Манилова: Русский музей закончил реставрацию шедевра Брюллова
https://smotrim.ru/article/4158303
Картина Брюллова "Последний день Помпеи" станет центральным экспонатом выставки "Великий Карл"
Картина Брюллова "Последний день Помпеи" станет центральным экспонатом выставки "Великий Карл", которая откроется в Русском музее в октябре. Грандиозное полотно прошло комплексную реставрацию. Экспертам предстоит оценить ее результаты. Репортаж Салимы Зариф.
В 86-м зале корпуса Бенуа наконец завершается процесс, который длился более девяти месяцев. Только здесь, в выставочном пространстве, а не в тесноте реставрационных мастерских могло поместиться это эпичное полотно Брюллова. И вот он, обновленный "Последний день Помпеи". Живопись словно действительно ожила – стали различимы детали, которые прежде не были заметны. Настоящим огнем горит киноварь зарева Везувия. Сюжетное пространство обрело глубину. Вдали четче стали просматриваться фигуры людей и животных, а на переднем плане играют яркими красками тщательно выписанные мизансцены. Зритель раньше мог и не заметить, что на булыжной мостовой лежит мертвая птица, что кожа горожан уже покрыта пеплом, что кисти в ящике на голове у художника в синем, красном и желтом – любимых цветах Брюллова. Этот юноша – его автопортрет. "Брюллов – художник уникальный, гений. Его кухня письма, особенно на крупных полотнах, сильно отличается. Здесь очень много переписок, на которые мы обращали внимание", – говорит ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Клёнова.
Инфракрасная съемка выявила, что сначала Брюллов чуть иначе расположил персонажей, а впоследствии менял позы на более драматичные. Картину исследовали при помощи передвижной лаборатории. Нашли более 50-ти прорывов, установили, что поверх авторского лакового слоя лежит еще три. Старый лак искажал цвета и вредил живописной основе. "Вот здесь очень хорошо видно, насколько он пожелтел, насколько он неравномерно лежит на поверхности. На изображении плеча мы видим лаковый затек, чуть выше также", – обращает внимание заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.
Огромное полотно везли на реставрацию, намотав на вал. От Михайловского дворца до корпуса Бенуа несколько сотен метров, но это был поистине титанический труд. Вскоре картину ждет обратный путь. Она станет ядром выставки “Великий Карл” к 225-летию художника, которую изначально хотели устроить в Инженерном замке. "Брюллов просто не помещается, но для начала не помещается Помпея. И этим уже всё сказано. Тесно. Долго думая насчет остальных дворцов Русского музея, мы поняли, что не должны уходить из Михайловского дворца", – признается генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Сперва работу должен принять реставрационный совет – эксперты из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Пушкинского музея и других соберутся уже завтра. Идут последние приготовления. Когда этот лак, выдуваемый по старинной технологии, высохнет, работа мастеров будет считаться законченной.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии