Лавировал, да не вылавировал. Компромиссная позиция черногорского митрополита не спасла его от конфликта с госвластью. Энгельгарт Г. Н.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Амфилохий

Главной политической задачей властей Подгорицы является окончательное формирование отдельной черногорской идентичности, а единственным путем решения этой задачи они полагают выход черногорцев из сербского культурного пространства. Создание новой идентичности сталкивается с серьезными объективными трудностями. До сих пор в Сербии проживает больше черногорцев, нежели на их официальной родине. И через пять лет после обретения государственного суверенитета около 40% населения страны на последней переписи назвали себя сербами. Весьма прочно и культурное единство, так как исторически виднейшие деятели черногорской культуры не разделяли «сербство» и «черногорство».

 Нынешнее культурное разделение реализуется стандартными методами – государство продвигает проект отдельного языка, меняя даже алфавит, куда было добавлено несколько новых шипящих.

 Церковный вопрос также стал важным элементом нацстроительства. На протяжении XVIII–XIX веков именно архиереи были фактическими правителями Черногории, возглавляя сопротивление туркам. Исторически церковная организация черногорцев самостоятельно подчинялась Константинополю, а с образованием после Первой мировой войны Югославии вошла в состав Сербского Патриархата на правах отдельной Черногорско-Приморской митрополии.

 Правительство страны исходит из того, что в независимом государстве должна быть самостоятельная Церковь. Проблемы Черногорско-Приморской митрополии начались еще в 1990-х годах, когда при покровительстве властей была зарегистрирована Черногорская Православная Церковь (ЧПЦ) во главе с самоназначенным митрополитом Михайлом (Мирашем) Дедеичем.

 Признания со стороны канонических поместных Церквей ЧПЦ не имеет, равно как не имеет реальной массовой базы прихожан. Провозглашая свою организацию правопреемницей исторических православных епархий, Дедеич действует в двух направлениях – требует передачи себе всех православных религиозных объектов и святынь республики и одновременно выступает против «присутствия иностранной религиозной структуры» на территории страны.

 С начала 2011 года давление на каноническую митрополию заметно усилилось, причем в каждом конкретном случае инициатива принадлежала черногорским властям. Спикер парламента Ранко Кривокапич стал требовать сноса возведенной епархией часовни на горе Румии, когда же митрополит Черногорский Амфилохий (Радович) нелицеприятно возразил политику, против него было начато судебное преследование. 21 мая съезд правящей Демократической партии социалистов включил в ее программу пункт о необходимости создания в стране собственной «единой Православной Церкви». 9 мая были снесены стены восстанавливаемого храма Святого Александра Невского на знаменитом курортном острове Свети-Стефан. Новым элементом нажима стали полицейские рейды по монастырям и храмам для выявления монахов и священников, не имеющих черногорского гражданства или вида на жительство. МВД Черногории сообщило о 86 таких священнослужителях, не исключив их депортации.

 При этом митрополита Амфилохия трудно упрекнуть в стремлении дразнить гусей. Напротив, наиболее рьяные сербские патриоты давно обвиняют его в соглашательстве за постепенное снятие упоминаний Сербской Церкви из официальных документов и символов митрополии. На протяжении последних лет митрополит умело лавировал между национально ориентированными властями и своей просербски настроенной паствой, предотвращая возможные конфликты.

 Возможно, одной из причин давления на одно из первых лиц Сербской Православной Церкви стало некоторое ослабление его политических позиций в 2010 году. На протяжении почти 10 лет харизматичный митрополит не только считался многими наиболее реальным преемником покойного Патриарха Павла, но и был фактически главной фигурой сербского Синода. Однако новым Патриархом он не стал, а на майском Соборе 2011 года в порядке ротации покинул Синод. Амфилохий был одним из главных участников гонений на епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича), сотрясающих Сербскую Церковь начиная с февраля 2010 года. Хотя Амфилохий с соратниками и добились устранения из Косово и Метохии епископа-ревнителя, но авторитет митрополита как столпа православно-патриотического лагеря в Сербии и Черногории эта история заметно ослабила. Неудивительно, что власти Подгорицы не упустили случая воспользоваться политическими проблемами главы митрополии.

 Нынешняя динамика противостояния показывает, что власти Черногории продолжат нажим на митрополию, а значит, нельзя исключать возможность эскалации борьбы с прилечением актива мирян. В связи с этим сохранение региональной стабильности требует внимания внешних сил для предотвращения потенциально опасного развития событий и удержания властей Подгорицы от дестабилизирующих шагов.

  Об авторе: Георгий Николаевич Энгельгардт - научный сотрудник Института славяноведения РАН

 Фото Reuters


 Источник: НГ-Религии