Маланкарская Церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение. Борисов П. Г.
Цель исследования — проанализировать особенности богослужения и богословской мысли, а также юрисдикционную подчиненность и внутреннюю иерархию Маланкарской Церкви Индии. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Вопросы богослужения и богословской мысли Маланкарской Церкви Индии представляют существенный исследовательский интерес в свете собственных национальных особенностей и исторической ретроспективы. Маланкарская Церковь Индии — уникальный образец самобытной Церкви, сохранившей верность христианской традиции и экклезиологию. Территориальная отдаленность Маланкарской Церкви от других древних Церквей Востока и других цивилизаций позволила ей пройти через столетия христианской, мировой и индийской истории в практически неизменном виде, сохранить аутентичность с элементами национального колорита, который отразился в богослужении и богословской мысли. Юрисдикция Маланкарской Церкви — классический пример полной автономии и независимости, которую с трудом смогли затронуть даже португальская колонизация и приход британцев в Индию.
Введение
Маланкарская Церковь Индии относится к числу древних Церквей Востока и является примером дохалкидонской церкви. Дохалкидонские церкви характеризуются тем, что не признают решения IV Вселенского (Халкидонского) Собора и последующих Вселенских Соборов. Помимо Маланкарской Православной Церкви, к числу дохалкидонских церквей относятся Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь и Маронитская Церковь.
Маланкарская Церковь признает Никейский Символ веры. Вероучение Маланкарской Церкви в ранний период, до Халкидонского Собора, формировалось в общем контексте Вселенской Церкви, на тот момент неразделенной, за исключением церквей, отпавших после III Вселенского (Эфесского) Собора. После Халкидонского Собора богословская мысль Маланкарской Церкви развивалась автономно от других церквей[1]. Вплоть до Позднего Средневековья, когда на полуострове Индостан появились европейские миссионеры, вероучение Маланкарской Церкви не испытывало влияния извне из-за географической удаленности от регионов, где существовали другие христианские конфессии. Существование в религиозной среде, где преобладающими конфессиями оставались традиционные верования народов Индии, сформировало в Маланкарской Церкви замкнутое сообщество[2], которому было попросту не с кем взаимодействовать в контексте развития богословской мысли. Таким образом, до настоящего момента и вероучение, и богослужебный обряд Маланкарской Церкви являются практически теми же, что и в первые века по Рождестве Христовом.
Особенности богословской мысли в Маланкарской Церкви в целом укладываются в контекст богословской мысли древних Церквей Востока. Маланкарская Церковь отвергает решения Халкидонского Собора и является монофизитской, то есть относится к числу Церквей, которые тем или иным образом отвергают наличие в Иисусе Христе человеческой природы и делают акцент на наличии в Нем только природы божественной. Данное учение было охарактеризовано на Халкидонском Соборе как еретическое, и это обстоятельство в настоящее время затрудняет установление канонического общения Маланкарской Церкви и других древних Церквей Востока с церквами, признающими решения Халкидонского и последующих Вселенских Соборов. Эта проблема свойственна отношениям всех Древневосточных Церквей с другими церквами. На данный момент их каноническое общение с основными христианскими конфессиями ограничивается взаимным признанием Крещения Католической Церковью, с одной стороны, и, соответственно, Коптской и Армянской Апостольской Церквами, с другой. При этом все древние Церкви Востока находятся в полном евхаристическом общении друг с другом.
Особенностью вероучения Маланкарской Церкви является то, что двойственность природы Иисуса Христа отвергается путем утверждения его единой богочеловеческой природы, в отличие от классического монофизитства, постулирующего наличие у Спасителя только божественной природы. Маланкарская Церковь утверждает[3], что «Иисус Христос является единым воплощенным лицом Бога Слова», что «единая природа [Спасителя. — П. Б.] состоит из Божественной и человеческой сущности в их совершенстве» и что «Союз Его Божественной природы с Его человеческой природой трансцендентен и невыразим посредством Слова без домысливания, без запутанности, без трансформации или преобразования, без изменения и без смешения»[4].
Богослужебный обряд Маланкарской Церкви Индии
Богослужебный обряд Маланкарской Церкви полностью соответствует традициям Древневосточных Церквей. Современная Маланкарская Церковь, по утверждению ее представителей, практикует сирийский православный литургический обряд (Syriac Orthodox Liturgy), относящийся к антиохийской литургической традиции. В то же время в литературе часто встречается обозначение данного обряда именно как маланкарского. В IV–V вв. от Рождества Христова Антиохийская Церковь взяла за основу литургического последования Литургию апостола Иакова. В то время ее служили исключительно на греческом языке, однако постепенно антиохийская традиция восприняла сирийский язык[5]. Развитие этого богослужения до середины XVII в. происходило за пределами Индии, а в регионе оно появилось благодаря иерусалимскому митрополиту Сирийской Церкви Григорию[6], прибывшему в Индию в 1665 г.[7] Ранее литургическая практика относилась к другому типу — восточно-сирийскому. Однако деятельность европейских колонизаторов, которые, в том числе, вмешивались в глубоко укоренившиеся местные церковные традиции, нарушила обрядовую преемственность, поэтому в конце XVII в. уже не было серьезных оснований противиться внедрению литургических практик, чем и занялся митрополит Григорий.
Вплоть до XX в. богослужения Маланкарской Церкви проводились на сирийском языке, однако в настоящее время наиболее распространенным языком богослужения является малаялам — дравидийский язык, который использует население индийского штата Керала[8]. Кроме того, практикуются богослужения на английском языке.
Наиболее характерной чертой антиохийской литургической традиции Маланкарской Церкви является большое число различных видов евхаристических молитв (анафор). Всего известно около восьмидесяти видов анафор антиохийской традиции, каждая из которых восходит к произведениям, используемым в Литургии апостола Иакова. Из всего этого числа в Маланкарской Церкви используется порядка десяти видов евхаристических молитв[9].
Для обозначения составных частей Литургии в Маланкарской Церкви применяется терминология, свойственная Католической Церкви (литургия Слова, литургия Евхаристии). В Маланкарской Церкви практикуются такие особенности сирийского литургического богослужения, как литургия Ладана (Liturgy of Incense), которая служится между литургией Слова и литургией Евхаристии. Литургия Ладана, отсылающая к традиции приношения ладана в Иерусалимском храме (см. Исх. 30, 1–10)[10], заменяет распространенную в Православной Церкви ектению об оглашенных и включает в себя отпущение грехов священника и предстоящих на Литургии мирян перед принесением Евхаристической Жертвы. Также она представляет приношение Богу, ибо благовония «символизируют богоугодные добрые дела и молитвы»[11]. Литургия Ладана также символизирует молитвы предстоящих Богу святых, которые соединяются с молитвами мирян, предстоящих на Литургии, в едином «истинном духовном приношении хвалы и поклонения»[12].
На Литургии обычно совершается два апостольских чтения: на первом читается отрывок из одного из соборных посланий святых апостолов, на втором — фрагмент одного из посланий апостола Павла[13]. Богослужебная практика чтения Евангелия на литургии схожа с принятой в Русской Православной Церкви.
Недельный богослужебный круг Маланкарской Церкви в целом соответствует традициям всех христианских церквей[14]. Основным богослужением является воскресная Литургия (в Маланкарской Церкви, в частности в расписаниях богослужений, широко применяется термин Holy Qurbana, «Святое Жертвоприношение»)[15]. В некоторых храмах воскресная Литургия служится сразу после вечернего богослужения в субботу. Повседневные богослужения совершаются, как правило, во все дни: вечером — ежедневно, утром — кроме дней, когда совершается Литургия. Дни совершения Литургии устанавливаются по дням недели (например, среда, пятница, суббота) и не меняются в зависимости от церковного календаря.
В Маланкарской Церкви богослужебный год начинается с праздника освящения (Qoodosh Etho), который отмечается в первое воскресенье, выпадающее на период с 30 октября по 5 ноября[16]. Годовой богослужебный круг Маланкарской Церкви разделяется на семь периодов, или сезонов, продолжительностью порядка семи недель. Каждый период соединен с одним из двунадесятых праздников. Так, к числу сезонов относится Великий пост, пасхальный период, период перед Рождеством Христовым и другие. Практика постов в Маланкарской Церкви схожа с практикой Русской Православной Церкви в части Великого, Успенского, Петрова постов, а также постов в среду и пятницу. Однако в Маланкарской Церкви нет Рождественского поста, а есть ряд многодневных постов, которые не практикуются другими церквами:
- восьмидневный пост перед Рождеством Богородицы;
- пост, начинающийся после праздника Вознесения Господня и заканчивающийся в день Пятидесятницы;
- Ниневитянский пост длительностью три дня: с понедельника по среду за три недели до начала Великого поста[17].
Некоторые особенности богослужебных практик и устройства церковно-приходской жизни Маланкарской Церкви продиктованы своеобразием народной культуры Индии. Так, в данном регионе очень важны вопросы гигиены. На практике это проявляется в том, что на территории церквей необходимо находиться без обуви. Такие аспекты имеют важное значение как для межцерковного взаимодействия, так и для миссии в регионе, поскольку если религиозное послание входит в противоречие с местными вопросами организации быта и гигиены, то на понимание местного населения рассчитывать невозможно.
Богослужебные облачения в Маланкарской Церкви наследуют традиции Древневосточных Церквей[18]. Диаконские облачения при этом соответствуют принятым в Русской Православной Церкви. Характерными предметами облачения священников являются:
- капюшон с тринадцатью вышитыми крестами (символизируют двенадцать апостолов и Христа);
- церемониальная обувь, напоминающая домашние тапочки с украшениями, которые священник должен надевать для совершения Литургии;
- такие предметы облачения, как подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, схожи с предметами, используемыми в Русской Православной Церкви;
- архиереи используют на богослужениях, помимо указанных предметов облачения, особого вида капюшон и омофор, который по виду напоминает епитрахиль и надевается через голову поверх фелони[19].
Повседневным головным убором священника является семиугольная низкая камилавка, а архиерея — небольшой колпак, называемый фиро[20].
Облачения священнослужителей Маланкарской Церкви учитывают жаркий климат, в котором они проживают и служат. Облачения изготавливаются из легких тканей светлых цветов. К примеру, подрясники и ризы чаще всего являются белыми, в отличие от распространенных в Русской Православной Церкви облачений черного цвета. Исключением являются архиерейские ризы, которые имеют черный цвет и красную подкладку. Облачение католикоса — предстоятеля Маланкарской Церкви — не имеет особенностей по сравнению с архиерейским облачением. Практика ношения духовенством наперсных крестов и архиереями — панагий схожа с практикой Русской Православной Церкви.
Отличительной особенностью богослужебных облачений Маланкарской Церкви, по сравнению с родственными ей Древневосточными Церквами, является продиктованная индийской культурой склонность к использованию большого числа ярких украшений. Облачения имеют богатую вышивку, в том числе золотыми нитями. Золото и драгоценные камни широко используются для изготовления украшений и богослужебных предметов. Таким образом, облачения, используемые в Маланкарской Церкви, внешне имеют схожие черты с торжественной византийской традицией (унаследованной и Русской Православной Церковью), хотя причинно-следственной связи в этом вопросе не имеется.
Юрисдикция и иерархия Маланкарской Церкви Индии
Проблематика юрисдикционного подчинения Маланкарской Церкви, подобно другим вопросам, не выходит за рамки стандартного положения дел во всех Древневосточных Церквах. Маланкарская Церковь не признает какую-либо из существующих христианских Церквей выше себя самой. Более того, подчеркивается, что Маланкарская Церковь была основала лично апостолом Фомой и входит в число церквей[21], основанных непосредственно святыми апостолами, никогда ни от кого не получала автокефалии и никогда являлась частью других христианских церквей. Маланкарская Церковь отвергает доктрину папизма[22] и не соглашается с тем, что кто-либо из предстоятелей может иметь власть над другими Церквами, в том числе на глобальном уровне. Маланкарская Церковь состоит в каноническом общении с другими Древневосточными Церквами: Армянской Апостольской, Коптской Православной, Сиро-Яковитской Православной, Эритрейской Православной и Эфиопской Православной Церковью.
Современная иерархическая структура Маланкарской Церкви соответствует изначальному замыслу о том, какой эта структура должна быть. Возглавляет Церковь предстоятель, носящий титул Католикоса Востока и Митрополита Маланкарского. С 2021 г. католикосом Маланкарской Церкви является Василий Мартом Матфей III. Он имеет резиденцию в индийском городе Коттайям, в штате Керала.
Маланкарская Церковь имеет тридцать епархий, из которых двадцать семь находятся на территории Индии и три — за рубежом (два из них в США: епархии Северо-Восточной Америки и Юго-Западной Америки, а также епархия Соединенного Королевства, Европы и Африки).
Структура управления в Маланкарской Церкви регламентируется Уставом (конституцией)[23], принятым в 1934 г. и сохранившимся до наших дней практически в неизменном виде: за прошедшее после его утверждения время были внесены всего три поправки, не затрагивающие ключевых положений Устава.
Высшим органом управления Маланкарской Церкви является Священный архиерейский синод, членами которого являются все двадцать три епископа Маланкарской Церкви и Католикос. Последний председательствует в синоде и уполномочен созывать этот церковный орган. В компетенцию синода входят вопросы веры, порядка и дисциплины. В зависимости от повестки к заседаниям синода могут привлекаться члены церкви, присутствие которых необходимо для рассмотрения определенных вопросов[24].
Финансово-административные проблемы рассматривает Управляющий комитет (managing committee), состоящий приблизительно из ста шестидесяти человек (актуальный состав на май 2022 г. — сто шестьдесят один человек)[25]. Управляющий комитет является выборным органом, в который от каждой епархии избираются два священника и четыре мирянина, а также определенное количество членов назначается католикосом Маланкарской Церкви (в текущем составе тридцать три человека)[26].
Избрание членов Управляющего комитета осуществляется Маланкарской ассоциацией (Malankara Association). Данный орган также формируется на выборной основе. Выборы проходят на уровне приходов. Каждый приход избирает в Маланкарскую ассоциацию двух священников и различающееся между приходами число мирян, которое зависит от размера прихода. Председателем Маланкарской ассоциации является Католикос Маланкарской Церкви, а архиереи, управляющие епархиями, — заместителями председателя. Помимо избрания членов Управляющего комитета, Маланкарская ассоциация избирает епископов и католикоса.
Еще одним административным органом общецерковного уровня является Рабочий комитет (working committee)[27]. Он готовит программу для заседаний Управляющего комитета, выполняет задачи по текущему управлению делами Маланкарской Церкви и обеспечивает поддержку управленческой деятельности Католикоса. Все члены Рабочего комитета являются ex officio членами Управляющего комитета.
Руководящим органом на уровне епархий является Епархиальное собрание, возглавляемое правящим архиереем. В ведении Епархиального собрания находятся все вопросы управления епархией, в том числе административные и финансово-хозяйственные.
На уровне приходов в Маланкарской Церкви действуют два вида органов управления: приходское собрание (general body) и приходской управляющий комитет (parish managing committee)[28]. В приходском собрании участвуют все члены прихода, достигшие двадцати одного года, приступающие к таинствам Исповеди и Причастия не реже одного раза в год и не имеющие просроченной задолженности по оплате приходских взносов более шести месяцев. В ведении приходского собрания находятся все вопросы деятельности прихода, в том числе избрание духовенства. Также приходское собрание избирает на один год членов приходского управляющего комитета, секретаря и попечителя.
В приходской управляющий комитет избираются от пяти до пятнадцати мирян в зависимости от размера прихода, также в его составе заседает приходское духовенство. Приходской управляющий комитет занимается текущей административной и финансово-хозяйственной деятельностью.
Утвержденные Уставом Маланкарской Церкви органы управления различных уровней, в том числе приходские, существуют не номинально, а активно работают в соответствии с возложенными на них задачами. Таким образом, в Маланкарской Церкви в полной мере реализована концепция соборности, которая изначально должна была быть одним из основополагающих аспектов церковной жизни[29]. Миряне имеют право и возможность непосредственно влиять на назначение клириков на приход и косвенно — на назначение епархиальных архиереев. В комитетах реализована концепция коллегиального управления и решения принимаются большинством голосов, при этом на общецерковном уровне католикос принимает участие в голосовании наряду с членами комитета.
Сохранность традиций соборности и коллегиального управления можно объяснить двумя основными факторами. Во-первых, существенное влияние оказало нахождение Маланкарской Церкви в меньшинстве в чуждой христианству религиозной среде[30]. Наличие численно превосходящих общин приверженцев других религий (индуизм, сикхизм, джайнизм, буддизм, ислам) побуждало членов христианских общин держаться вместе и поддерживать активное взаимодействие внутри общины, что укрепляло их лояльность общине и дух соборности. При увеличении числа членов Маланкарской Церкви удалось перенести принципы приходского и общинного управления на епархиальный и общецерковный уровни.
Вторым фактором столь долгой сохранности первоначальных традиций является географическая удаленность Маланкарской Церкви даже от других Древневосточных Церквей, не говоря о Русской Православной и Католической Церквах. Долгое время межцерковные контакты носили ограниченный характер, поэтому такие идеи, как папизм или симфония государственной и церковной власти, свойственные наиболее многочисленным христианским церквам и напрямую влияющие на характер управления в них, до Маланкарской Церкви долго не доходили (некоторые так и не дошли), а те, которые дошли, не были приняты, за рядом исключений, впрочем не приведших к расколу и выделению части Маланкарской Церкви в отдельную структуру.
Заключение
Настоящее исследование подтверждает гипотезу о том, что самопозиционирование Маланкарской Церкви как исконной и неотъемлемой части индийского культурно-религиозного пространства представляет собой одну из основ ее мировоззрения. Несмотря на наличие доминирующего по численности индуистского большинства и целого ряда приверженцев других религий, ее члены в полной мере ощущают себя индийцами, имеют искренний патриотический настрой и в целом комфортно себя ощущают в современной социальной среде, что оказало существенное воздействие на богослужение и богословие Маланкарской Церкви. В Маланкарской Церкви, несмотря на явное стремление к сохранению своей иерархии и экклезиологической независимости, распространено одинаково благоприятное отношение ко всем существующим христианским Церквам, в том числе к тем, с которыми во времена европейского колониального присутствия имелись существенные противоречия. Достижение духовной и административной самостоятельности Маланкарской Церкви на современном этапе позволило окончательно преодолеть эти трения и перевести контекст отношений в позитивное русло.
Выводы
Таким образом, проведенная научно-исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в вопросах развития отношений с Маланкарской Церковью необходимо учитывать ее самоопределение как исключительно индийской церкви, являющейся составной частью многообразного культурно-религиозного пространства в Индии. В связи с этим взаимодействие с Маланкарской Церковью может быть наиболее эффективным, если лица, вовлеченные в это взаимодействие, будут обладать систематизированными знаниями об истории и культуре Индии. Это позволит лучше понимать причины и мотивы тех или иных действий или высказываний представителей Маланкарской Церкви, а также избегать некорректных формулировок. Во-вторых, для Маланкарской Церкви очень важным является вопрос духовной и административной самостоятельности. Эта Церковь на протяжении нескольких веков защищала свое право проводить богослужения в соответствии с собственными традициями, причем давление в этом ключе оказывалось как со стороны западноевропейских церквей, так и от различных церквей Ближнего Востока, стремившихся поставить индийских христиан под свой контроль. Успех Маланкарской Церкви в защите своей самостоятельности и окончательное ее оформление в середине ХХ в. укрепило авторитет этой Церкви внутри индийского общества и дало ей возможность стать участником международного взаимодействия в сфере религии, культуры, общественной деятельности и защиты прав человека.
Наконец, несмотря на свое относительно благоприятное современное положение, Маланкарская Церковь тем не менее функционирует в стране, где проблема агрессии против христиан по-прежнему не решена, даже учитывая снижение ее остроты по сравнению с 80-ми — 90-ми гг. XX в. Периодически продолжают появляться сообщения об инцидентах, связанных с нападениями на христиан в Индии, публичными оскорблениями и актами вандализма против храмов и других христианских зданий, в том числе являющихся объектами культурного наследия. В связи с этим вопрос защиты прав человека и, конкретнее — защиты прав христиан для Маланкарской Церкви — совершенно не является абстрактным. Это важнейшее направление деятельности, которым Маланкарская Церковь занимается самым активным образом и в котором имеет широкие компетенции и богатый опыт.
