Культура отмены: как и за что пострадали классики английской литературы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Британская библиотека внесла в черный список Оскара Уайльда, лорда Байрона и Джорджа Оруэлла. Все они якобы провинились тем, что у них в предках были рабовладельцы. Хуже всех пришлось Оскару Уайльду: тот попал под поступь полиции нравов дважды.

Отменить, точнее, социально умертвить – такую судьбу назначили "маме" Гарри Поттера Джоан Роулинг. Два трансгендера и их товарка явились к дому знаменитой романистки с плакатиками "Не будь трансфобной стервой!", сделали там фотографии и разместили их в Twitter. На фото был виден адрес. Соцсети забили фонтанами ненависти и угроз к Джоан Роулинг.

Перформанс двух неудачливых когда-то бородатых, но сегодня уже женщин – чтение вердикта. Суд, вернее, кинокомпания Warner Bros., уже все решила: Роулинг не будет присутствовать на грандиозном мероприятии, посвященном 20-летию выхода первой ленты "Поттерианы".

Роулинг, комментируя публикацию, в которой женщину боялись назвать женщиной, написала следующее: "Люди, которые менструируют. Я уверена, что для обозначения этих людей уже есть какое-то слово. Кто-нибудь, помогите мне!"

Она нанесла травму тем, кто женщинами себя считает, но не менструирует. Сегодня подобное называется трансфобией, и за это наказывают. Отменяя человека.
Роулинг далеко не первая жертва культуры отмены.

Британская библиотека внесла в черный список Оскара Уайльда, лорда Байрона и Джорджа Оруэлла. Все они якобы провинились тем, что у них в предках были рабовладельцы. Хуже всех пришлось Оскару Уайльду: тот попал под поступь полиции нравов дважды. Чуть больше века назад – за "непристойное поведение в отношении мужчин" (сегодня это в той же Британии это практически как орден), а теперь вот в отношении расы концепция изменилась, и Уайльд превратился в прожигателя наследства, нажитого эксплуатацией рабcкого труда. Эту отмену классиков английской литературы библиотека предприняла в рамках, как заявлялось, "нового понимания исторического контекста и личностей самих писателей".

Сфинксу на его надгробии на парижском Пер-Лашез остается лишь сардонически улыбаться. Культура отмены – чем не классовая борьба, когда угнетенные (расой или цветом кожи) сметают угнетателей со своего пути? Чем это не война полов, в которой нужно уничтожить все различия между мужчинами и женщинами, включая и "маленькую разницу", которую отменили организаторы Brit Awards, отказавшись от номинации "за лучший женский вокал" и "лучший мужской вокал"? Теперь будет просто вокал.

Сэм Смит – волшебный контртенор. Голос – почти женский. Он объявляет, что он не мужчина и не женщина в момент, когда на сцене блистательная Адель берет свои знаменитые глубокие, низкие, почти мужские ноты.

Культура отмены – это и попытка бездарей взять реванш у талантов. Ридли Скотт, который раньше других почувствовал, куда едет этот бродячий балаган, в своей "Последней дуэли" (какое символическое название) показывает, что мир не может быть гендерно-нейтральным и гендерно-флюидным, а значит, лишенным страстей: любовь, ревность и насилие есть часть человеческой натуры, имеет половую принадлежность, что бы по этому поводу ни говорили.

https://smotrim.ru/article/2648732