Личное мнение или церковная Истина!
Тарас Борозенец
чт, 05/02/2015 - 11:26
В полемике с протестантами самых разных направлений постоянно сталкиваюсь с настойчивым требованием высказать свою личную точку зрения по тому или иному богословскому вопросу. Говоришь: «Церковь учит так-то». А они сразу: «Нет, ты, сам, лично, что по этому вопросу думаешь? Как в Библии читаешь?»
После этих и подобных вопросов становиться очевидной принципиальная бесцерковность протестантизма и радикальная церковность Православия.
Для протестантов церковь – лишь историческое собрание верующих во Христа людей, лишь земная организация, не имеющая существенного значения для спасения. В принципе, можно спастись и без церкви. Спасение зависит исключительно от твоей личной веры, от твоего личного понимания и принятия Слова Божьего. При этом церковь может даже мешать делу личного спасения, личным отношениям человека со Христом, может стать разделяющим посредником между ними. Церковь может отпасть от Христа, выступить против Него. Не верующий зависит от церкви, но церковь ‑ от верующего.
Для православных же Церковь есть полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23), Тело Христово, то есть Сам воплощенный в истории Господь, Путь, Истина, Жизнь. Церковь неотделима от своей Главы, от пребывающего в ней Духа Святого. Жизнь Церкви – жизнь Самого Христа, учение Церкви – учение Самого Христа, практика Церкви – практика Самого Христа. «С нами Бог» ‑ вот истина, живым воплощением которой является Церковь.
Спасение осуществляется Господом нашим Иисусом Христом в Церкви и через Церковь. Христос создал и утвердил Свою Церковь, чтобы она была для верных прямым невозбранным путем спасения и обожения. «Без Церкви нет спасения», «Кому Церковь ‑ не мать, тому Бог ‑ не Отец» ‑ утверждают святые отцы. Вне Церкви невозможно истинное и полное общение со Христом, невозможны христианские вера, надежда, любовь, то есть сама христианская жизнь.
Православные веруют в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Это значит, что Церковь для них есть мера всех вещей, источник всех благ, что она совершенна, истинна и безошибочна.
Протестантизм же провозглашает мерой всех вещей, критерием истины – Библию. Solo Scriptura! На самом же деле, высшим мерилом в протестантизме является личное принятие и интерпретация Библии. «Есть мое разумное Я и Библия, которую Я свободно принимаю верой и так же свободно толкую»,‑ думает протестант. Его вера – индивидуалистическая, субъективнаяи относительная.
В силу такой установки нет и быть не может единого протестантского вероучения, нет единой протестантской духовной практики, нет единой протестантской церкви. Есть множество протестантских общин, каждая из которых исповедует свое толкование Библии, свято веруя в его истинность. Индивидуалистический субъективизм протестантизма с его абсолютизацией личного мнения неизбежно ведет к организационной раздробленности и ущербности.
Для Православия Библия – Священное Писание, Слово Божие, открытое и дарованное для спасения в Церкви. Церковь в лице своих избранных служителей (пророков, апостолов) является соавтором боговдохновенного Священного Писания, она соборно составила и сохранила канон входящих в него книг.
Священное Писание существует в контексте Священного Предания Церкви, как его наиглавнейшая часть. Писание «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» соединено с Преданием, познается в нем и через него. Предание – это целостноеучение Церкви. По отношению же к Писанию Предание – богопросвещенное, всестороннее, существенное, церковное понимание Слова Божия.
Без и вне этого понимания богооткровенный смысл Библии неизбежно субъективизируется, теряется в миллионах индивидуальных герменевтических кругов – единое церковное понимание подменяется противоречивыми субъективными истолкованиями, единая Истина подменяется хаосом мнений. Абсолютизировав свои личные толкования Писания, протестанты отвергли Предание Церкви, и тем самым обрекли себя на непрекращающиеся разделения и дробления.
Священное Предание главным образом выражается в догматических и канонических постановлениях Церкви, творениях святых отцов, Богослужении, церковном искусстве. Во всех этих формах раскрывается всегда единое и тождественное себе Откровение Божие. Все они – выработанные на протяжении христианской истории орудия защиты от греховного субъективизма, от ереси и раскола, средства сохранения единства Церкви.
Итак, Библия – Книга Божия, Книга человеческая, Книга Богочеловеческая, Книга Церкви. Только в Церкви ее можно правильно понять и исполнить. Это означает, что у православных не может быть своей, особой, личной, не совпадающей с учением Церкви, точки зрения на содержание Писания, не может быть своего видения тех или иных богословских вопросов, не может быть своей позиции в вопросах веры и нравственности. У православных может быть лишь церковная точка зрения, церковное видение, церковная позиция, ибо это позиция Самого Христа. Православный – тот, кто отказывается от своего личного мнения ради согласия с Церковью, кто подчиняет свой разум ее соборному разуму, всегда согласному с разумом Христовым.
Главный вопрос современности – не об экономике, не о политике, не о науке и технике, не о культуре и даже не о человеке. Главный вопрос сегодня – это вопрос о Церкви. Именно от ответа на этот вопрос напрямую зависят ответы на все другие вопросы. И дай Бог нам всем ответить на него правильно – ответить не только словом, но и самой жизнью:
«Верую в единую, святую, соборную, апостольскую Православную Церковь!»
http://pravlife.org/content/lichnoe-mnenie-ili-cerkovnaya-istina
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии