Личная жизнь пророка Осии. Диакон Павел Сержантов
Вот в воздухе носится: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С некоторой даже завистью произносят: «Живут же на свете суперинформированные счастливчики. А мы до сих пор из “Новостей” всё узнаём».
Сплошь и рядом простые смертные (и даже, страшно сказать, аналитики) вымучивают прогноз на будущее, стараются рассуждать поубедительней. Люди вокруг с некоторым любопытством слушают их. И потом привычно ворчат, что практически ничего из прогноза не сбылось, как обычно.
А теперь представьте: в это время где-то на малодоступной территории суперинформированный уникум по-хозяйски заглядывает в будущее, словно к себе в холодильник. И берет оттуда всё, что ему нужно. Рассматривает, раскладывает на столе и вдосталь пользуется своим выигрышным положением.
Примерно так многие представляют себе пророка. Это Божий избранник, который знает всё наперед. Хорошо ж ему живется! У него нет надоевших нам тревог и забот о рисках. У него режим тихой спокойной сверхосведомленности…
Между тем жизнь настоящего пророка сильно отличается от только что нарисованного обывательского образа.
***
Настоящий пророк знает далеко не всё. Прямо скажем: всё знает только Бог. Не всегда Господь дает пророку знание о будущем, а только когда Сам сочтет нужным.
И потом, поручение от Бога не наполняет жизнь пророка полной беззаботностью. Нередко Господь открывает пророку будущее и тут же посылает его к людям со словами нелицеприятного обличения, с призывом покаяться перед лицом грядущих катастроф. Как полагаете, легко людям эти обличения выслушивать? И насколько дружелюбно относится к пророкам обличаемый народ, особенно граждане влиятельные и авторитетные? Кто не знает, может догадаться.
Служение пророка очень обязывает. Служение пронизывает всю его жизнь. И по большей части затрагивает жизнь близких ему людей. Бывает, что это удесятеряет его личные трудности и стократно усиливает пророческое слово. Для примера вспомним ветхозаветного пророка Осию. Его день по церковному календарю приходится на 30 октября.
Господь показал через пророка и через его семью, как живет богоизбранный народ и что его ждет. Картина получилась довольно ужасающая: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1: 2). Медленно перечитаем этот библейский стих, чтобы он усвоился хорошенько. Всмотримся в открывшуюся Осии перспективу… Обывательский образ о пророческом даре («бонусе») рассыпается в пыль.
Что видит Осия? Народ Божий «духовно блудодействует», то есть служит не Единому Богу, а разнообразным богам Ваалам (см.: Ос. 11: 2). Народ подобен жене, постоянно изменяющей своему законному мужу. И всё это безобразие описывается не «просто» резкими словами Осии, за которые его могли возненавидеть и подвергнуть жестокой расправе. Всё это проясняется через повседневную мучительную трагедию его личной жизни, не только через нелицеприятные слова об окружающей действительности.
Жена Осии ведет разгульную жизнь. В семье появляются дети блуда. Они от Бога получают имена, которые ничем не лучше обидных прозвищ: дочь Лорухама (в переводе: Не-Помилованная), сын Лоами (в переводе: Не-Народ-Мой). Каждый день в доме Осии и на залитых солнцем улицах во всеуслышание звучат имена детей, в которых впечатано пророчество о суровом суде Божием над народом. Будет суд – по идее он уже начался. И этот народ не может претендовать на какое-то особое отношение Судьи. Оно попрано ногами, былое особое отношение. У Осии каждый день на глазах позор и в ушах позорище.
***
Позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между ними весьма конфликтные. Братья мирно не живут.
И позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между которыми весьма конфликтные. Братья мирно не живут. Ослабел народ Божий от многих беззаконий и порочных страстей, постигли его тяжкие духовные болезни. В людях Божиих помимо открытого язычества распространяются и языческие перетолкования Завета с истинным Богом. Как это? Люди воспринимают поклонение Богу святых патриархов и пророков – не как личные отношения, а магически: «Я принесу Богу отцов всесожжение, все положенные обряды совершу. И будет у меня дом – полная чаша». Таким объязыченным израильтянам Господь объясняет: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Эти небесные истины повторяет и Христос (см.: Мф. 9: 13).
Бедствия Святой земли во времена Осии вызваны – позорной неверностью Богу. В этой тупиковой ситуации надеяться на покровительство мощных политических союзников не приходится. Неужели нет ни малейшей надежды? Есть. Вот почему звучит с неба живительный для всей Обетованной земли призыв: «Обратитесь к Господу; говорите Ему: “отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас… и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот”» (Ос. 14: 3–4).
Обратившийся к Богу народ воскреснет от духовного помертвения. В устах пророка Осии звучит чудесная пасхальная песнь, обращенная к людям от Бога: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (ποῦ ἡ δίκη σου, θάνατε; ποῦ τὸ κέντρον σου, ᾅδη. – Ос. 13: 14). Господи, избави нас, и прославим Тебя!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии