"Личная мечта Порошенко", или Зачем власти "ручная" церковь. Тарас Козуб , Анастасия Рябоконь

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Личная мечта Порошенко" или Зачем власти "ручная" церковь

В Украине форсируют тему объединения всех церквей в единую, поместную православную. Даже появился соцопрос, согласно которому количество тех, кто согласны поддержать реформу, выросло.

Однако в самих церквях и экспертном сообществе выказывают беспокойство — единение проходит под эгидой власти, а их методы называют «неблагородными».

КУРИРУЕТ ГРОЙСМАН

Согласно соцопросу Центра им. Разумкова, число украинцев, готовых поддержать создание поместной церкви, выросло с 24,4% до 29,2% всего за год. Независимости (автокефалии) церкви хочет несколько меньше граждан, чем в 2016-м (21% против 24% год назад).

«Но общество не поддержит ни изменения церковной структуры, ни создания поместной церкви — дискуссию нужно вести только среди верующих, ведь остальных это не касается. А все опросы этой части общества показывают, что треть людей вопросом не интересуется, среди остальных количество сторонников и противников примерно одинаково», — не согласен социолог Александр Вишняк.

Не секрет, что объединение церквей интересно власти: вопрос негласно курирует премьер Владимир Гройсман. Во время недавнего визита в Иерусалим, встречаясь с патриархом Феофилом, он поднял вопрос: «Мы все делаем, чтобы дорога к храму в Украине была свободной... Все надо делать для качественного церковного диалога к единой православной поместной церкви».

В ответ, впрочем, патриарх Феофил дипломатично осадил премьера: «Вопрос раскола церквей в Украине может быть решен, но не политическими или военными, а духовными средствами», — сказал иерарх.

По словам религиоведа, экс-главы Госкомрелигий Юрия Решетникова, вопрос поместной церкви проталкивает лично президент. «Это его личная мечта, которую окружение часто реализует неблагородными методами, — сказал он «Вестям». — Если у власти есть желание возобновить межцерковный диалог, им нужно вернуться к соблюдению принципа равенства религиозных организаций перед законом».

«ОТПРАВИЛИ ПАСТИ КОЗ»

В качестве примера подобных методов источник «Вестей» в церковных кругах привел недавнюю попытку привести в УАПЦ «звезду» из УПЦ, митрополита Александра (Драбинко) — бывшего помощника Блаженнейшего Владимира.

«В УПЦ он лишен влияния. Вот и пошел на договоренность с епископом Мукачевским и Карпатским Виктором (Бедем), влиятельным иерархом — переходит в УАПЦ, возглавляет ее вместо пожилого владыки Макария и после объединения церквей на базе УПЦ КП и УАПЦ получает неплохие шансы возглавить поместную церковь», — сказал собеседник.

Узнав о плане, владыка Макарий на Синоде УАПЦ жестко отчитал Бедя, «буквально отправив в Закарпатье коз пасти». Сам Виктор Бедь вчера был недоступен — находился за границей.

Церковники считают план вряд ли реализуемым. «Митрополит Александр Драбинко не является самостоятельным епископом. Он — викарий (помощник) Киевского митрополита, то есть без его разрешения владыка не имеет право совершать какие-то епископские действия, тем более возглавить что-либо», — сказал «Вестям» глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ епископ Климент (Вечеря).

Также, по мнению экспертов, объединение будет бить по УПЦ: церковные законы, упрощающие переход приходов, остаются в повестке Рады. «Причем их могут принять до отпуска депутатов», — считает источник.

АРГУМЕНТЫ ЦЕРКВЕЙ

Проблема создания поместной церкви — не только «внутриполитическая», но и международная. Константинопольский патриарх намекал, что может одобрить процесс. Но политологи считают, что это лукавство.

«Он слишком зависим от мнения РПЦ, не хочет ругаться с патриархом Кириллом. К тому же против выступит большинство поместных церквей в других православных странах — ведь это решение откроет ящик Пандоры», — считает Руслан Бортник.

В УПЦ и вовсе утверждают: под термином «поместная церковь» чиновники понимают что-то, не имеющее отношения к православию.

«Поместная церковь — это церковь на определенной территории, которую признают другие такие же поместные церкви. Права у УПЦ, например, гораздо шире, чем у некоторых других поместных церквей. Наши же правители под поместной церковью понимают такую себе «ручную» церковь, готовую транслировать нужные им политические лозунги. Даже если бы наша УПЦ была автокефальной, она все равно не устраивала бы тех политиков, которые считают себя вправе диктовать ей, что нужно говорить на проповедях и как нужно совершать богослужение», — пояснил епископ Климент.

Позицию УПЦ КП глава ее информотдела Евстратий Зоря высказал в интервью СМИ: по его мнению, у Константинополя есть сразу две причины даровать поместной церкви (в случае создания) автокефалию: во-первых, это будет «способствовать развитию православия»; во-вторых, Киев принял крещение именно от Константинополя.

«Идентична ситуация православной церкви Польши — ей Константинополь издал томос об автокефалии», — добавил он.

Впрочем, сегодня реальной возможности объединения по-прежнему нет. «Попытка соединить вызовет еще больше расколов в разных церквях — а власть пытается делать это, поскольку рассматривает церковь как электоральный инструмент, — поясняет Бортник. — Ей все равно, как будет называться церковь, лишь бы сотрудничала».

А по словам Александра Вишняка, всерьез к дискуссии можно будет приступить, когда количество верующих людей, поддерживающих создание поместной церкви, достигнет 50%.

Источник