Источники
- [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс]. URL: https://mosc.in/the_church/theology/christology (дата обращения 12.09.2023).
- Different Orders of Priesthood in Malankara Orthodox Syrian Church. [Manna. The Heavenly Bread]. [Электронный ресурс]. URL: https://mannaghaziabad.com/post/44/differentorders-of-priesthood-in-malankara-orthodox-syrian-church-explaining-theresponsibilities-and-vestments-of-each-order (дата обращения 12.09.2023).
- Fasting and Abstinence. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс]. URL: https://mosc.in/the_church/spirituality/fasting-and-abstinence (дата обращения 12.09.2023).
- The Fate of Secularism in India. [Carnegie Endowment for International Peace]. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/2019/04/04/fate-of-secularism-in-indiapub-78689 (дата обращения 12.09.2023).
- The Holy Episcopal Synod. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс]. URL: https://mosc.in/administration/the-holy-episcopal-synod (дата обращения 12.09.2023).
- Holy Qurbana. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс] URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/holy-qurbana (дата обращения 12.09.2023).
- Liturgical Year & Seasons. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/liturgical-year-seasons (дата обращения 12.09.2023).
- Newly Discovered 300-yr-old Inscription Sheds Light on Kerala’s Forgotten Persian Bishop. [The News Minute]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenewsminute.com/article/newly-discovered-300-yr-old-inscription-sheds-light-keralas-forgotten-persianbishop-157810 (дата обращения 12.09.2023).
- The «Status» of the Malankara Church in the Oriental Orthodox Communion. [The Malankara Untold]. [Электронный ресурс]. URL: https://themalankarauntold.wordpress.com/2019/10/03/the-status-of-the-malankara-church-in-the-oriental-orthodoxcommunion/ (дата обращения 12.09.2023).
- Special Honor for Malankara Society. [The Hindu]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thehindu.com/news/cities/Thiruvananthapuram/Special-honour-for-Malankara-society/article14586787 (дата обращения 12.09.2023).
- West Syrian Worship. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. [Электронный ресурс]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/west-syrian-worship (дата обращения 12.09.2023).
Литература
- Нестеров А. Г. Маланкарская Церковь Южной Индии в конце XIX — начале XX вв. // Научный диалог. 2014. № 8 (32): История. Экономика. Право. С. 48–56.
- Alexander G., Phillip J. Malankara Nasrani Research Papers. Kerala: OCP Publications, 2020.
- Brown L. P. The Indian Christians of St. Thomas. Cambridge: Cambridge University Press, 1956.
- Bauman C. M., Ponniah J. Christian Responses to Repression in India and Sri Lanka. Religious Nationalism, Legal Restriction and Violence // Under Caesar’s Sword How Christians Respond to Persecution / ed. T. S. Shah, D. Philpott. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. P. 259–297.
- Bauman C. M., Ponniah J. Christianity and Freedom in India: Colonialism, Communalism, Caste and Violence // Christianity and Freedom. Contemporary Perspectives. Vol. 2. Cambridge University Press, 2016.
- Fahlbusch E. The Encyclopedia of Christianity. Vol. 5. Grand Rapids (Mich.), Cambridge: W. B. Eerdmans; Brill, 2008.
- Joseph G. The Life and Times of a Kerala Christian Nationalist. Orient Blackswan Private Limited. Hyderabad, 2018.
- Neill S. A History of Christianity in India: The Beginnings to AD 1707. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
- Riesner R. Paul’s Early Period: Chronology, Mission Strategy, Theology. Grand Rapids (Mich.): W. B. Eerdmans, 1998.
[1] Alexander G., Phillip J. Malankara Nasrani Research Papers. Kerala, 2020. P. 32–34.
[2] Нестеров А. Г. Маланкарская Церковь Южной Индии в конце XIX — начале XX вв. // Научный диалог. 2014. № 8 (32): История. Экономика. Право. С. 39–43.
[3] Brown L. P. The Indian Christians of St Thomas, An Account of the Ancient Syrian Church of Malabar. Cambridge, 1956. P. 43.
[4] Christology. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/theology/christology.
[5] Neill S. A History of Christianity in India: The Beginnings to AD 1707. Cambridge, 1984. P. 26.
[6] Мар Грегориос Абдал Джалил Бава.
[7] Bauman C. M., Ponniah J. Christianity and Freedom in India: Colonialism, Communalism, Caste and Violence // Christianity and Freedom. Contemporary Perspectives / ed. A. D. Hertzke, T. S. Shah. Vol. 2. New York (N. Y.), 2016. P. 243–244.
[8] Joseph G. The Life and Times of a Kerala Christian Nationalist. Hyderabad, 2018. P. 65.
[9] Holy Qurbana. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/holy-qurbana.
[10] The «Status» of the Malankara Church in the Oriental Orthodox Communion. [The Malankara Untold]. URL: https://themalankarauntold.wordpress.com/2019/10/03/the-status-of-the-malankara-church-in-the-oriental-orthodox-communion.
[11] West Syrian Worship. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/west-syrian-worship.
[12] Ibid.
[13] Riesner R. Paul’s Early Period: Chronology, Mission Strategy, Theology. Grand Rapids (Mich.), 1998. P. 38.
[14] Newly Discovered 300-yr-old Inscription Sheds Light on Kerala’s Forgotten Persian Bishop. [The News Minute]. URL: https://www.thenewsminute.com/article/newly-discovered-300-yr-old-inscription-sheds-light-keralas-forgotten-persian-bishop-157810.
[15] Christology. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/theology/christology.
[16] Liturgical Year & Seasons. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/liturgical-year-seasons.
[17] Fasting and Abstinence. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/spirituality/fasting-and-abstinence.
[18] Fahlbusch E. The Encyclopedia of Christianity. Vol. 5. Grand Rapids (Mich.), Cambridge, 2008. P. 32–36.
[19] Different Orders of Priesthood in Malankara Orthodox Syrian Church. [Manna. The Heavenly Bread]. URL: https://mannaghaziabad.com/post/44/different-orders-of-priesthood-in-malankara-orthodox-syrian-church-explaining-the-responsibilities-and-vestments-of-each-order.
[20] Holy Qurbana. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/holy-qurbana.
[21] Их около сорока.
[22] Newly Discovered 300-yr-old Inscription Sheds Light on Kerala’s Forgotten Persian Bishop. [The News Minute]. URL: https://www.thenewsminute.com/article/newly-discovered-300-yr-old-inscription-sheds-light-keralas-forgotten-persian-bishop-157810.
[23] Там же.
[24] The Holy Episcopal Synod. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/administration/the-holy-episcopal-synod.
[25] Different Orders of Priesthood in Malankara Orthodox Syrian Church. [Manna. The Heavenly Bread]. URL: https://mannaghaziabad.com/post/44/different-orders-of-priesthood-in-malankara-orthodox-syrian-church-explaining-the-responsibilities-and-vestments-of-each-order.
[26] Там же.
[27] West Syrian Worship. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/west-syrian-worship.
[28] West Syrian Worship. [The Malankara Orthodox Syrian Church]. URL: https://mosc.in/the_church/liturgy/west-syrian-worship.
[29] Special Honor for Malankara Society. [The Hindu]. URL: https://www.thehindu.com/news/cities/Thiruvananthapuram/Special-honour-for-Malankara-society/article14586787.
[30] Chad M. Bauman, James Ponniah. Christian Responses to Repression in India and Sri Lanka. Religious Nationalism, Legal Restriction and Violence // Under Caesar’s Sword How Christians Respond to Persecution. Cambridge, 2018. P. 58.
Источник: Борисов П. Г. Маланкарская Церковь Индии: вопросы юрисдикции, бо-гословие и богослужение // Богословский вестник. 2023. No 3 (50). С. 172–186. DOI: 10.31802/GB.2023.50.3.008
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии