Лестница, по которой ступал Христос
В Страстную неделю, когда вспоминают о последних днях земной жизни Спасителя, тысячи православных верующих отправляются в паломничество на Святую Землю и проходят в Иерусалиме по Крестному пути. В Великую пятницу процессия начинает свой путь от Темницы Христовой и греческой церкви при ней. Рядом с этой церковью – знаменитый Лифостротон, с которого Пилат предал Спасителя на крестную казнь: «Пилат… вывел вон Иисуса и сел на судилище… И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели…» (Ин. 19: 13–16). Суд же над Спасителем Пилат вершил в своей резиденции – в претории, находившейся рядом. Она занимала западную часть крепости Антония. В начале IV столетия равноапостольная царица Елена обнаружила здесь так называемую «лестницу Пилата», по которой некогда ступал Христос. Спаситель, по преданию, несколько раз прошествовал по этим ступеням: по прибытии Своем к Пилату, когда ведом был от Пилата к Ироду, по возвращении Своем от Ирода к Пилату и, наконец, когда из претории Он шел в терновом венце на Голгофу[1]. Царица Елена распорядилась доставить «лестницу Пилата» в Рим, где позже 28 мраморных ступеней стали именоваться Святой лестницей. Эта святыня в Риме со второй половины XIX века также стала известным местом паломничества верующих со всего света, в том числе и из России, которые устремлялись сюда в последнюю седмицу Великого поста.
Римская церковь Святая Святых (Санкта Санкторум)
Церковь Святая Святых (Cappella Sancta Sanctorum и Chiesa di S. Salvatore della Scala Santa), где хранится Святая лестница, одна из самых известных в Риме. Церковь расположена напротив северо-восточного угла кафедрального собора святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано, или просто – Латеранский собор) на площади Piazza di Porta S. Giovanni. О том, кто был основателем церкви Святая Святых, точных сведений не имеется. Она была посвящена священномученику Лаврентию (ок. 225–258) – архидиакону римской христианской общины. Позднее ее все чаще стали именовать Святая Святых.
Первое документально подтвержденное упоминание об этой церкви относится ко второй половине VIII века, когда в Риме правил папа Стефан III († 772).
Место, где располагаются Латеранский собор и церковь Святая Святых, называется Латеран, поскольку там когда-то находился особняк римских патрициев Латеранов. В XIV веке многие здания в районе Латеран пострадали от двух землетрясений, и папа Урбан V († 1370) поручил восстановить разрушенные и поврежденные здания, в том числе и церковь Святая Святых. В правление папы Сикста V († 1590) Вечный город, благодаря таланту известного архитектора Доменико Фонтана (1543–1607), украсился новыми постройками, одновременно изменился облик и этой церкви (1585–1590).
В самой церкви Святая Святых, в верхнем, втором, ее этаже, расположена известная часовня с одноименным названием – Санкта Санкторум – Святая Святых, где находится почитаемый римлянами древний образ Спасителя. Название свое часовня, как считается, получила по надписи «Святая Святых» на реликварии, где со времен правления папы Льва III (795–816) хранились великие христианские святыни[2]. Другие связывают название часовни и церкви как раз с 28 ступенями Святой лестницы.
Долгое время эта церковь с ее часовней служила домовой церковью Римских пап, резиденция которых до XIV века была во дворце при Латеранском соборе.
Святая лестница
Святая лестница (Лестница Пилата) |
Собственно Святая лестница (Scala Santa) является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.
Первые документально зафиксированные сведения о Святой лестнице встречаются в «Liber Pontificalis», составленном в середине IX века, при папе Сергии II (844–847). Сообщалось, что лестница эта – из резиденции Понтия Пилата в Иерусалиме и что по ней несколько раз восходил Спаситель в день обречения на смертную казнь. Предание гласит, что Святую лестницу равноапостольная Елена отправила в Рим в дар епископу Рима святому Сильвестру I (?–335); святитель распорядился расположить ее в помещении старого Патриархата[3]. Историки считают, что, по крайней мере, одну часть лестницы из дворца Пилата действительно перевезли из Иерусалима в Рим и первоначально разместили в древней резиденции Римских пап – во дворце при Латеранском соборе.
В 1589 году, во время дворцовой перестройки, лестницу перенесли в папскую капеллу святого Лаврентия (одно из именований церкви Святая Святых). Сохранились сведения, что перенесение лестницы совершилось в течение одной ночи. По некоторым данным, сначала ступеней было 24, и как раз при переносе лестницы к ней добавили еще четыре новые ступени. Лестницу устанавливали очень благоговейно: ни один из рабочих не ступил своими ногами ни на одну из ее ступеней. Сначала была положена верхняя 28-я ступень, затем поочередно клались следующие ступени[4].
