ЛЕНЬ: «ЗА» И «ПРОТИВ». Ирина Грищенко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

С детства мы приучены считать лень недостатком, с которым нужно вести непримиримую борьбу. Античные мудрецы лень считали матерью всех пороков. У Данте в «Божественной комедии» лентяи находятся в пятом круге ада. Однако эта проблема только на первый взгляд кажется простой для понимания. Лень принимает порой такой причудливый вид, так маскируется, что может выглядеть вполне симпатично и иметь веские основания для этого.

В фольклоре, литературе создана целая галерея образов обаятельных лентяев, которым благоволит фортуна. Только фантазия лентяя может додуматься до печки-такси, скатерти-самобранки, сапог-скороходов, молочных рек с кисельными берегами. Емеля (у которого и фамилия имеется, только мало кому известная, – Кармушкин), Иванушка из сказки «Конек-Горбунок», Незнайка, Обломов – хрестоматийные образы. И все они вызывают у нас теплые чувства. Может, потому и сопереживаем этим героям, что нам самим не чуждо это чувство? Ну, кто в детстве не фантазировал о чуде-ручке, которая сама пишет сочинение и решает задачу, о волшебной семечке, благодаря которой мгновенно выучивается стихотворение? Как здорово было бы жить на свете, если б на хлебном дереве действительно росли булки, а с него лианой спускалась гирлянда сосисок! Еще античные греки рисовали картины такого изобилия в мифическом городе Сибарисе: «Речка приносит нам огромные ячменные лепешки, а другой поток гонит волны сырных пирогов, жареного мяса и вареных скатов. С одной стороны плывут жареные каракатицы, раки и лангусты, с другой – колбаски и рубленое мясцо; здесь анчоусы, там блины. Отбивные сами собой тушатся и прыгают в рот, а пирожные из нежной муки так и плавают вокруг». Знакомый образ, если вспомнить гоголевского персонажа, в рот которого галушки сами прыгают, не забыв обмакнуть себя в сметану. В поэтической утопии Феокрита река Кратис превращается в реку красного вина, а река Сибарис – в реку, текущую медом. Тоже узнаваемый пейзаж по русским сказкам.

Но во всей этой идиллии есть что-то настораживающее. Не случайно греки сибаритов считали нелепыми, придурковатыми, и эта черта гармонично сочеталась с культом удовольствия, дерзостью, высокомерием, спесью. Любое излишество, невоздержанность были для грека проявлением глупости. Античный анекдот повествует о том, как сибарит, посетивший Спарту, славившуюся строгостью быта и нравов, отказался восхищаться отсутствием у спартанцев страха смерти, потому что самый трусливый сибарит предпочел бы трижды умереть, чем терпеть такую жизнь.

Сказка если и позволяет нам расслабиться вместе с деревенским дурачком-лентяем, то только на время. В счастливом финале герой преображается. Оказывается, он и лентяй, и дурак, но себе на уме. Стоит ли напрягаться там, где это не оправдано? Может, поберечь силы? Вот тут лень выступает как способ самосохранения. Биологи наблюдали за мышами. Одни, очень деятельные, бегали в колесе, которое им установили, даже ночью. А одна менее активная мышь, наносив туда опилки, устроила там постель. Другая же, очевидно с хорошим чувством юмора, сделала там… туалет. И кто умней? Потому так диаметрально противоположны наши пословицы. С одной стороны – «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», а с другой – «Работа не волк, в лес не убежит». Все зависит от того, в какой ситуации применять эти советы. И лентяй лентяю рознь. Одно дело добродушный Иванушка, который, махнув рукой, все-таки принимается за работу, и другое дело ленивая, злобная Марфушка из «Морозко».

Лень может приобретать множество обличий. Деятельный человек, при отсутствии силы воли, растратит себя на пустое времяпрепровождение, раздражая окружающих своей бестолковостью. Таков, например, Незнайка. Столько энергии при такой лени! – Лучше бы он валялся под кустом.

Часто лень – это паралич воли. Как у героя фильма «Раба любви»: сила есть, воля есть, – силы воли нет. Бесконечное откладывание «на потом» делания зарядки, перехода на здоровую диету, написания отчета, зашивания дыр, а в конечном итоге порой самой жизни получило в психологии даже свое название – прокрастинация. Это состояние хорошо описано у Эдгара По в новелле «Бес противоречия»: «Перед нами работа, требующая скорейшего выполнения. Мы знаем, что оттягивать ее гибельно. Мы слышим трубный зов: то кличет нас к немедленной энергичной деятельности важнейшее, переломное событие всей нашей жизни. Мы пылаем, снедаемые нетерпением, мы жаждем приняться за труд – предвкушение его славного итога воспламеняет нам душу. Работа должна быть, будет сделана сегодня, и все же мы откладываем ее на завтра… Наступает завтра, а с ним еще более нетерпеливое желание исполнить свой долг, но по мере роста нетерпения приходит так же безымянное, прямо-таки ужасающее – потому что непостижимое – желание медлить. Близок последний час. Бьют часы, и это похоронный звон по нашему благополучию. В то же время это петушиный крик для призрака, овладевшего нами. Он исчезает – его нет – мы свободны. Теперь мы готовы трудиться. Увы, слишком поздно!».

Праздную мечтательность – один из атрибутов лени – можно неверно истолковать. Чарльз Дарвин в отрочестве, юности вызывал серьезные опасения у отца, который подозревал, что его сын отъявленный лентяй, не проявляющий интереса ни к какому роду занятий, кроме охоты. Но оказалось, что этот уход в себя, отрешенность – способ накопить силы. Как только нашлось занятие по душе, Дарвин стал трудоголиком и великим ученым. Антон Дельвиг, которого А. С. Пушкин удостоил эпитета «ленивый баловень», в Царскосельском лицее прославился как отъявленный лентяй. Впрочем, эту репутацию сам

Дельвиг старательно поддерживал. Он плохо учился, но его медлительность мгновенно улетучивалась, когда он делал уроки по русской словесности. Не зная немецкого языка, хотя и происходил из рода немецких баронов, он мог наизусть цитировать большие отрывки из Шиллера и Гете. Лентяем слыл и поэт серебряного века Георгий Иванов, облекший эту черту в благородное эпикурейство.

Лень, будучи признанным недостатком, может спасать от других пороков. Сколько преступлений, афер, грехов не совершается только потому, что человеку лень это делать! Представляете, как хлопотно организовывать ограбление банка?! А измена жене? – Думай, как конспирироваться, сочиняй легенду для жены, бегай в поисках подарков и той, и другой, да чтоб не перепутать… Очень сложно. Конечно, таких «порядочных» людей нравственными не назовешь, но для них лень оказывается во спасение.

Есть несколько причин для лени: переутомление, несоответствие «должен» и «хочу», ощущение ненужности выполняемой работы, депрессия, мировоззренческий кризис и банальные распущенность и слабохарактерность. Ведь привести себя в порядок, сделать травяной чай, массаж, совершить велопрогулку, ответить ребенку не пустыми словами, прогнать паука из дальнего угла, – на эти мелочи тоже нужна сила воли. В психологии лень определяется отсутствием мотивации, следовательно, чем весомей мотивация, тем меньше места для лени. Если в качестве мотивации выступает папа с ремнем, начальник с колючим взглядом из-под очков, то лень остается проблемой. Не решают эту проблему подкуп и шантаж. Как ни странно, но жульнический прием Тома Сойера, который, расписав прелести крашения забора, убедил своих товарищей сделать эту работу за себя, вполне годится. Только уговаривать и убеждать надо себя самого. От работы, говорят, кони дохнут. Но если долго ждать, пока до чего-нибудь дойдут руки, могут однажды отказать ноги.

http://www.sretenie.hram.by/index.php/articles/number2013/28--2013/175-2013-05-18-12-51-48