«Несть, якоже прочии человецы» ( Лк.18, 11)
«Кому ты что хочешь доказать, ты что из другого теста?», - реплику, которую каждый из нас слышал в своей жизни. Особенно в пору своей молодости мы очень жаждали не походить на других и искали всяческие возможности, чтобы каким-то образом это показать и доказать. Мы присоединялись к всевозможным молодежным течениям (панки, рокеры и т. д.), когда нам существующие «группировки» молодежи приходились не по вкусу, то мы стали придумывать новые (готы, эмо и т. д.). Но все время нашей молодости мы стремились что называется выделиться из толпы.
Со временем мы как-то теряем интерес к подобного рода увлечениям и забавам. МЫ взрослеем и становимся «обычными людьми». А потом мы привыкаем к своей обычности и пусть и вспоминаем порой о былой экстравагантной юности, но уже понимаем все несостоятельность нашей той попытки отделиться от всех. Впрочем подчас так бывает, что и во взрослой жизни мы желая оправдать свою неспособность адаптироваться к обыденному миру ищем выход, спасительную дверцу в волшебный мир обособленности. Мы не хотим быть на равных со всеми, мы хотим чтобы нам сочувствовали, чтобы нам позволяли чуть-чуть больше чем остальным, чтобы нас жалели и нами крайне восхищались к тому же.
Согласитесь сейчас множество возможностей открылось для подобных людей в связи с развитием особенно компьютерных технологий. Но что было раньше когда и интернета то ещё не было? Где находились ореолы обитания людей, жалеющих себя и ненавидящих весь мир только лишь потому, что испытывают трудности живя по его законам? Конечно были и какие-то обычные общества домохозяек, но в большинстве своем люди шли в секты. Именно там, как нигде поощряли их исключительность и соглашались с тем, что современный мир стал крайне неудобен для сосуществования всех без исключения людей.
С огромной печалью приходиться констатировать факт присутствия подобных рассуждений и внутри церковных общин. Так уж вышло, что в последнее время можно встретить людей для которых Церковь есть не только и не столько Мать и Подательница спасительных Таинств соединяющих нас со Христом; а ещё и удобный «закуток», в котором можно спрятаться от окружающего нас мира. Находясь в таком «удобном» месте многие люди начинают всячески в разговорах выделять себя из «мирской массы», которую с одной стороны ругая на чем свет стоит, с другой — требовать от неё к себе какого-то особого сочувствия и уважения. Этакий ренессанс юношеского максимализма, сдобренный приумноженной с годами гордостью.
«Да, слава Богу, что не в миру живем!», можно услышать через какое то время от знакомых уже нам персонажей. «А мир то погряз в грехе и разврате!», - рассуждают они как бы свысока, конечно же подразумевая себя непричастными к тому что происходит вокруг. «Мы не такие как все!», - именно с этим лозунгом внутри православия возникают порой фарисейские общества праведников. Таким людям видимо кажется очевидным путь восхождения к вершинам христианских добродетелей, через всяческое оскорбление и унижение окружающих. Несомненно трудно «честно сражаться» в борьбе со страстями! А здесь отличный вариант - мы для себя определим, что некоторые люди грешнее и гораздо хуже нас и тем самым уже как бы автоматически возведем себя как нам кажется более ближе к спасению. Конечно это абсурд! И молодцы те священники которые пресекают у себя на приходах такое «надмирное» существование своих духовных чад. Но ведь гораздо проще предупредить болезнь чем лечить!
Давайте все же вернемся к нашей молодежи. Ведь именно в их юном возрасте стоит прибегать ко всем средствам чтобы не допустить в себя «вирус исключительности». Конечно же сейчас, когда гордость и самолюбование перешли уже в разряд достоинств, трудно говорить с подростком о вреде всяческого выделения из общества. Но это вовсе не значит, что не стоит и предпринимать попыток разговоров и действий в подобном направлении. Приведу пример, который может ясно показать к чему мы можем придти, если не будем должным образом реагировать на попытки «локализоваться» и «замкнуться». Сейчас по всему миру крепнут и возникают все новые православные молодежные клубы(далее ПМК), что конечно же большинством верующих и околоцерковных людей оценивается как позитивное явление. И всё бы было хорошо, если бы не одно «но». За свою ещё не долгую жизнь приходилось встречаться с плачевными результатами существования ПМК, которые выражались подчас именно в форме уже столько раз озвученной мной «исключительности». Не ища взаимодействия с людьми вне церковной ограды, варясь в собственной каше изредка или же вообще не выезжая в какие-либо соц. учреждения сообщество верующих молодых людей утрачивая цель своего существования превращалось в секту ориентированную на какого-либо лидера. Понимаю, что это очень страшное заявление с моей стороны, но поверьте оно обдуманно и взвешено, т. к. сформировалось не по первым впечатлениям. Повторюсь к сожалению мне не единожды приходилось сталкиваться с подобными происшествиями. Результатами развития подобных настроений в ПМК могут быть как противодействие официальным гражданским, так и церковным властям; обособление от благочиния того прихода, где располагается подобный ПМК; проведение каких-то мероприятий странного характера, не согласованных с вышестоящими церковными и административными органами и т. д.
Что же делать, чтобы не допустить в свою жизнь заразу фарисейства? В-первую очередь не превозносится над другими людьми и всяческими своими успехами и радостями в своей светской и духовной жизни делиться с близкими. Если мы пришли в храм и смогли почувствовать ту радость, возникающую от искоренения грехов и приобщения ко Христу, то должны стремиться поделиться этим ощущением с окружающими нас людьми. Не чахнуть как Кощей над златом, над своей маленькой вдруг приобретенной добродетелью, а усматривать подобную в людях нас окружающих. Что же касается ПМК, то мне кажется здесь ребятам и их руководителям необходимо хотя и аккуратно и обдуманно, но всё же чаще взаимодействовать с районными, городскими и областными светскими молодежными организациями. Участвовать в молодежных мероприятиях города и области наравне с обычными молодежными клубами. Мы должны не только лишь аккумулировать в себе духовные и нравственные качества, но и реализовывать их в общении со своими сверстниками, которые в свою очередь могут и для нас стать примерами на нашем жизненном пути.