При папе Пии IX († 1878) была проведена реставрация лестницы. Пий IX с особым благоговением относился к этой святыне. Католики считают, что широкое паломничество к Святой лестнице началось именно в правление этого Римского папы. Следуя примеру своих предшественников, папа Пий IX сам не раз восходил на коленях по Святой лестнице. Он пристроил к храму и здание монастыря, которое 24 февраля 1853 года даровал пассионистам – братству Святого Креста и Страстей Господних. Эта конгрегация была основана в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Иисуса Христа.
Церковь Святая Святых со Святой лестницей, являясь составной частью Латеранского комплекса, относится к имуществу святого престола и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 года, урегулировавшими отношения между Католической Церковью и итальянским правительством и определившими границы суверенного Ватиканского государства.
Лестница несколько раз реставрировалась и в XX веке, последний раз – в 2007 году. Тогда же были расчищены от копоти украшающие своды лестницы фрески итальянского художника Балтасара Кроче (1558–1628).
Естественно, что за несколько столетий ступени Святой лестницы оказались весьма истертыми коленями паломников. По причине особой святости этой реликвии и с целью дальнейшей ее сохранности еще в 1723 году мраморные ступени были покрыты каштановыми (по другим данным – ореховыми) досками. Однако и эти защитные деревянные покрытия стали со временем также стираться, поэтому специалисты постоянно заменяют их новыми.
По преданию, когда Спасителя, окровавленного после бичевания, вели по этой лестнице на смертную казнь, на ступени капала Его кровь. На ступенях в некоторых местах сохранились якобы кровавые следы Христа. В этих местах в досках, покрывающих ступени, было сделано несколько крестообразных прорезов для благоговейного лобызания паломниками самих ступеней. Сейчас на 2-й, 11-й и 28-й ступенях устроены небольшие застекленные круглые отверстия, которые с особым благоговением целуют верующие. Поднявшись на коленях по Святой лестнице, паломники спускаются вниз уже по одной из боковых лестниц, специально установленных по обеим сторонам Святой лестницы.
У подножия Святой лестницы расположены внушительные скульптуры «Поцелуй Иуды» и «Суд Пилата», которые, по данным справочников, выполнены Альберто Джакометти (1901–1966).
На протяжении веков христиане благочестиво восходят по Святой лестнице на коленях. В Римско-Католической Церкви считают, что на Святой лестнице «можно получить полную индульгенцию в каждую пятницу Великого поста и частичную индульгенцию – ежедневно». Католики, поднимаясь на коленях по лестнице, на каждой ее ступени читают специальные «Молитвы при восхождении на Святую лестницу»[5].
По давней традиции, православный паломник читает Акафист страстям Христовым или, останавливаясь на каждой ступени, произносит молитву «Отче наш»[6]. Один из российских паломников написал на этом месте духовное стихотворение, где есть такое четверостишие:
Греху предательства прощенья нет…
Иглою боль пронзает стертые колени,
Где тридцать символических монет
Горят огнем на двадцати восьми ступенях.
(Василий Степанов)
Часовня Святая Святых (Санкта-Санкторум)
Поднимаясь на коленях по Святой лестнице, видишь перед собой большую фреску, изображающую распятие Господне. За последней ступенью находится небольшая площадка с зарешеченным окном, через которое можно видеть богатый интерьер древней папской часовни Святая Святых.
Купол часовни Святая Святых |
Вход в часовню находится в расположенной справа капелле святого Лаврентия, и сегодня он оплачивается специальным билетом, который вручает один из хранителей церкви – судецкий немец по имени Константин, член братства пассионистов. Сам вход в часовню закрыт массивной железной дверью с несколькими мощными замками, которые специальными ключами отпирает хранитель. Вплоть до эпохи Возрождения эта часовня служила местом служения Римских пап и свидетельствовала о великолепии старого Патриархата при Латеранском дворце. Часовня является одной из немногих неразрушенных частей старого Латеранского дворца. Здесь хранились многочисленные христианские реликвии до их перенесения в Латеранский собор. По поручению папы Григория IV († 844), к часовне было пристроено маленькое помещение, служившее для уединенной келейной молитвы. В самой часовне проходили постоянные богослужения духовенства Римской курии. Но церковные документы сообщают, что только начиная со II тысячелетия эта часовня упоминается как место особых богослужений в дни Страстной седмицы.
Папа Лев III († 816) разместил под алтарем реликварий из кипарисового дерева, где хранились и хранятся до сих пор некоторые великие святыни. На архитраве, поддерживаемом четырьмя порфировыми колоннами, можно прочитать латинскую надпись: «Нет в мире места, более святого, (чем это)».
Об украшении и реставрации этой часовни заботился каждый папа. Особенными стараниями отличались папа Лев III, Иннокентий III († 1216), Гонорий III († 1227) и Николай III († 1280). По указанию папы Пия IX святые мощи и другие реликвии поместили в новые позолоченные теки.
Крестообразный купол часовни был расписан фресками неизвестным художником. Сзади часовни пристроена массивная укрепительная стена. В разные времена укреплялся пол, появилась мозаика на своде алтаря. Художники школы Пьетро Каваллини (1259–1344) создали великолепные фрески, где изображения получали объемную пластичность. Здесь же работал над фресками в византийском стиле и Джованни Чимабуэ (1240–1302).
В ходе проводимых реставрационных работ были обнаружены фрески XIII века с изображениями апостола Павла, святителя Николая Чудотворца, святого Лаврентия и святой Агнессы.
Документы свидетельствуют, что Божественным Провидением часовня почти не пострадала во время ограбления Рима в 1527 году. В целом внешний облик часовни почти не изменился со времен правления папы Сикста V († 1590).
Нерукотворный образ
Чудотворный образ Спасителя, хранящийся в церкви Святая Святых в Риме |
Над престолом часовни Святая Святых находится древняя и особо чтимая икона Спасителя. Это так называемый Acheiropoeton, то есть образ, сотворенный не рукой человека. Точное происхождение этого образа неизвестно. По преданию, лик Спасителя начал писать апостол Лука, а затем икону чудесным образом завершили ангелы Господни[7].
Написана она на кедровой доске (по другим данным – на ореховой) и первоначально находилась в Иерусалиме. В IV веке икону перенесли в Константинополь, где она хранилась в Патриаршем дворце. Во времена иконоборчества в VIII веке при византийском императоре Льве III Исавре (717–741) противник иконоборчества святой Герман I, патриарх Константинопольский († ок. 740) вместе с другими святынями тайно отправил эту икону в Рим папе Григорию II († 731).
Икона особо почиталась в VIII веке, когда, согласно историческим документам, папа Стефан II († 757) возлагал ее на свои плечи и шел с нею во главе молитвенной процессии, чтобы в 753 году предотвратить вторжение в Рим лангобардов. С тех пор и установлено ежегодное празднование в Риме в честь этого образа Спасителя, и по давней римской традиции 15 августа икону выносят для поклонения. В истории Рима известны факты, когда с этой иконой верующие проходили по городу крестным ходом во время страшных эпидемий.
В 1907 году христианский археолог Джозеф Вильперт, проводя исследование этого образа, установил его римское происхождение между IV и V веками. Ученый считал, что лик Спасителя был выполнен в некоей римской иконописной мастерской, хотя заметны и черты, характерные для восточной иконописи[8]. Исследование подтвердило, что образ подвергался поновлению при папах Иоанне Х († 928), Александре III († 1181) и Иннокентии III. При второй реставрации лик Спасителя этой иконы скопировали на кусок шелка, который наложили на образ, так что сегодня мы видим копию на шелке, за которой скрывается оригинал, писанный на доске. Оклад образа, выполненный из серебра и золота и украшенный драгоценными камнями, был изготовлен в правление папы Иннокентия III.
Но каким бы ни было происхождение чудотворной иконы Спасителя, считают служители церкви Святая Святых, ее история навсегда и тесно переплетена с жизнью многих поколений римских верующих.
Другие сокровища и реликвии
Бронзовые дверцы |
Внимание паломников в часовне привлекает и нижнее основание алтаря, защищенное массивной железной решеткой. За нею просматриваются две бронзовые дверцы, на которых сохранились надписи XIII века. За этими дверцами – драгоценный кипарисовый ковчег-реликварий, где с давних пор хранились присланные из Константинополя самые великие христианские сокровища Санкта Санкторум. До середины XIV века здесь в числе уникальных святынь хранились честные главы святых апостолов Петра и Павла, почивающие ныне в Латеранском соборе. По некоторым данным, здесь и по сей день хранятся: честная рука мученика Кесария диакона, пострадавшего при императоре Клавдии в городе Терракинии; часть мощей преподобномученика Анастасия Персянина, пострадавшего в 628 году; честная глава мученицы Агнии девы, пострадавшей в Риме в 304 году[9] и другие.
В 1905 году австрийский священник-иезуит Грисар Хартманн получил специальное разрешение святого престола и тщательно исследовал все хранившиеся в часовне золотые и серебряные реликварии. Он изучил также и все церковные изделия из слоновой кости, распятия из ценных пород дерева, древние пергаментные рукописи и прочее. При участии того же священника в начале ХХ века ценнейшие реликвии были перенесены в основанный в 1756 году Музей сакрального искусства Апостольской библиотеки (Museo sacro della Biblioteca Apostolica), где находится ныне огромное собрание раннехристианских артефактов.
Анатолий Холодюк
19 апреля 2011 года
[1] См.: Спутник русского православного богомольца в Риме / Сост. архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912.
Источник: Православие. Ru
<!--links-->
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии