Любовь и жизнетворение в русской религиозной традиции: преподобный Сергий Радонежский и В.С. Соловьев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вся русская религиозная традиция имеет основанием восточное христианство и культуру, взявшую свое начало у духовного истока православной веры. И это не случайно. С первых шагов своего формирования русская мысль, являющаяся одновременно «ядром и катализатором рождающейся православно-христианской культуры Руси, впитывает культурную традицию греко-византийского мира» [1] подмечает В.П. Рожков, что в дальнейшем отразилось на философии рубежа XIX-XX веков. 

Русская религиозная традиция просто немыслима без основных ее идей — любви и жизнетворения. Любовь, выступая главным онтологическим принципом человеческого существования, объемлет в себе ряд характеристик, помогающих устроению полноты бытия. Являясь смыслом и целью жизни человека, любовь полагает направление деятельности и творит саму жизнь.

И восточное христианство, и русская религиозно- философская мысль, основанная на богословской традиции, главной своей темой обозначают персонифицированную любовь — в Боге. Акцент внимания богословов и философов на данной проблематике обусловлен поиском вечных абсолютных ценностей и стремлением утвердить их в своем сознании. Преподобный Сергий Радонежский и В.С. Соловьев являются яркими фигурами в истории русской мысли.

Сергий Радонежский — христианский подвижник, причисленный к лику святых в чине преподобного,— еще до своего рождения был избран Богом на служение людям. В его житии упоминается о том, что, когда Варфоломей (так звали преподобного до принятия монашества) был в утробе матери, в храме на Литургии он издал крик, свидетельствующий о богоизбранности малыша. Детство мальчика также не было похоже на детские годы других ребят. В отличие от своих сверстников он более стремился к уединению и молитве, старался чаще бывать на богослужениях и изучать Священное Писание. Мальчика не привлекали детские игры и забавы, потому что он, рано познакомившись с основами христианского учения, ясно осознавал ответственность перед Богом за свою жизнь. Уже тогда в нем стали проявляться черты, характерные для истинного христианина: кротость, смирение, незлобие, терпение и живая непосредственная связь с Богом. Любовь к Богу и служение Ему стало для Варфоломея смыслом жизни, но монастырская жизнь была для него под запретом. Четко зная о том, что забота о ближнем, а тем более о родителях, — это Божие установление, он не мог не исполнить свой долг перед родителями.

Толчком для ухода в монастырь стал постриг его старшего брата Стефана, который после смерти родителей был ему и другом, и наставником. И Варфоломей, последовав примеру брата, решился на иноческий постриг. Но, желая более укрепиться в вере и надежде на Бога, преподобный остался в пустыне. Епифаний Премудрый в житии Сергия Радонежского пишет: «Преподобный же, имея крепкую веру, надежду на Бога, прилежную со слезами молитву творил, чтобы избавиться ему от таких бесовских npoисков ... Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях» [2].

Индивидуальный подвиг и стремление к личному спасению не были для преподобного Сергия единственным делом. Его святость, чистота и любовь способствовали изменению мира вокруг и влияли на духовно-нравственное возрождение и формирование национального сознания всего народа. И, чувствуя это, люди стремились к преподобному. После избрания его игуменом, его монастырь стал духовным центром, вокруг которого начали собираться люди, желающие получить пользу для своей души. Как видно из жития святого, «...много людей из различных мест посетить его приходили, желая лишь увидеть его, и те, кто видел его, возвращались восвояси и, друг другу рассказывая о Сергии, удивлялись» [3]. Преподобный не оставался равнодушен к чужому горю и несчастью и всем старался помочь, всех хотел утешить, ободрить, возрождая в душах унывающих и отчаявшихся людей радость, любовь и свет.

Сергий Радонежский не оставил после себя письменных источников, но своим живым примером он учил современников, как нужно жить, преодолевая трудности, встретившиеся на жизненном пути. Таким образом, деятельная любовь святого помогала духовному возрождению человека, его изменению и обращению к новой жизни в любви и Боге.

В.С. Соловьев представляет русскую религиозно-философскую мысль. Его вклад в создание и развитие философии неоценим. Рефлексируя над идеями любви и жизнетворения, он излагает свою стройную концепцию «метафизики всеединства». Бог — центральный компонент его философской системы.

20160218-291.jpg 
Русский философ Владимир Соловьев (1853-1900)

Любовь в учении В. Соловьева имеет трансцендентный источник. Опираясь на Священное Писание, философ абсолютизирует ее. Сам Бог есть любовь (Ин. 4, 8). Творение мира, промышление о нем, воплощение Сына Божия на земле — все это есть акт Божественной любви. Любовь творит жизнь. Жизнетворение определяется Божественным кенозисом, самоумалением, отвержением себя. «Логос Божий свободным действием своей Божественной воли или любви отрекается от проявления своего Божеского достоинства (славы Божией); оставляет покой вечности, вступает в борьбу со злым началом» [4]. Бог, принимая смерть в Себя Самого, допускает распад и тление, таким образом второй раз отказываясь от Своего Божества.

«Абсолютно сущий» и «безусловно единый Бог» не только спасает любовью человека, посредством любви Он соединяет в Себе и все многообразие мира. «Безусловная любовь есть именно то идеальное все, всецелость, которая составляет собственное содержание Божественного начала. Ибо полнота идей не может быть максимальна, как механическая их совокупность, а именно как внутреннее их единство, которое есть любoвь» [5] — говорит философ. Такое единство возможно только в связи мира с Богом, которая может стать фактором, способствующим правильному построению взаимоотношений между людьми.

Человеческая любовь начинается с признания за другим права на личную свободу. Ее способность сотворить, возродить и сохранить жизнь осуществляется только тогда, когда она готова жертвовать собой. А жертвовать собой человек может в том случае, если он перенесет центр своей жизни за пределы своей эмпирической способности, тем самым проявляя и осуществляя свое внутреннее состояние. Любящий сущностно познает истину другого. Поэтому любовь, по словам В. Соловьева, «есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма» [6]. Таким образом, мыслитель определяет истинную индивидуальность как «некоторый определенный образ всеединства, некоторый определенный способ восприятия и условия себе всего другого» [7]. Особенность любви у В. Соловьева и состоит в том, что индивидуальность человека не теряется, а, наоборот, расширяется посредством чувствования себя в другом и через другого; при снятии в сознании внутренней грани между собой и другим.

Рассматривая концепцию В. Соловьева, можно сделать вывод, что его философия любви метафизична. Проецируясь на тварный мир, любовь этизируется и отражается в развитии человеческого идеала, возводя его к Абсолюту, в котором соединяются все сотворенные существа.

Подводя итоги, необходимо сказать, что деятельная любовь преподобного Сергия Радонежского и философия любви B.C. Соловьева перекликаются в своем идейном содержании, поскольку мировосприятие одного и другого зиждется на Боге — Абсолюте любви. Им объемлется и в Нем утверждается. Смысл человеческой жизни состоит в постоянном обучении любви и приближении к ней как к цели бытия.

Т.А. Сапунова, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Примечания

[1] См. Рожков В.П. Абсолют любви в русской религиозной философии. - Сараев, 2003. С. 62.

[2] Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6: XIV — середина XV в. С. 583.

[3] Там же.

[4] Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». - СПб., 1994. С. 189.

[5] Там же. С. 84.

[6] Там же. С. 312-313.

[7] Там же.

STSL.Ru