Личность со знаком «-»: что нужно знать об антихристе и Последнем Суде. В. М. Чернышев
Зло, копясь и передаваясь в длинном ряду предков антихриста, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить природа человеческая.
«День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею; так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» 2Фесс.2:3-4
Из Священного Писания известно, что в личности антихриста будет сосредоточено все зло во всей полноте и силе, какое только может воспринять и выдержать природа человека.
Подобно тому, как для получения самого чистого и совершенного Плода на древе человеческом в лице Богородицы потребовалось тысячелетнее развитие и совершенствование доброго человеческого семени – так и для получения самого скверного плода, способного вместить в себя всю злобу сатанинскую, потребуется усилие целого ряда поколений людей в отношении наибольшего осквернения всего творения Божия на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы против Его Церкви.
Можно только допустить, что природное и приобретенное зло, накопившись постепенно в длинном ряду предков антихриста, передаваясь с каждым новым поколением по преемству, наконец, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить природа человеческая. То есть, сама природа антихриста, чтобы выдержать максимальную степень воплощенного в человеке зла, должна быть выпестована в особых условиях, в соответствующей антихристианской традиции, чтобы заменить в этом человеке образ и подобие Божие образом и подобием сатанинским. Можно сказать, что зло, живущее в человеческом роде, воплотившись в антихристе, достигнет предельной вершины своего развития.
Кто же такой антихрист? Что говорит Писание
Слово «антихрист» буквально обозначает «противо-Христос» и встречается в нескольких сносках посланий Нового Завета: 1Ин. 2:18,22; 1Ин. 4:3; 2Ин. 7; 2Фесс. 2:3-12; Откр. 13:4-18. Но уже и в Ветхом Завете мы можем увидеть, что действия Бога в этом мире наталкиваются на враждебную силу, которая представлена в разных обликах. В самом начале мы видим сатану в драматическом развитии событий через книгу Бытия, где он выступает в образе гадкого змея (Быт. 3гл.). Далее, в его описаниях он характеризуется такими чувствами, как честолюбивые желания (1Тим. 3:6), ревность (Иов. 1:8-9), ненависть и ярость (Откр. 12:12), злая воля (Лк. 4:3,9), бунтовщика, разжигающего ярость против Творца (Откр. 12:1-3).
Некоторые свидетельства о личностных чертах и реальности воплощенного зла являются прямыми. Их совокупность убеждает в том, что это не метафора и не абстрактная категория, но личностное существо.
В рамках истории дьявол действует в мире через посредство человеческих сил. Например, египтяне и фараон противятся замыслу Бога о Его избранном народе, когда силой и угрозами удерживают евреев в плену. Таковы же и властители Ассура и Вавилона, угнетающие Израиль и стремящиеся распространить идолопоклонство в других народах. Такими же предстают в Писании и языческие цари, стремящиеся в своей гордыне сравняться со всемогущим Богом (Иез. 28:2; Ис. 14:13). Новый Завет указывает нам на лжехристов, соблазняющих и вовлекающих людей в богоотступничество (Мр. 13:5; Мф. 24:11), где знаком такого отступничества явится вначале «мерзость запустения», водворившаяся на святом месте (Мр. 13:14).
Сегодня существование тысяч сект, культов, т.н. новых религиозных движений и ложных религий свидетельствует лишь о том, что существует один великий лжец в закулисье мировой истории, о чем ясно говорит апостол Павел:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2).
Эта армия бесовских сил участвует в едином заговоре против Бога, Его замысла и Его народа. Без вождя эти демонические силы не смели бы продемонстрировать такую организованность во враждебных выпадах против Бога. Вот почему в Писании их предводитель назван «князем» сил бесовских (Лк. 11:15) и «царем» (Откр. 9:11).
Обольщая людей, антихрист (т.е. предводитель этого воинства) покажет многие удивительные чудеса «дабы прельстить, если возможно и избранных».
Апостол Павел пишет:
«Его пришествие будет по действу сатаны со всякой силою и знамениями, и чудесами ложными» (2Фесс. 2:9). Святитель Кирилл Иерусалимский уточняет: «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящими и слепых прозревшими, тогда как не было никакого исцеления».
Священное Писание утверждает, что антихрист «совершит дела великие, так что огонь будет сводить с небес на землю пред людьми» (Откр. 13:13). Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет: «Это знамение указывается Писанием как высшее из знамений антихриста, и место этого знамения – воздух; будет оно великолепным и страшным зрелищем. Оно будет действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».
«Призрачно все... »
Святые Отцы утверждают, что все подобные чудеса будут совершаться антихристом не в действительности, а лишь призрачно. Людям будет показано то, чего на самом деле нет.
Подобный пример мы можем увидеть в житии святого Макария Египетского (память 19 января/1 февраля), когда к преподобному, подвизавшемуся в пустыне, привели поселянина с лошадью, но Макарий увидел, что это не лошадь, а женщина – жена поселянина, в то время, как все окружающие воспринимали ее именно как животное, – такие чары навел дьявол на всех, что не увидели истинного ее естества. Тогда святой помолился, и чары дьявольские потеряли силу: она вновь стала восприниматься всеми как женщина. А преподобный сказал: «Несчастие случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не приступала к пречистым Таинам Спасителя нашего».
Эта и многие другие истории, приводит нас к мысли, что только ведущие правильную христианскую жизнь люди будут иметь духовные силы не поддаться обольщению антихриста и увидеть во всех творимых им знамениях обман.
