Лики одной Радости. Священник Андрей Мизюк

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ночь. Крестный ход подходит к закрытым вратам храма. Звон кадила, секунды необычайной, радостной тишины. И через мгновение мир полностью меняется. Изменяется всё и все вокруг, сама ночь становится иной. Вместе с первыми словами пасхального тропаря в нашу жизнь приходит Радость…

Преподобный Серафим Саровский имел эту радость всегда. Именно поэтому он всегда и всех приветствовал: «Христос воскресе!». В нашей жизни и с нашими немощами, наверное, все несколько иначе, но, тем не менее, вся следующая за Пасхой Светлая седмица переполнена этим ликованием. Все богослужение Светлой седмицы есть непрестанное повторение той самой пасхальной утрени, а все Литургии завершаются крестными ходами с пасхальными песнопениями и чтением отрывков из Евангелия, повествующих о воскресении Христовом. И вот завершается Светлая седмица, закрываются Царские врата, верующим раздается артос — хлеб, освященный по завершении пасхальной Литургии. Само богослужение, все еще наполненное пасхальной радостью, становится более привычным. Что же сохраняется в нас самих от той первой радости пасхальной ночи?

Когда-то давно слово «Антипасха» очень неприятно удивило меня, а точнее, резануло слух. Будучи нецерковным человеком, я поразился тому, что совсем недавно праздновавшееся Воскресение Христово вдруг отчего-то кем-то оспаривается или, что еще хуже, вообще отрицается. Иначе откуда было взяться приставке «анти»? К сожалению, мы очень часто находимся в плену устоявшихся стереотипов и поверхностных представлений. На самом же деле название праздника переводится как «воскресение, подобное Пасхе», и мы еще раз возвращаемся к чувству необычайной радости, к известию о воскресшем Христе — уже с апостолом Фомой и его чудесным исповеданием Христа Господом и Богом.

Священное Писание свидетельствует, что апостол Фома отнесся к вести о воскресении Христа с недоверием. Однако, увидев Его воочию, раскаялся в своем неверии и впоследствии обошел со своей проповедью почти всю землю. По церковному преданию, святой Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура он был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере,— говорит святитель Иоанн Златоуст,— сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

По Божиему Промыслу, апостола Фомы не было рядом с другими апостолами, когда Спаситель впервые после воскресения явился ученикам. И когда они, совсем недавно находившиеся в скорби и страхе, возвестили собрату о чудесном событии, он сказал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Явившись, Спаситель ответил Фоме его же словами: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои(Ин. 20, 27). Пораженный этим, ученик тут же поверил и, более того, исповедал Иисуса Христа Богом, воскликнув: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Следуя за Светлой седмицей, Антипасха завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богослов пишет: «То был день спасения, а этот день воспоминания спасения».

И это настолько же верно, насколько удивительно и нелогично нередко встречающееся в быту выражение «Фома неверующий». Непонятое, да и теперь незнакомое для обывателя место в Евангелии, где повествуется о явлении Фоме воскресшего Христа, свидетельствует о том, что вера апостола Фомы, его исповедание Христа Богом дополняет и обновляет веру апостолов, а Спаситель через это явление одному из Своих самых ревностных впоследствии учеников благословляет и грядущие поколения христиан: поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 28).

Не удивительно, что именно этот отрывок из Евангелия от Иоанна так не любят и всячески искажают сектанты, отрицающие Божественную природу Спасителя. Доходит иногда до смешного: слова апостола Фомы «Господь мой и Бог мой» объясняют обыкновенными эмоциями, породившими восклицание наподобие нашего «О Господи!». Хотя очевидно, что для того времени и людей, воспитанных в той традиции, подобное было просто немыслимо.

Что же за чувства испытывал святой апостол Фома, узнав о воскресшем Христе? Почему даже возможность видеть Его воочию была недостаточна для него, и он мог удостовериться, лишь коснувшись Его ран? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним: не так ли и мы сами, испытывая скорбь и боль, ищем именно видимого, осязаемого присутствия Бога рядом? Удивительная встреча апостола Фомы с Господом — напоминание о том, что Господь всегда близок, что Он в любое мгновение готов рассеять наши сомнения. При этом мы, не оставляя веры в невидимого, но всегда пребывающего с нами Бога, обретаем истинное блаженство, потому что тем самым всецело доверяем себя Его воле и милости. В этом и есть истинная любовь детей к Отцу.

Именно это чувство, точно огонь, зажженный во мраке ночи, было принесено апостолам женами-мироносицами с вестью о воскресении Христовом. «И не столь yдивительно,— говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц,— что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшимися в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть». Удивительные мужество и самоотверженность, с которыми эти слабые и испуганные женщины непрестанно следовали за Христом и были верны Ему, пронизывают пасхальные события. Быть может, за это они и были награждены Спасителем радостью быть первыми, кто узнал о Его воскресении?.. И первым словом Христа женам-мироносицам было: Радyйтесь! (Мф. 28, 9). Тем самым Господь возвестил им не только о том, что ожидало их в остальные дни их земной жизни — о pадости жить со своим Господом в сеpдце, но и о той вечной pадости, которая ждет их по окончании земного пyти. Это та самая радость, о которой Христос говорил апостолам: но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем (Ин. 16, 22–23).

С этой радостью все они шли в наш спящий и укрытый мраком неверия и страха мир, чтобы передать ее каждому, кто хотел бы быть причастным воскресению. Да — не все поверили сразу, да — смятение и изумление привели апостолов ко Гробу Господню, и они обрели его пустым. Но радость о встрече уже никого из них не оставила. Там, где разум отказывается принимать, сердце вмещает и взращивает.

Слова апостола Павла: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4, 4) обращены ко всем христианам. Порой их сложно бывает исполнить, но важно знать, что о нас, не видевших, но уверовавших, Господь сказал как о блаженных. Какими бы тяжелыми ни были обстоятельства нашей жизни, что бы ни случилось, мы должны помнить, что никто и ничто не может отнять у нас нашей Радости. Так сказал Господь. Поэтому соединимся в радости с апостолом Фомой, упавшим в слезах перед Спасителем и увидевшим Бога, соединимся в ликовании со спешащими ранним утром женами-мироносицами, вернем свои измученные грехом и унынием сердца к изначальному, детскому чувству. Чувству того, что главная Встреча уже совсем рядом.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/liki-odnojj-radosti