ЛЕНЬ ДОБРА НЕ ДЕЕТ. Татьяна Гриб

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

2013_1_Grib1

«Возлюби труд, и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога».
Преп. Антоний Великий

 Мы часто говорим «мне лень», «лениво что-то», «если тебе не лень». Мило улыбаясь при слове «лень», полагаем порой, что речь идёт о безобидном и вовсе не страшном качестве, которое присуще всем людям. Говорить о лени, как о чем-то греховном, кажется некоторым фанатизмом. Даже в народе лень называют ласково: «матушкой». Помните, старую поговорку: «Лень, матушка, раньше нас родилась»? То есть лень всегда с нами? А мы можем и не замечать её разрушительного действия? Есть мнение некоторых исследователей, что стремление лениться заложено в генах и является внутренним «будильником», который начинает звонить, когда организм устает, без лени долго не проживешь. Но то, о чем говорят исследователи, это не лень, а усталость. Усталость – это и есть внутренний будильник, который срабатывает тогда, когда необходимо сделать остановку.

В одной легенде говорится, как лентяй, попав после смерти в загробный мир, очутился в каком-то красивейшем месте, где все было привольно, удобно и именно так, как он всегда мечтал. Некто в белых одеждах приблизился к нему и сказал: «У тебя есть право требовать чего пожелаешь: любых развлечений, удовольствий, вкусной еды». Обрадованный лентяй стал жить так, как всегда мечтал. А по прошествии многих лет он обратился к существу в белых одеждах:
– Я уже насладился всем, чем хотел. Теперь мне нужна работа, чтобы чувствовать себя полезным.
– Очень сочувствую тебе, – ответил тот. – Но это единственное, чего я не могу тебе предоставить. Работы здесь нет.
– Так что же? На веки вечные я обречен томиться от скуки?! Нет уж, в тысячу раз лучше было бы попасть в ад! Существо в белом приблизилось и произнесло еле слышно:
– А где, по-твоему, ты находишься?

Преподобный Нил Синайский (IV-Vвв.) говорил: «Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает риобрести». Василий Великий «всякий повод для лени» называл поводом для греха. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?» (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» (Прит.10:26). В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Матф. 25:26-27).

2013_1_Grib2

Почему же лень – это грех? Ленивый человек не любит труд и этим нарушает заповеди Божии о труде. Тихон Задонский писал: «Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама по себе грех, ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш». А апостол Павел и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться (2 Фес.3,10). Святые подвижники занимались рукоделием и обслуживали сами свои нужды, чтобы исполнять заповедь о труде и не проводить время без дела. «В скиту… жил один слепой старец. Келлия находилась около полумили от колодца, и он не дозволял, чтобы кто-нибудь другой приносил ему воды. Он сплел себе веревку, один конец привязал у колодца, а другой – у своей келлии, веревка же лежала на земле. Отправляясь за водой, он шел по веревке. Старец делал это для того, чтобы по веревке отыскать колодец. Если поднимавшийся от ветра песок засыпал веревку, старец брал ее рукою, стряхивал песок и снова клал на землю. Однажды брат просил старца, чтобы позволил ему приносить воду. Старец отвечал: «Как, брат? Я уже двадцать два года ношу себе таким образом воду, и ты хочешь отнять у меня мой труд?».

Ленивый человек не любит своего ближнего, для которого ленящийся не хочет напрячь свои силы и сделать что-то. Лентяй – это эгоист, служитель своего идола, идола комфорта, идола удовольствия. Ленивый думает и заботится только о себе «… все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2:21). Ленивые люди любят жаловаться на какие-то обстоятельства, хвалиться мнимыми трудами, обвинять других и оправдывать себя, завидовать и роптать. Лень приводит к праздности, а праздность к пустословию, обсуждению и прочим словесным грехам. «(Молодые женщины) они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим. 5:13).

Святые отцы указывают на тесную связь между ленью и унынием в различных её проявлениях. «Уныние же и леность расточают все богатство», пишет св. Иоанн Лествичник в своем знаменитом труде «Лествица». К одному афонскому старцу пришли за советом, как поступить с молодым монахом, впавшем в сильное уныние. «Поженить его… на работе», – был ответ старца. Лень действует скрытно, она сливается с душой и становится привычной. Как любой грех, лень требует все больше и больше служения себе. Как наркоман увеличивает дозу, так и лентяй хочет лениться все больше и больше. Лень, подобно раковой клетке, имеет свойство разрастаться, завоевывая все большую территорию. Лень, которая требует служения себе, пропорционально заставляет нас меньше служить Богу, разрушает душу. Св. Игнатий Брянчанинов раскрывает грех уныния как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние».

Противостоят лени трудолюбие, пост (воздержание), ответственность. Прп. Макарий Оптинский, полагая лень в числе смертных грехов, против лености cоветует: «Надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. Для прогнания сей страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при сем смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености».

Если не задумываться глубоко, лень – это бездействие. На самом деле трудно представить человека, который бы вообще ничего не делал. Даже самый ленивый всегда что-то делает. Классическая картина – лентяй, который все время занят, к примеру, с утра до утра играющий в компьютерные игры парень. Лень весьма относительна, «лени вообще» не существует. Человек, ленивый в одной сфере деятельности, вполне может быть активным в другой. Важно понять: «против чего» мы ленимся. «Во дни печальные Великого Поста» каждое утро наше начинается с одного и того же прошения «дух праздности … не даждь ми…».

Каждому из нас даны таланты – благоприятные условия для спасения души. Если человек данный ему талант употребляет духовно, трудится для спасения своей души, – они приносят плод, а если мы употребим земную жизнь только на достижение земного благополучия, не будем радеть о спасении своей души, – придем к духовной смерти. Надо стараться вырваться из суеты в «суть», где правда, мир и радость. На сколько других вещей у нас хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; а на Бога – не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, тогда ни о какой лени не было бы речи!

http://www.sretenie.hram.by/index.php/articles/number2013/28--2013/176-2013-05-18-14-06-26