Первоисточник зла
Вообще историю как Израиля, так и христианской Церкви («привитой ветви к дому Израиля») трудно понять вне представлений о наделенном личностными чертами сатане, который всячески стремится нарушить замысел Божий о человеческой истории. После грехопадения было провозглашено, что спасение человечества придет через обетованное семя жены (Быт. 3:15). Это обетование завета в конечном счете свелось к потомкам Авраама через Исаака и Иакова (Быт. 12:1-3, 36, 46). Завет оказался сосредоточенным на двенадцати коленах Израиля в качестве его носителей (Быт. 49гл). И дьявол постоянно подвергал нападкам эту родословную ветвь (Числ.24:10; Зах. 3:1).
Следует заметить, что, учитывая сравнительно скромную роль израильтян в мировой истории, они постоянно становились жертвами планов геноцида – начиная с персидского плена, о чем нас повествует книга Есфирь, и кончая планами Гитлера по глобальному истреблению еврейского народа на планете. Греческое завоевание Палестины тоже было обдуманной попыткой уничтожить еврейскую культуру, имеющую мало параллелей в истории.
От Амана в книге Есфирь, через средневековые погромы, до Гитлера и даже до Саддама Хусейна – это крошечное государство или его народ становились мишенью врагов. Заметим, что «по преемству духовному» последние 2 тысячи лет проходили во враждебных нападках и на христианское самосознание, на его богочеловеческий организм – Церковь. Эти гонения тоже ставили своей целью уничтожение новозаветных отношений с Богом, как когда-то Его отношений с еврейским народом.
Откровение Иоанна Богослова дает нам подробную эсхатологическую картину посредством двух символических чудовищных «зверей».
Первый из них – некая политическая сила: она хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует верующих (Откр. 13:1-10).
Второй зверь – некая религиозная величина (а, как известно, Писание трактуется несколькими способами, в т.ч. буквально, аллегорически и сокровенно-мистически), которая принимает внешний вид Агнца (Христа), совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы их привести к поклонению первому зверю, как это видно из текста Откровения Иоанна Богослова (13:11-18).
Так исполняется на земле дело сатаны, передавшего свою власть первому зверю (Откр. 13:2). Все это есть величественное эсхатологическое указание, относящееся к «последним временам» и в то же время иносказательно имеющее в виду положение настоящего времени, в котором подвизается Церковь Божия в наш секулярный век. Зло это не соответствует категории безличностных сил, к которым его зачастую относят.
Чем же все это закончится?
Все закончится Страшным Судом Божиим. Ожидание Второго Пришествия Христа как судьи живых и мертвых утверждается нашим Символом веры. Все люди предстанут пред Христом, чтобы дать отчет в своих делах.
Только Бог по-настоящему правит миром. Его Слово определяет право и устанавливает нормы правосудия. Он «испытует сердца и утробы» (Иер. 11:20) с совершенным знанием праведных и виновных. Все события подвластны Ему, и Он управляет ими так, что, в конечном счете, праведные преодолевают испытания, а злые и беззаконные наказываются (Быт. 18:23).
Напоминания о грозном Суде Божьем с провозглашением его неизбежности составляет один из главных пророческих мотивов. Начиная от книги Деяний апостолов и заканчивая книгой Откровения Иоанна Богослова, все свидетели апостольской проповеди отводят существенное место возвещению Суда и воскресению мертвых (Деян. 17:31; 1Пет. 4:5; Евр. 6:2). Этот суровый Суд постигнет блудников и прелюбодеев (Евр. 13:4), всех, кто отказался от веры и добровольно принял сторону зла (2Фесс. 2:12), лжеучителей и ангелов согрешивших (2Пет. 2:4-10), недостойных епископов (1Тим. 3:6), вдов, не блюдущих своего вдовства (1Тим. 5:12), все тайные дела людей (1Кор. 4:4).
В этих картинах Последнего Суда надо, конечно, считаться с известной долей поэтического воображения, своеобразной эсхатологической метафорой. Но так или иначе, все равно остается вопрос: если есть Суд таков, как он изображен в Новом Завете, то кто же его избежит? Кто же тогда спасется?
Кто спасется?
Действительно, гнев Божий проявляется в истории как направленный против всего человечества – ибо все виновны перед Ним (Рим. 3:10-20). Со времени вхождения греха в мир по вине первого человека всем людям вынесен обвинительный приговор и от него не могут уберечь никакие личные заслуги. Однако, когда Сын Божий, пришедший во плоти, умер за наши грехи, Бог «осудил грех во плоти, чтобы избавить нас от ига греха». И ныне открывается правда Божия, не карающая, но «оправдывающая и спасающая нас». При Ветхом Завете служение Моисея было служением осуждения, а служение последователей Евангелия есть «служение оправдания» (2Кор. 3:9) и «примирения» (2Кор. 5:19). Это дает нам надежду в день Суда.
Так будет замкнут круг мировой истории. Царство мира соделается Царством Господа, где «Бог будет все во всем». Все создание придет к той гармонии, в которой когда-то было создано, и после непродолжительного периода было разрушено грехопадением человека. Теперь «новое небо и новая земля» придут в первобытную гармонию уже в ином состоянии: человечество сознательно, уже по собственному выбору, по влечению сердца, ума и воли придет к Творцу, своему Создателю – кто тяжелым трудом, кто жертвуя земными благами и удовольствиями, а кто мученичеством за Истину. Одним словом, «несением креста своего».
Дьявол и аггелы его сброшены будут в «озеро огненное, кипящее огнем и серою», и уже ничто не помешает гармонии любви человека с Богом. Этот мир будет уже выше всяких искушений и составит общество сынов Божиих по сознательной воле и желанию своему.
Обновленный мир вверится Творцу отныне по достоинству его, а само человечество станет преображенным, получая новые силы для жизни с Богом.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/73306-lichnosty-so-znakom--chto-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии