критичности, т.е. вне понимания, вне анализа, вне оценки инфор­мации. Поскольку одной из отличительных особенностей деструктивных куль­тов является резкое снижение (вплоть до полного уничтожения) критического барьера мышления адептов, суггестия внутри культа особенно эффективна.

Подобную конфронтацию с собственной психикой человека активно ис­пользуют манипуляторы. Они намеренно создают дисбаланс в его психике (на­гнетают обстановку), а после этого предлагают своего рода «лекарство» (спо­соб избавления от вызванной ранее ими же симптоматики).

В данной статье мы рассмотрим реализацию в тоталитарном культе одно­го из наиболее действенных способов манипуляции - «черного пиара». Совре­менный век технологий и рекламы давно имеет представление о принципах создания данной манипулятивной технологии. Без «черного пиара» в настоящее время не обходится ни политический, ни экономический, ни рекламный, ни ка­кой другой вид деятельности.

Термин «пиар» имеет многогранное значение, так как употребляется в разных сферах социальных коммуникаций. Суть пиар-влияний заключается в формировании у людей определенных массовых стереотипов - «образа жизни» и «образа мысли», как примеров для подражания. «Черный пиар» - деятель­ность, направленная на ухудшение имиджа (дискредитацию) конкурента или оппонента. В ходе «черного пиара», происходящего посредством обмана и фальсификации, провокационная информация об объекте манипуляции либо распространяется внешними субъектами (манипуляторами), либо исходит не­посредственно от жертвы пиара. Если манипулятор хорошо владеет психиче­скими приемами влияния на сознание, и черная пиар-акция спланирована, то человеку едва ли возможно этому противостоять.

Рассмотрим конкретные примеры манипуляций, применяемые в религи­озной организации Общество Сторожевой башни, или Свидетели Иеговы*. Манипулятивные приемы, используемые в данном культе, имеют множество ас­пектов. Основной целью их является изменение и подчинение сознания челове­ка, с дальнейшим контролем и управлением его. Под видом самостоятельного принятия решения и свободного выбора адепту культа предлагается запланиро­ванная модель[3] контроля сознания. Деструктивный характер общины Свидете­лей Иеговы* давно уже установлен российскими и европейскими судебными ин­станциями. Вся организация построена на строгом иерархическом соподчине­нии: во главе ее стоит лидер и «правящая корпорация», мнение которой не об­суждается и не может быть подвергнуто критике или даже сомнению.

Исходя из этого, можно вполне определенно говорить, что во главе дан­ной организации стоит человек-манипулятор. Вся деятельность Общества Сто­рожевой башни* проецируется на привлечение адептов и их обработку методами контроля сознания. Этот контроль достигается с помощью манипулятивных технологий, одним из видов которых как раз и является упоминавшийся нами «черный пиар».

Постепенная обработка сознания адепта совершается по мере прохожде­ния им ступеней посвящения. Так, можно выделить здесь несколько стадий: на первой из них совершается «размораживание» сознания (разрушение Я-образа), далее - «изменение» (создание нового Я-образа), и, в конечном счете - «замо­розка» (закрепление нового Я-образа). Таким образом, достигается желаемый результат манипуляций, направленных на личность, уже внутренне зависимую от культа. При этом сама манипуляция происходит скрыто, для создания у адепта иллюзии самостоятельного принятия решения и реализации его свобод­ного выбора.

При этом сам адепт погружается в некий вакуум, из которого нет воз­можности выбраться самостоятельно. Во-первых, потому, что в культе проис­ходит деформация мышления адепта: его установки, взгляды и отношение к миру в целом меняются. Данный процесс изменения сознания идет в соответст­вии с определенными технологиями, которые можно назвать «модели контроля сознания и психологического манипулирования».[4] Во-вторых, одновременно с формированием зависимого поведения адепту внушается страх перед окру­жающим миром, другими людьми и жизнью вне культа. После подобной обра­ботки возможность выхода адепта из культа практически исключается.

Теперь посмотрим, каким же образом организация Свидетели Иеговы употребляет тактику «черного пиара» по отношению к своим адептам. Для на­чала отметим, что мышление внутри общины строится по принципу биполяр­ного видения мира: деление на «белое» и «черное» является характерным при­знаком данной организации. Следовательно, адепт культа, осознавая себя из­бранным и находящимся в узкой группе «спасенных», резко противопоставляет себя и своих собратьев всему окружающему миру, который является злом. При этом эксплуатация естественного для человека чувства принадлежности к об­ществу, осуществляемая путем социального группового давления, в еще боль­шей степени усиливает биполярность мышления.

Следствием такого подхода к адепту является отношение в среде «спа­сенных» к тем, кто по тем или иным соображениям покинул их ряды, выйдя из организации. Общение с ними построено таким образом, что члены культа не имеют права с ними общаться. «Если кто-то совершает тяжкие грехи..., собра­ние будет защищено от его порочного влияния... Верующие будут избегать его общения. То же самое, если человек больше не хочет быть Свидетелем Иеговы*, и сам отрекается от собрания».

Все это делается для того, чтобы уменьшить риск организации в дискредитации ее деятельности теми, кто покидает секту. С другой стороны, необхо¬димо как-то объяснить членам общины, почему так произошло и почему этого делать не стоит. Вокруг адепта, покинувшего организацию, создается негатив¬ный имидж через апелляцию к библейским цитатам с вольной их интерпрета¬цией. Так, руководство общины приняло негласный закон, по которому вы¬шедший из общины лишается не только права на какое-либо участие в их соб¬раниях, но даже приравнивается к тем, кто совершает тяжелейшие грехи, и вы¬водится за рамки общения. Ни рядовые члены организации, ни ее руководители не имеют права даже на то, чтобы поздороваться с ними, ставя их ни во что и полностью игнорируя сам факт их бытия на земле.

Следовательно, мы видим хорошо продуманную технологию «черного пиара» в Обществе Сторожевой башни. Ведь, чем ниже будет опущен имидж покинувшего организацию по причине разногласий либо противодействия ей, тем автоматически повышается статус самой общины, из среды которой исторгнут великий грешник, что, в свою очередь, очищает ряды Свидетелей Иеговы. Таким образом, даже малая мысль о несостоятельности вероучения организации не может закрасться в сознание ее адептов: страшная перспектива быть отвергнутым правящей корпорацией и вернуться в мир, окутанный беспросвет¬ной бездной тьмы, лишает адепта того фундамента, на котором еще хоть как-то может быть основан критический образ мышления.

Адепт не самостоятелен в выборе того «единственно правильного пути», на котором он только и может стоять. Путем незатейливых манипулятивных технологий ему внушается эта мысль, и впоследствии она становится для него руководством к жизни. А «черный пиар», очернение «противников Иеговы», ставит последнюю точку в процессе формирования соответствующих стереоти¬пов мышления, которые закрепляются в сознании и моделируют его поведение на оставшийся период жизни.

* - Свидетели Иеговы - религиозная организация, запрещенная в РФ


[1] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. С. 49-50.

[2]  Доценко Е. Л. Феномен, механизм, защита. - М., 1996.

[3] Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практиче­ского психолога. - М., 1996. - № 5. - С. 86-95.

[4] Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практиче­ского психолога. - М., 1996. - № 5. - С. 87.

Русская народная линия