Липкая ловушка оккультизма. Худиев С. Л.
Популярный портал «Блокнот» напечатал материал под названием «Никакие изменения не происходят без трудностей, но их надо просто пережить, обнадежила ясновидящая Алена Полынь»
Материал — рекламирует деятельность «Алены Полынь» (это псевдоним), которая именуется «кремлевской ведьмой» из-за того, что проводит магические ритуалы в «поддержку России».
Она также, как сказано в другой публикации, «практикующий психолог, коуч, гештальт-терапевт и имеет ряд совсем немагических профессий, в частности политолога, филолога, философа, теолога, консультанта ЛФК, фитотерапевта»
В общем, личность, как это бывает с адептами тайных искусств, разносторонняя.
Публикация вызвала огорченную реакцию в православных каналах — как можно разгонять эдакую ересь? Но этот случай не уникален — оккультизм обладает стабильной, если не сказать, растущей, популярностью.
Рост интереса к «тайным искусствам» обычен для тревожных времен. Мы снова и снова сталкиваемся с напоминаниями, что мир — опасное и ненадежное место, и в нем в любой момент можно столкнуться со страданием и смертью. Люди испытывают тревогу, растерянность и чувство неопределенности — а это очень неприятные чувства.
Некоторые заедают их таблетками. Таблетки привлекают тем, что действуют быстро — проглотил и тревога унялась на несколько часов. Однако у транквилизаторов бывают страшные побочки, не говоря уже о том, что всю жизнь на них не просидишь.
Некоторые прибегают к более старым и проверенным методам борьбы с тревожностью — ритуалам, которые, как предполагается, помогают знать будущее или контролировать происходящее.
Страх и тревога побуждают к активным действиям. В ситуации, когда от человека ничего не зависит, сидеть и ничего не делать становится невыносимым. Нужно сделать хоть что-то, произвести хоть какие-то манипуляции — это создает впечатление, что что-то делается и проблема решается.
Спрос порождает предложение — появляются профессионалы, которые такие ритуалы предлагают, и могут напустить того характерного таинственного тумана, который создает впечатление общения с «силами пота-а-айными, силами вели-и-икими». Профессионалы могут внушить человеку, что у него есть дополнительный (оккультный) ресурс, и он может несколько успокоиться.
Такова уж человеческая природа. Псалмопевец (в несравненно более тяжелой ситуации) жалуется «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе [это будет]» (Пс.73:9)
Но, раз уж нет пророка, люди покупают то, что есть на рынке — гадалок, обаятелей, ворожей и чародеев, которые, напустив на себя серьезный вид, скажут им то, что они хотели бы услышать.
Это происходит как бы само собой и без всякого рассмотрения. Желание избавиться от тревоги оказывается гораздо живее, чем желание искать истину об устройстве мироздания.
Но — естественно спросить — почему люди не ищут утешения в Церкви? Нередко в проповедях священники сокрушаются о том, что даже нынешние тревожные времена не побуждают людей искать Бога и наполнять храмы. По крайней мере, в тех количествах, которые можно было бы ожидать.
Почему клиентура оккультистов идет к ним, а не в Церковь? Почему тот же «Блокнот» предпочитает публиковать возвещения гадалки, а не проповедь священника?
Этому есть целый ряд причин, некоторые из них лежат на поверхности.
Прежде всего, это (осознанный или нет) прагматический подход к к духовной реальности. Духовные представления и практики имеют смысл только в качестве инструментов для решения чисто земных задач — личных или коллективных, психологических или политических.
Начальствующие (в том числе, невысокого ранга, вроде редакторов порталов) хотят ободрить и воодушевить людей, люди и сами ищут ободриться, а еще успокоиться и утешиться.
При этом они могут относиться к Православной Церкви вполне позитивно — как полезному средству психологического воздействия на массы, но, в то же время, не пренебрегать и другими средствами. Если прогноз «ясновидящей» способен подбодрить людей, то чем он хуже пророчества, которое (верно или нет) приписывают православному старцу?
На уровне воздействия на реальность результаты и православного молебна, и оккультных манипуляций неочевидны, психологический эффект (снижение тревожности) может быть от того и другого. Однако оккультизм имеет огромное конкурентное преимущество. Он не предъявляет никаких требований пересмотра своих взглядов или образа жизни.
Это напоминает ситуацию с жутковатым мексиканским культом Santa Muerte, в котором почитается фигура, издалека напоминающая характерную для региона статую Богоматери, но вместо лица у этой фигуры — череп. Культ набирает популярность в Мексике и среди мексиканской диаспоры в США — несмотря на противодействие католической церкви.
Почему? Ядром почитателей Santa Muerte являются члены наркокартелей, проститутки, воры, заключенные тюрем и вообще люди социально неодобряемых профессий, жизнь которых и опасна, и трудна. Они испытывают потребность в сверхъестественной помощи — но если они толкнутся в Церковь, от них первым делом потребуют изменить их образ жизни.
А вот Santa Muerte ничего подобного не требует — у нее можно просить о помощи в транспортировке партии кокаина, или о наказании членов конкурирующей банды. Как уважающий себя мафиозный босс, она оказывает покровительство в обмен на приношения и изъявления почтения — а вот учить жить не собирается.
Конечно, большинство людей, соблазняющихся оккультизмом, вовсе не профессиональные преступники — но они тоже хотели бы, чтобы духовные силы помогли им, а вот жить не учили.
Второе конкурентное преимущество оккультизма — он не требует посвящать ему много времени и усилий. Это как со здоровьем — врач может сказать «вы должны изменить образ жизни и оставить дурные привычки», но пациента это не обрадует. Пациент хотел бы чудо-таблеток, которые было бы достаточно проглотить.
Православная вера требует вкладываться и тратить время — молиться, читать Писание, вникать в катехизис. Гораздо затратнее, чем просто совершить ритуал на удачу и пойти по своим делам.
Третье — священник, в отличие от колдуна, очень ограничен в своих возможностях идти навстречу клиенту. Колдуны, ведьмы, астрологи и прочие предвещатели по новолуниям легко продадут вам любой прогноз, который потребуется. Священник должен будет сказать, что будущее от него сокрыто, а в тревоге надо полагаться на промысл Божий.
Четвертое — оккультизм носит нескрываемо коммерческий характер и не стыдится этого. Ведьмы оказывают платные услуги и пользуются коммерческой рекламой.
Но самое главное — Православие требует покаяния. Глубокого пересмотра представлений о мире, о правильном и неправильном, о том, что вообще является целью человеческой жизни. И эта цель оказывается не здесь, не в этом мире.
Тревога — это важный сигнал, как мигающая красная лампочка; этот сигнал не нужно пытаться заглушить, его нужно понять.
Она указывает на то, что земная жизнь, даже если она не будет резко оборвана, утечет у нас между пальцев, и смерти, в конце концов, не избежать.
И наша подлинная цель лежит за пределами смерти — это жизнь вечная и блаженная, которую мы можем обрести в Господе нашем Иисусе Христе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии