Максим Грек - бесценный дар Святой горы Афон России. Елена Дорофеева
Имя Максима Грека напоминает о взаимном влиянии России и Афона за 1000 лет русского присутствия на Святой горе
20 лет назад, 4 июля 1996 года, в Троице-Сергиевой Лавре ученые Российской академии наук обнаружили мощипреподобного Максима Грека -святого Русской, Константинопольской и Греческой Церквей. Корреспондент Царьграда беседует с обретателем мощей, научным сотрудником Института всеобщей истории РАНСергеем Алексеевичем Беляевым.
- Сергей Алексеевич, в этом году православный мир празднует 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон. Его Святейшество и глава нашего государства посетили Святую гору, где было молитвенное воспоминание этого события. Какое место занимает преподобный Максим Грек в этой тысячелетней истории?
- Взаимоотношения Святой горы и России - процесс двусторонний, и этого нельзя забывать. Один поток шел из России на Святую гору Афон. Это были, может быть, маловоцерковленные люди, но жаждущие поглубже усвоить не только православное учение, но и православную жизнь афонского монашества, которая была, есть и, надеемся, будет примером для нашего народа. На Святой горе Афон оказался русский очаг, который постепенно впитывал богатейшую богословскую, духовно-литургическую традицию Православия, идущую от Святого града Иерусалима и от великих отцов-каппадокийцев - через Константинополь, куда были принесены святые мощи многих апостолов. И потом часть этих святынь оказалась на Святой горе. Русские все это впитывали, и эта жизнь во Христе в живом виде прибывала на Русь и здесь распространялась.
Но в этом потоке есть и вторая сторона, которая была важна для Святой горы, в особенности после падения Византии, - материальная сторона. Со взятием Константинополя турками (в 1453 году) положение святогорских монастырей было подорвано. И русские паломники, приходя сюда за верой, несли с собой некую материальную толику, чтобы поддержать жизнь афонских монахов.Русские князья, а потом и государи посылали свои вклады. Эти пожертвования афонская братия очень ценила.
"КНИЖНАЯ СПРАВА"
Есть и другая сторона взаимоотношений Руси со Святой горой Афон.
Жизнь Русской Православной Церкви все эти минувшие тысячелетия, с самого начала и до наших дней, не была безмятежной во многих отношениях, в том числе в политических и вероустроительных. Это стало усиливаться со второй половины XV века, когда в силу целого ряда обстоятельств (в частности, женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог) усилились связи с Италией и с Западом в целом. И вместе с этими отношениями, подчас очень хорошими и плодотворными, на Русь стали проникать многие ереси. Ересь стригольниковв Великом Новгороде, ересь жидовствующих там же и ряд других очень подрывали основы православия и вызывали большие смуты, большие нестроения в жизни Церкви и в жизни русского народа.
Вторая часть большой проблемы: с течением времени, особенно в период татаро-монгольского ига, связи России с православным миром ослабли, и это сказалось на такой стороне как богослужение и богослужебные книги. Книги переписывались, и туда закрадывались ошибки, что по-человечески понятно. Постепенно ошибки накапливались. И когда к первому десятилетию XVI века накопился ворох таких проблем, князь Василий Третий обратился на Святую гору Афон с просьбой прислать какого-нибудь ученого монаха, чтобы навести порядок в богослужебном и вероучительном устроении Церкви. Я не буду останавливаться на деталях, это все хорошо описано в многочисленных научных трудах.
- И этим ученым святогорским монахом стал Максим Грек?
- Присланный со Святой горы Афон Максим Грек был поселен в Москве, и так сложилось, что вся его дальнейшая жизнь, вплоть до кончины, была связана с Русью. Она не была безоблачной. В результате ряда недоразумений он был осужден и пребывал сначала в Волоцком монастыре, потом в тверском Отроч-монастыре, а потом вТроице-Сергиевой Лавре, где в январе 1556 года тихо и мирно отошел ко Господу - умиротворенный, упокоенный, обласканный и Церковью и государем Иваном Четвертым (Грозным).
Присылка Максима Грека сюда, его деятельность здесь - это великий вклад Святой горы Афон, сделанный в один из тех трудных периодов в истории Русской Церкви и Русского царства, когда и государство и Церковь стояли на перепутье.
Максим Грек выправил Русь на путь, заложенный князем Владимиром при Крещении.
Таких очень трудных моментов в жизни государства и Церкви у нас было несколько, и в XIV веке бывали и в XV, и в XVI. Поэтому такая помощь, не только молитвенная перед святым престолом, но и зримая, в виде присылки на Русь одного из выдающихся богословов, одного из выдающихся подвижников своего времени, - это великий подвиг Святой горы Афон в устроении Руси. Это вклад в то, чтобы Русская Церковь сохраняла свой магистральный путь - богословский, литургический, полученный от Византии во время Таинства Святого Крещения князя Владимира в Херсонесе.
Это особенно полезно помнить, когда мы отмечаем в этом году 1000-летие русского пребывания на Святой горе Афон. Еще раз хочу подчеркнуть, что эти отношения были не только дорогой в одну сторону, а взаимными. И это - духовная органическая связь. Она и Святой горе, будем надеяться, пошла на пользу, и Руси, в самые критические, переломные минуты ее истории.
Осознание величайшего вклада Максима Грека в устроение Православия на Руси, и тем самым - в устроение Православия во всем христианском мире, привело к тому, что практически одновременно Элладская, Константинопольская и Русская Церкви прославили его в лике святых.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
Обретение его святых мощей 4 июля 1996 года, 20 лет назад - это событие не только для Русской Православной Церкви, но и событие общеправославное. Об этом не хотелось бы забывать. Потому что утверждение на Руси Православия в ту эпоху - важная веха общеправославной истории.
- Почему мощи были утеряны? Как они были обнаружены, в связи с чем?
- Преподобный Максим Грек был похоронен около северной стороны Духовской церквиТроице-Сергиевой Лавры, построенной в 1476 году. Потом там была сооружена часовенка - Максимова палатка, как ее называли в XVI веке. За годы советской власти она была разрушена, площадь была заасфальтирована и могила утеряна. В 1942 году сотрудник Академии наук СССР Красноцветов во дворе этой церкви совершал раскопки с целью исследования сохранности фундамента. Было найдено несколько погребений и одно из них он принял за погребение Максима Грека. Он показывал результаты известному археологу Дебицу, но это погребение не было идентифицировано.
Благоухание от останков Максима Грека сопровождало все работы по обретению мощей.
Когда наступила эпоха свободы Церкви и, как говорил тогда Патриарх Алексий, пришло время "восстанавливать порушенные святыни и собирать камни" - встал вопрос о поиске места погребения. Это дело, по благословению Патриарха Алексия, было поручено мне.
Была составлена научная программа. В последних числах июня 1996 года мы приступили к раскопкам. Вдоль северной стены Духовской церкви была прокопана траншея, было найдено несколько погребений, которые были обнаружены еще в 1942 году, но это были обычные, рядовые. А по поводу Максима Грека известно, что была пристроена часовенка, впоследствии разрушенная, но сохранились чертежи начала XVIII века с точным указанием места расположения этой "палатки" и с точной привязкой ее к стенам Духовской церкви. Согласно именно этим чертежам, мы нашли фундаменты стен - восточной, западной и северной, а с южной стороны была непосредственно стена Духовской церкви. Остались только фундаменты - невысокие, но очень четкие и хорошо читались. Они ограничивали очень небольшое пространство, внутри которого была колода - монолитный гроб, выдолбленный из дуба, и в нем лежали человеческие останки. Со мной работали несколько сотрудников Академии наук. Мы попали сначала на лоб преподобного, и когда сделали маленькое отверстие - оттуда полилось сильное благовоние, которое продолжалось несколько дней, включая поднятие святых мощей.
Работы продолжались в ночь с 30 июня на 1 июля. 2 июля, когда была попытка обрести святые мощи, Святейший Алексий Второй служил вУспенском соборе Кремля (на память первого русского Патриарха Иова): я приехал, кратко доложил. Святейший назначил в тот же день аудиенцию для более подробного рассказа. В три часа в Чистом переулке я доложил обстоятельнее. Патриарх сказал, что возглавит торжества и приедет 4-го числа без пятнадцати четыре. И торжественное обретение мощей преподобного Максима Грека возглавил Патриарх Московский и всея Руси.
СПРАВКА
Сергей Алексеевич Беляев - ученый РАН, как историк и археолог принимал участие в более чем 30 обретениях святых мощей в 1990-е годы. Среди этих святых - Патриарх Тихон, митрополит Московский Филарет (Дроздов), митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Антоний Медведев, старец Алексий Зосимовский, архиепископ Афанасий (Сахаров), одиннадцать Оптинских старцев, основательница Дивеевского монастыря Александра (Мельгунова), великая княгиня София Суздальская, архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), преподобный Роман Киржачский, смоленские митрополиты и другие святые Русской Православной Церкви, жившие в разные годы, мощи которых были обретены в постсоветской России.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии