Лунтики в храме: нужно ли брать детей на длинные постовые службы?
Пришёл Великий пост, и так хочется, чтобы вся семья постилась достойно! В итоге некоторые родители берут с собой детей на длинные службы. Правильно ли это? Нужно ли приучать ребёнка к великопостным богослужениям с детства? Как быть, если ему в храме скучно? Что будет, если в детстве на постовые службы не ходить? Помог разобраться протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Быть рассудительными и не требовать многого
Святой апостол Пётр говорил: «…Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5). Рассудительность в вере имеет большое значение и приносит плоды. Нам, родителям, надо разобраться, насколько мы сами относимся к богослужению надлежащим образом. Действительно ли мы, как говорится в одной из молитв к таинству Соборования, наслаждаемся Божественной литургией и постовыми богослужениями — или они нам в тягость? Если всё-таки последнее, то важно понять, что дети тоже испытывают определённые сложности с этим. Порой взрослые хотят от них слишком многого.
Думаю, вопрос посещения богослужений надо рассматривать в совокупности с общим направлением воспитания ребёнка. Это такой же вопрос, как и образование в школе, например. Там тоже долгие уроки, и у родителей могут возникнуть сомнения: нужно ли шестилетнего ребёнка водить туда, чтобы он несколько часов находился один в незнакомой обстановке? Не каждому малышу там интересно, не каждый хочет туда ходить. Если спросить у самих детей, хочется ли им учиться, процент положительных ответов будет очень низким, потому что они не понимают, зачем ходят на уроки. Так же и в плане богослужений. Надо с самого раннего возраста объяснять, почему нужно ходить в храм. Рассказывать, что мы идём туда не просто поставить свечу, купить просфорочку, поцеловать икону — нет, мы идём к Самому Богу, к Тому, Кто нас любит и ждёт. Просто мы Его не видим. Мы и ветер не видим, только ощущаем его действие. Так можно почувствовать и действие Божией благодати. Важно, чтобы мы, родители, не были равнодушными. Если в нашей жизни Бог и литургия занимают важное место, то сможем передать эту любовь и ребёнку.
Молитва и наставления святых
С чего же начинать? Этот вопрос волновал людей, живших задолго до нашего времени. Хорошо о воспитании пишут Оптинские старцы. Например, у святого Амвросия Оптинского есть подборка писем «Христианское воспитание детей». Святой писал, что первое условие христианского воспитания детей есть усиленная молитва о них родителей. То есть наша домашняя усердная молитва — первое условие для того, чтобы ребёнок приобщился к рядовым, праздничным и постовым службам, чтобы он полюбил богослужения, понял их необходимость.
Второе, что я бы рекомендовал — тоже урок святых угодников Божиих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Выпиши себе книгу „Поучения преподобного Аввы Дорофея“, эта книга будет превосходным наставлением и для тебя, и для воспитания твоей дочери». Родителям очень полезен опыт святых отцов в том, как воспитывать детей, эти поучения касаются и того, как приучить ребёнка к богослужениям.
Многое зависит от семьи
Нужно осознавать особенности времени, в которое мы живём, и среды, в которой живут наши дети. Мы, родители, приходим к вере, и вместе с нами воцерковляется семья. Дети могут приходить к вере в разном возрасте. В моей семье, например, четверо детей, и старшие родились, когда мы ещё не ходили в храм, а младшие — когда семья уже воцерковилась. Конечно, восприимчивость к богослужениям у них была совершенно разная. Прекрасно, если в детстве, когда только начинает формироваться восприятие мира, ребёнок ходит в храм. Мои внуки посещали храм, ещё даже не родившись, причащались вместе со своими мамами, и я замечаю, что у них привязанность к храму формируется проще.
Главное — снисхождение
Постовые службы сложны даже для взрослого человека, что говорить о детях! Их совершают в будние дни, когда дети, как правило, в школе. В воскресные дни в церкви служат такие же литургии, как и в непостное время, поэтому я не думаю, что приучить ребёнка к постовым богослужениям — трудный и неразрешимый вопрос. В детском возрасте он вряд ли столкнётся с этими богослужениями. Если же родители по какой-то причине находят возможность принести или привести его на богослужения первой седмицы Великого поста, тогда я не могу понять, почему они не могут сделать это в воскресенье, когда служба значительно проще.
Родители обязательно должны снисходить к детской немощи, более того: должны полностью погрузиться в неё! Мы все люди, нам присуще всё земное, всем хочется подвигаться, побегать, поиграть, а детям это просто необходимо. Им трудно понять, зачем надо быть на службе, для чего так долго стоять. Снисхождение взрослых вообще должно быть глубинным. Святой Феофан Затворник сказал очень хорошо: у отцов должна быть отрезвляющая строгость, а у матерей — согревающее снисхождение.
Чтобы Бог перестал быть чужим
Часто нам, взрослым, в детях хочется увидеть то, чего не смогли мы сами. Мы приводим ребёнка на службу и требуем, чтобы он стоял, хотя нам самим это трудно. Так нельзя. Надо ребёнка приучить к общению со Христом. Поначалу Спаситель для него чужой. Это как если в семью придёт чужой человек, а мы начнём заставлять: «Подойди, обними его, поцелуй!» — ребёнок испугается, расплачется и убежит, мы нанесём ему большую травму. Так же и с Богом. Мы ведём ребёнка в храм и объясняем, что идём к Богу, Который его любит. А ребёнок стоит и не понимает: какая же здесь любовь, если у него ножки болят, ему неудобно, его толкают и не слышат? Где здесь любовь согревающая?
Надо приучать к храму потихоньку. Возможно, родителям надо приходить в храм, когда там меньше людей, чтобы ребёнка не толкали. Замечательно, если они придут во внебогослужебное время, когда вообще никого нет и можно походить, посмотреть, где что стоит и как всё устроено, познакомиться со священником, увидеть его не служащим, а в обычной обстановке, улыбающимся, радостным — человеком, с которым можно поговорить. Надо не ребёнка тянуть к своему уровню, а снисходить до уровня ребёнка. Недаром апостол учит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1). Мы должны привести детей ко Христу, а не отвадить от Него. Пусть напоминанием о родительских ошибках будет Антон Павлович Чехов, который говорил, что религиозность отца сделала его атеистом. Воспитывающие его родители придерживались буквы закона и правил, а дети не понимали, почему и для кого они должны терпеть навязанное.
Компромисс и терпение
Компромисс — это единственный путь современных родителей, особенно в подростковом возрасте, о котором тоже нельзя забывать. Обычно со всеми детьми лет в тринадцать-четырнадцать случается кризис, который длится два-три года. Они не хотят ходить в храм, причащаться, поститься. И нам надо этот период вытерпеть! Не давить, не заставлять, не осуждать. Деликатность очень важна. Надо действовать силой любви, а любовь милосердствует, не раздражается, не ищет своего, всё терпит. Нам очень нужно терпение.
Великопостные богослужения — это более твёрдая духовная пища, и предлагать её детям не стоит. Убеждён, что им достаточно воскресных богослужений, которые им знакомы и понятны. Главное — это формировать правильный образ Христа. Надо рассказать, что Он — наш друг. Когда ты ждёшь друга, тебе ведь обидно, если он не приходит? Так же и Христос ждёт нас, ждёт с подарками — просто это невидимые подарки, духовные, но мы почувствуем, что они есть, они ощутимы.
Не мешать детям прийти ко Христу
Наша вера христоцентрична, то есть центр её — Христос. Если храмы будут разрушены, мы пойдём за Ним в поля, леса, катакомбы, главное — быть с Ним. Вот это надо формировать в ребёнке. Чтобы он понимал: на всех путях жизни рядом с ним будет Господь, Который его любит, охраняет, помогает и поддерживает. Для этого нужно с ребёнком беседовать — дома, на прогулке, по дороге в храм и задолго до того, как вы туда пойдёте. А не так, что утром разбудил ребёнка и потащил в храм, он спать хочет, ему холодно, голодно и непонятно. Он как Лунтик, который упал на Землю, хлопает глазами и не понимает, где он и что с ним.
Современные дети — мученики и страстотерпцы: они видят соблазны и агрессию нашего мира, живут в них. Им нужно как-то вырваться из всего этого, а помощников зачастую нет. Храм мог бы стать для них оазисом любви и мира, но мы и эту область отравляем раздражительностью, грубостью, нетерпимостью, убиваем интерес к ней. Как не вспомнить слова апостола Павла: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4)!
Записала Екатерина Щербакова
http://gorlovka-eparhia.com.ua/luntiki-v-hrame-nuzhno-li-brat-detey-na-d...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии