КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ. Катерина Дупленская

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

16 (1)

7 июля отмечается рождество Иоанна Предтечи. Этот праздник, как и большинство других крупных христианских праздников, в народе стал гремучей смесью из языческих поверий и христианских символов. Постараемся в них разобраться.

В народе этот день называется Иван Купала. Родноверы уверены, что это традиционное славянское божество, брат Костромы, с которой он в детстве был разлучен. Встретившись через много лет, молодые люди полюбили друг друга и создали семью. Когда же выяснилось, что они кровные родственники, решили утопиться. Их отец не позволил такому случиться и превратил их в цветок Иван-да-Марья.

Однако у славян не было такого божества. Имя происходит от прозвища Иоанна Крестителя, который окунал крещаемого в воду, то есть купал. Среди святых Иоанн Предтеча — один из самых важных. В деисусном чине он изображается по левую руку от Христа. Отмечается не только день его преставления, но и день рождества, что говорит о чрезвычайном почтении.

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

ih4330

Когда христианство набирало силу, встал вопрос замены языческих праздников христианскими. Происходило переосмысление прежних традиций и замещение их новыми. Так, Рождество Христово заменило праздник зимнего солнцестояния. А поскольку из Писания известно, что за 6 месяцев до Христа родился Предтеча, то его рождество отмечало летний солнцеворот.

Для аграрных народов солнечные циклы были чрезвычайно важны. Зимний праздник утверждал веру в то, что солнце не исчезнет бесследно и не наступит конец света. С другой стороны, считалось, что во время летнего солнцестояния небесное светило достигает вершины своей мощи и щедро одаривает ею все живущее, прежде чем повернуть на убыль. По этой причине люди полагали, что нечисть как никогда слаба и можно ее хорошенько заговорить, чтобы подольше не вредила. Также в это время следовало собирать различные травы, поскольку они приобретали свои лучшие свойства. Самому человеку тоже полагалось набрать силу от природы. Главными стихиями праздника стали огонь и вода.

После летнего солнцеворота начинается астрономическое лето. Июнь, месяц, на который приходится это явление, посвящен римской богине Юноне, покровительнице брака и плодородия. Проводив весну, девушки готовились к замужеству. Считалось удачей выйти замуж именно в июне. Посев завершен, теперь оставалось ждать, чтобы солнце и дожди обеспечили хороший урожай.

Сам праздник совершался вечером и ночью накануне дня солнцестояния. Из соломы делались мужская и женская фигурки, которые помещали под дерево и которым подносили жертвенную пищу. Эти фигуры символизировали усопших и плодородие: древние народы верили, что их процветание и плодородие пашен напрямую зависит от почитания предков.

Юноши и девушки украшали себя венками, стремясь таким образом перенять от трав их силу. В конце праздника девушки пускали венки по воде, гадая на замужество и долгую жизнь. Или же венок сохранялся и использовался для лечения хворей. Пучки трав развешивали по углам дома, чтобы выгнать оттуда злых духов. У финнов, славян и прибалтов было принято срезать новый веник и отправиться в баню либо перед началом праздника, либо утром по его завершении.

В это время готовился один или два костра. Первый костер был высокий, второй — низкий, поминальный. На поминальном могли сжигать ритуальные фигуры или травы — это была дань предкам. Вокруг высокого костра водили хороводы, также исполненные религиозного смысла. В традиционном хороводе несколько фигур, каждая из которых так или иначе символизирует плодородие. Так, «змейка», когда все танцующие двигаются цепочкой, означает непрерывность рода. Фигура, в которой ряды юношей и девушек двигаются навстречу, символизирует сватовство. В следующей фигуре все участники «сеют просо». Сам же хоровод, то есть круговое движение, обозначает солнце.

Когда костер прогорал, через него начинали прыгать. Прыгали либо молодые люди попарно (если руки во время прыжка разъединятся, то не быть свадьбе), либо все подряд с целью очищения. Приближаясь к своей кульминации, праздник становился все более диким. В эту ночь, как на Святки, холостякам разрешались ритуальные бесчинства: они выпускали чужой скот, кидали ведра в колодцы, ломали заборы, переворачивали телеги. Другие отправлялись на поиски цветущего папоротника и не возвращались из лесу до утра.

Завершало праздник всеобщее купание. Можно было не бояться русалок и прочей нечисти, поскольку сила солнца изгнала их. Для стариков это было открытие купального сезона, хотя в теплую погоду молодежь могла купаться и раньше. Люди верили, что вода в эту ночь обладает чрезвычайной силой. В фильме Тарковского «Андрей Рублев» главный герой попадает на такое действо и подвергается искушениям.

Вообще водный мотив очень характерен для весенне-летних праздников. Там, где нельзя купаться, участники поливают друг друга водой. В некоторых регионах (Венгрии, Польше, Чехии и других) это происходит в Поливальный понедельник (следующий день после Пасхи) или в иное время до Троицы. В Чехии, помимо прочего, парни бегают за девушками и хлещут их сплетенными ивовыми ветками — помлазками. Это должно сохранить девушкам молодость. В других странах ветками деревьев ритуально стегают нетелившихся коров, чтобы сила дерева дала им много молока.

pb-110421-watering-girls-01.photoblog900

Праздник в Венгрии

Так возникает еще один важный мотив праздника — дерево. В православии сохранилась традиция на Троицу украшать храм березовыми ветками. Эта традиция тоже идет от языческих представлений о мировом древе. Древние верили, что мироздание устроено как огромное дерево: крона — небо, ствол — мир людей, корни — подземный мир, преисподняя. В легендарные времена между ними не существовало преград, и люди и духи могли беспрепятственно проникать в сопредельные миры. В русской сказке старик залез по дереву на небо и увидел там золотого петушка (символ времени) и вечные жерновки (символ изобилия).

В самую короткую ночь дерево также участвовало в обряде. Его украшали лентами, водили вокруг него хороводы, пели песни, играли возле него в игры. Затем парни похищали деревце, а девушки спасали его. В конце концов его сжигали или бросали в реку. В некоторых регионах эта традиция переместилась на весну и стала известна как майское дерево. Хотя обрядность майского праздника несколько иная (по обычаю каждый парень устанавливает собственное дерево во дворе любимой девушки), смысл сводится к тому, что под деревом, символом мирового древа, встречаются молодые люди, которые должны продолжить род. Игры этого периода направлены на то, чтобы перезнакомить молодежь между собой.

Церковь боролась с наиболее разнузданными обычаями купальского праздника. Однако одними запретами невозможно было пересилить многовековой уклад; требовалась интеграция. В католических странах день Иоанна Предтечи — это не только крупный религиозный праздник, но и официальный выходной, в который на площадях устанавливают «шесты обещаний» (они же майские деревья), собирают большой костер, поют и пляшут. Наибольший размах праздник получил в Испании, где гигантские красочные фигуры проплывают по главным улицам городов, где музыка не смолкает практически всю неделю, где в течение этого времени проходят различные конкурсы, а завершают фестиваль грандиозные костры и фейерверки.

Переосмысление праздников — это своеобразный рост человеческого сознания, а история помогает понять, чем жили люди за тысячелетия до нас. Для наших предков летний праздник был тесно связан с ритуалами защиты от всевозможной нечисти и надеждой на достойный урожай и хорошую сытую зиму. Для христиан же само рождение Иоанна Предтечи стало символом того, что и невозможное возможно.

«Прежде неплодная ныне Христова Предтечу рождает, и он — исполнение всех пророчеств: ибо, возложив руку во Иордане на Того, Кого пророки предвозвестили, явился пророком Слова Божия, проповедником и вместе с тем Предтечею», — такие слова кондака Рождеству Иоанна Предтечи.

С праздником!





Источник: http://www.matrony.ru/kupalskaya-noch/#ixzz36liQF35T