Легитимизация церковного раскола
Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий о беззаконных действиях Фанара в Литве
Как сообщалось, Минюст Литвы утвердил создание группой священников, отколовшихся от православной Виленско-Литовской епархии Московского Патриархата, экзархата Константинопольской патриархии.
В свете последних событий митрополит Виленский и Литовский Иннокентий в интервью «Православной Литве» выразил своё отношение к созданию в Литве экзархата Фанара.
«Что бы ни происходило в обществе, в отдельной стране, в мире, на всё нужно стремиться смотреть духовным зрением, опираясь на Священное Писание, учение Церкви и святых отцов, - призвал владыка. - Человеческому уму невозможно проникнуть в тайны удивительного, премудрого Промысла Божия обо всей нашей человеческой цивилизации, которая имеет свое начало и свой конец, после чего совершится Страшный Суд Господень.
Богу известно не только о судьбе отдельного человека, но и отдельной страны и целых исторических цивилизациях. Литва не исключение. Будем воспринимать происходящие события как дела Божии, касающиеся каждого из нас, так и всей страны в целом. Будем стоять строго на церковных позициях, храня мир в сердце, со страхом Божиим говоря о делах человеческих».
«Да, в Литве складывается новая картина религиозной жизни, - отметил иерарх. - Этот процесс нужно принимать как реальность наших дней. Все мы получили от Бога дар свободы действий, а вот как мы пользуемся этим, зависит от каждого из нас, от нашего духовно-нравственного состояния. Это касается всех людей, как церковных, так и светских, зависит от их убеждений, мыслей, за которыми следуют конкретные дела».
«Понятно, - продолжил он, - что и в Литве среди людей в общественно-политических кругах существует своё видение религиозного развития страны, свои планы на этот счёт, которые начали активно реализовываться после начала в 2022 году войны на Украине. Все это мы хорошо видим сегодня, независимо от того, нравится нам это или нет».
«Естественно, мы также имеем полное право иметь собственное видение жизни Церкви и ее развития, - подчеркнул митрополит Иннокентий. - Открыто и честно говорить об этом. Но говорить в рамках государственных законов, исключая всякие попытки, ведущие к нестабильности в обществе, храня мир и согласие в нем. Говорить о том, что соответствует нашим убеждениям, нашему видению и нашей совести, не ущемляя совести других людей, а наоборот, стараясь их понять, доброжелательно к ним относиться».
Также владыка прокомментировал недавний визит в Литву о.Иустина (Кивилоо), назначенного экзархом Константинопольского патриархата.
«Да, я ознакомился с его суждениями, оценками о происходящем, мыслями о будущем. Они оставляют двойственное впечатление, - признался архипастырь. - С одной стороны, это говорит о его церковности, личных положительных качествах, широте суждений, реалистичности подходов, с другой стороны, видим, что его свобода мысли ограничена той церковной политикой Константинопольского патриархата, с которой не согласны большинство Поместных Православных Церквей. Здесь хочется отметить его доброжелательный тон, трезвость суждения по очень сложным вопросам, как, например, церковная собственность. Он прямо сказал, что он категорически против того, чтобы забирать храмы, которые находятся в нашей Церкви, с которой он настроен "мирно сосуществовать". Это, конечно, можно оценивать только положительно».
«Здесь стоит остановиться и на некоторых других его высказываниях. Он признался, что не до конца разобрался в истории Православия в Литве. В одном интервью он прямо сказал: "конечно, я знаю, что это не очень хорошо, что на одной территории есть две Церкви. Это не по канонам". С этим трудно не согласиться. Такие действия не одобряются большинством Православных Церквей и усугубляют напряженность в межправославных отношениях. Каноническое существование нашей Церкви здесь в Литве никем в православном мире не оспаривается, имеет более чем 300-летнюю историю, в том числе и период первой независимости Литвы. В 90-е годы прошлого века находящийся ныне на покое митрополит Хризостом и другие священнослужители именно нашей Церкви поддержали стремление Литовского государства к независимости. Наша позиция остается с тех пор абсолютно неизменной. Наша православная община остается юридически признанной как традиционная, является второй по величине религиозной общиной Литвы, как по количеству приходов, так и по числу священнослужителей и верующих людей. У нас тысячи активных членов, а называющих себя православными — более 120 тысяч. Наша Церковь действует в соответствии с Конституцией и литовскими законами, а также осознает свою ответственность за сохранение мира и согласия в обществе», - заявил митрополит Иннокентий.
«Как же нам понимать действия Константинопольского Патриархата в Литве? – задаётся иерарх вопросом. - Думаю, что только будущие церковные историки и специалисты по каноническому праву окончательно определят, как квалифицировать церковную политику Константинопольского Патриархата в Литве в 20-х годах 21 века. Одни, возможно, скажут, что это незаконное вторжение на чужую каноническую территорию, другие, что это не только вторжение, но и легитимизация церковного раскола, а третьи, что это и то, и другое, или как-то иначе. Уверен, что такие действия Константинопольского Патриархата не найдут поддержку у большинства Православных Церквей. В любом случае последнее слово всегда будет за нашим Господом Иисусом Христом, Который на Своем Суде каждому из нас вынесет Свой Приговор и определит судьбу в вечности».
Владыка выразил своё отношение к раскольникам, к бывшим клирикам, лишенным священнического сана: «Да, именно они учинили церковный раскол, за который они ответят перед Богом. Другие только воспользовались их неканоническими действиями в своих интересах. В 2022 году бывшие священнослужители нашей Церкви внесли огромное смущение в жизнь православных людей Литвы, совершали неканонические действия и ложно обвиняли собственное священноначалие в Литве в поддержке войны в Украине».
По его словам, «вокруг извергнутых из сана священнослужителей сложился и активно распространяется миф, дошедший даже до Госдепартамента США о том, что причины наложенных на бывших клириков наказаний проистекают не из церковных критериев, а из их несогласия с войной в Украине».
«Это в корне неверно! – заверил иерарх. - Заявленная мною лично антивоенная позиция в первые недели войны получила широкое распространение, была услышана литовским обществом и остается неизменной, о чем мы неустанно заявляем на всех уровнях. Эта позиция одобрена священноначалием, духовенством, мирянами и всеобщим собранием нашей Литовской Православной Церкви. Свои подписи в 2022 году под обращением в защиту Церкви поставили более восьми тысяч человек — активных членов нашей Церкви. Эти подписи были переданы Президенту Литвы господину Гитанасу Науседе. Наша позиция против войны и до сего дня остается неизменной».
«Назначенный Экзарх Константинопольского Патриархата высказался о желании встречи с Главой Литовской Православной Церкви. Если такая встреча когда-либо состоится, то мы готовы предоставить ему материалы судебного расследования, свидетельства, открытые высказывания в интервью и прочие фактические сведения о неканонических действиях извергнутых из сана священнослужителей, которые не воспользовались законной процедурой перехода в другую юрисдикцию, многократно нарушили церковную дисциплину и священническую присягу, совершив клятвопреступление. Политические и антивоенные взгляды этих клириков не имели ни малейшего значения при принятии решений церковным судом. Любой честный и объективный архиерей или пресвитер любой Православной Поместной Церкви убедится в законности и справедливости судебных вердиктов. Конечно, и раскол, и судьба самих раскольников является нашей душевной болью. Мы по-прежнему продолжаем за них молиться. Но в этом принципиальном вопросе не может быть никаких уступок и компромиссов. Вновь и вновь повторяю, что Виталий Моцкус, Владимир Селявко, Гинтарас Сунгайла, Георгий Ананьев и Виталий Даупарас на законном основании лишены священного сана, и мы не признаем и никогда не признаем, что они восстановлены в прежнем звании и совершаемые ими таинства являются действительными», - заявил архипастырь.
«Печально, что нам вместо того, чтобы едиными устами и единым сердцем славить Бога, умолять Его о прощении наших грехов и спасении наших душ, приходится рассуждать о грехах человеческих, их последствиях, омрачающих нашу церковную жизнь. Будем же взывать к милости Господней и уповать на Его благой Промысл!» - заключил митрополит Иннокентий.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии