Лондонская Национальная галерея представила выставку «Пармиджанино: Видение Святого Иеронима»
ЛОНДОН. Лондонская Национальная галерея наконец-то представляет единственный в Великобритании алтарь работы Пармиджанино по случаю 200-летия своего учреждения. Картина знаменитого мастера раннего маньеризма «Мадонна с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом» (1525 – 1527 гг.) вновь появится после 10 лет реставрационных работ на выставке «Пармиджанино: Видение Святого Иеронима», сообщает ArtnetNews.
Восемь подготовительных набросков дополнят 12-футовый шедевр масляной живописи Пармиджанино.
Родившийся в 1503 году под именем Джироламо Франческо Мария Маццола, Пармиджанино позже был назван в честь своего итальянского родного города Парма. Он вырос среди художников, но уже к 20 годам выделялся из толпы. Папа Климент VII лично принял Пармиджанино по прибытии в Рим в 1524 году. Вкус художника к идеализированной красоте и роскошным оттенкам принес ему репутацию наследника Рафаэля.
Как гласит известная история Джорджо Вазари из «Разграбления Рима», войска Карла V были настолько очарованы этой картиной, когда штурмовали город и зашли в студию Пармиджанино, что решили не трогать его и просто позволить ему работать.
Пармиджанино работал над произведением с 1526 года, когда дворянка Мария Буфалини заказала его для погребальной часовни своего мужа и тестя в римской церкви Сан-Сальваторе-ин-Лауро. Пармиджанино вложил в этот большой прорыв все свои силы.
В последовавшую затем девятимесячную оккупацию Рима «Мадонна с младенцем и святыми» была помещена в трапезную Санта-Мария-делла-Паче, а сам Пармиджанино переехал домой, где и умер в 1530 году.
В своем завещании Буфалини включила указания о том, чтобы алтарь был оформлен в раму и установлен в капелле, но ее внучатый племянник привез его в их семейную резиденцию Читта-ди-Кастелло только 30 лет спустя.
Работа оставалась в часовне Буфалини в церкви Сант-Агостино примерно до 1772 года, когда ее заменили копией и отправили в их палаццо. Национальная галерея приобрела ее в 1826 году, через два года после основания музея.
Усилия последнего десятилетия по сохранению картины возродили ее и украсили новой рамой, соответствующей эпохе. Пышная зелень картины, яркий свет и смелые движения тела могут даже отвлечь зрителей от ее самой необычной детали — спящего Святого Иеронима.
«Было выдвинуто множество интерпретаций этой фигуры», — объяснила куратор выставки Мария Аламбритис этот «необычный» элемент. — «После того, как было принято решение об асимметричном расположении святых — выдвинув Крестителя вперед и расположив Иеронима полулежащим на среднем плане — наиболее правдоподобным состоянием для изображения Иеронима был сон».
С другой стороны, фигура также смутно напоминает греко-римскую копию «Спящей Ариадны» из Ватикана, которую Пармиджанино мог видеть. Более того, его решение может символически отсылать к более мистической природе состояния сна и его роли «двоюродного брата смерти». «Посмотрите, например, на череп – реквизит, подходящий для погребальной камеры, расположенный около колена спящего святого», — отмечает Мария Аламбритис.
Пять учреждений предоставили эскизы для завершения выставки, включая Музей Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, который в 2017 году вступил в конфликт с британским правительством из-за другого Пармиджанино, который долгое время выставлялся в Национальной галерее. Новый каталог, богатый новыми научными данными, также отмечает это событие.
В частности, представлен эскиз, на котором изображен Иоанн Креститель, указывающий вверх, и Святой Иероним, сидящий на заднем плане, выполненный мягким красным мелом на пожелтевшей бумаге.
Выставка «Пармиджанино: Видение Святого Иеронима» будет проходить с 5 декабря 2024 года по 9 января 2025 года в Национальной галерее на Трафальгарской площади в Лондоне.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии