Культ вероотступника. Сергей Худиев
Резкая полемика, возникшая вокруг готовящегося появления в строящемся Храме в Кубинке мозаики с портретом т. Сталина, выявила необходимость в объяснении некоторых вещей, которые для христиан должны бы быть само собой разумеющимися. Но многие их не понимают - кто-то не будучи наставлен в вере вообще, кто-то утратив из вида самые ее основы. Поэтому стоит подробно объяснить, почему этот портрет вызвал такую резкую реакцию - и, в частности, обращение к Патриарху с просьбой не допустить его появления в храме.
Как-то я читал длинную богословскую статью, написанную одним западным христианином, который, с множеством ссылок на священное Писание, Отцов и документы ранней Церкви доказывал, что христианам не следует признавать однополые отношения нормальными или, тем более, “венчать” однополые “браки”. Нам это может показаться странным - зачем же писать длинную статью со множеством ссылок, чтобы доказать то, что всякому христианину должно быть очевидно с самого начала? Но этот христианин находится в среде, которая оказывает на верующих серьезное давление, чтобы заставить их пересмотреть библейскую этику в области пола, и есть немало перебежчиков, которые уверяют, что такой пересмотр ничуть не мешает им быть христианами - так что приходится долго и тщательно обосновывать очевидное.
Сейчас мы находимся в похожем положении - надо обосновывать, что верность православной вере несовместима с почитанием нераскаянного отступника от нее, жесточайшего гонителя Церкви, окружавшего себя богоподобным поклонением.
Что же, некоторые люди могут искренне этого не понимать - не по злому умыслу, а по неведению и непониманию того, что такое вера вообще. Попробуем объяснить это подробно.
Многих поражает нетерпимость, которую выказывают пророки истинного Бога в Ветхом Завете - в чем проблема-то? Никто не отказывает Господу в поклонении. Люди только хотят заодно воздать почести Ваалам и Астартам. Но верность, преданность, поклонение - это то, что вы не можете делить между несколькими божествами. Пророки сравнивают отношения Бога и его народа с браком - Бог также не потерпит отношений с другими богами, как муж не потерпит отношений своей жены с другими мужчинами. Такие отношения не просто неправильны и являются нарушением заповеди. Они глубоко оскорбляют любовь Божию. Бог сравнивает Себя с мужчиной, который возлюбил и облагодетельствовал замарашку, стал ей нежным и заботливым супругом - а она предала Его, посмеялась над Его любовью с радостью пошла по рукам (Иез.16) Другой библейский образ - Отца, оскорбленного его неблагодарными сыновьями: “Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня” (Ис.1:2)
Речь идет не просто о нарушении предписаний - идолопоклонство есть личное предательство Бога. Это тяжкое личное оскорбление - Творец неба и земли снизошел к вам, заключил с вами завет, а вы предпочли Ему бездушных и бессмысленных идолов.
Отношение Бога к людям является глубоко личным; Он безусловно верен Своим людям и требует верности от них. В Новом Завете Его верность достигает того, что Он Сам становится человеком, и претерпевает муки и смерть ради спасения людей: Он ожидает верности от тех, кто заключает с Ним завет.
Этот тезис - Бог требует верности - выражен в Писании с предельной ясностью; предание Церкви только усиливает его, прославляя мучеников - которые предпочли умереть, но не нарушить этой верности. Со стороны это может показаться странным - ну, в чем проблема-то, поклонились бы божественному императору, всего-то надо было возложить несколько зернышек ладана на его алтарь - да и жили бы спокойно. В античном мире такое поклонение воспринималось как требование гражданской лояльности. Разве император не защищает нас от германских варваров? Разве не его легионы поддерживают мир и порядок? Но христиане предпочитали умереть - лишь бы не воздавать божеских почестей тому, кто не Бог. И Церковь прославляет их за это - веками и тысячелетиями. Но есть и недавние мученики - Церковь называет их новомучениками - они пострадали не от древних язычников, а от гораздо более современных вероотступников. От большевиков, большинство из которых были крещены в Православие, но отреклись от него ради богоборческой идеологии коммунизма. Все они отдали свою жизнь - но не покорились безбожникам. Как говорит Христос в Апокалипсисе, “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр.2:10)
В современном постмодернистском мире это может показаться странным, пугающим и жестоким. Сейчас люди заявляют о своей приверженности полудюжине религий, почитании одновременно кого угодно с кем угодно, могут развлекаться участием в каких угодно обрядах и не видеть тут проблемы. Но христианская вера тут проблему определенно видит. Первая заповедь говорит: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20:2,3)
Нельзя сказать, что это чисто религиозный феномен; в светском контексте мы тоже можем понимать, что такое верность. Например, недавно произошел скандал с памятником власовцам, который чешские власти установили на окраине Праги. Власовцы действительно под самый конец войны переметнулись еще раз - на этот раз на правильную сторону - и поучаствовали в освобождении Праги от нацистов. Что само по себе - если исключать всю предысторию - составляло бы заслугу. Но предыстория такова, что эти люди до того изменили присяге и сражались на стороне чудовищного врага, который стремился уничтожить страну, где они родились. По совокупности всего ставить им памятники неуместно. Крещение - если бы мы сочли уместным проводить мирские аналоги - подобно присяге. Оно предполагает обязательства абсолютной верности.
Сказав это, перейдем к рассмотрению того, почему мы находим почитание т.Сталина настолько чудовищно неуместным.
Начнем с того, что по отношению к Православной Церкви он является тем же, чем генерал Власов по отношению к СССР - перебежчиком на сторону врага. Иосиф Джугашвили был крещен в Православной Церкви, воспитан в Православной вере, учился в семинарии. Затем он изменил своему Крещению и воспитанию, сознательно и добровольно отрекся от веры во Христа, и стал жесточайшим гонителем Церкви. Фантастические рассказы о “тайном православии” или “покаянии” Сталина не имеют к реальному Иосифу Джугашвили никакого отношения. Он вероотступник, который жил и умер вероотступником.
Церковь не прославляет вероотступников - тем более таких, кто оставил ее совершенно добровольно, безо всякого давления. Но и вероотступники бывают разные - кто-то спокойно занимается своими делами, кто-то пускает в интернете более или менее острые шпильки. Иосиф Джугашвили занялся подавлением - а потом и ликвидацией “реакционного духовенства”
Как говорил он сам, "Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам. Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким "коммунистам" не место в рядах нашей партии. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией").
Причем “ликвидация реакционного духовенства” имела место в самом прямом, буквальном и физическом смысле. Множество архиереев и священников Русской Православной Церкви были убиты с несомненного изволения Сталина. Их имена, и обстоятельства смерти задокументированы самими палачами и хорошо известны; многие из них канонизированы Церковью как новомученики.
То есть прославление Сталина есть прославление не только вероотступника - но и гонителя. По степени абсурда - постараемся привести пример, понятный людям светским - это как если бы изображения генерала Власова красовались в местах русской воинской славы.
Вернее, речь идет о чем-то даже более диком. Для верующих православных христиан мученики - это не просто люди, пострадавшие за правое дело от рук злодеев. Это друзья Христовы, оказавшиеся верными Ему до конца. Сейчас они пребывают на небесах, и молятся о нас Богу. Как и другие святые, они - наши небесные родные, “теплые заступники”, которых мы просим молиться о нас. Вы не можете быть своим для них - и прославлять их мучителя и убийцу.
Попробуйте представить себе - если у вас нет веры, хотя бы вообразите это - что Христос пребывает на небесах в окружении Своих верных, и славных, и добропобедных мучеников - пока вы притаскиваете в Его храм изображение их убийцы. Невозможно быть другом Христу и прославлять убийцу Его друзей.
Но Сталин не только отступник от Бога и убийца Его святых - он создатель нечестивого и кощунственного культа самого себя. На этот культ невозможно не наткнуться, открыв любые источники эпохи - хотя бы газеты или журналы. Даже сами коммунисты после его смерти с неодобрением говорили о “культе личности”.
В этом отношении показателен, например, текст Г. С. Черемина «Образ И. В. Сталина в советской художественной литературе»: «Сталин, по справедливому определению Анри Барбюса, "создал то, что есть, и создает то, что будет"... Прав был мудрый казахский акын Джамбул, сказавший: "Все великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина"... Нам радость жизни создал Сталин И воплотил ее в 3акон, - писал Демьян Бедный.... Сулейман Стальский: И лучших песен в мире нет, Чем те, где ты воспет, великий....Великий вождь, говорит писатель, в каждого из нас, советских людей, вложил частицу своей воли - "роздал нам себя"... Джамбул обращается к Сулейману Стальскому: Мы с тобою свои песни посвятим/Величайшему на свете из людей.... М. Исаковский в своем стихотворении, посвященном вождю, правильно назвал Сталина "надеждой, светом и совестью всей земли". Сталин - “заря, рассеивающая ночь” Об этом же прекрасно сказал С. Чиковани в стихотворении "Надежда мира"....»
Создатель всего, Податель Закона, Надежда и Свет, Величайший из Людей, Надежда Мира, Заря, рассеивающая ночь - христиане знают, про кого это на самом деле. Такими словами Библия - и церковная поэзия - воспевает Господа нашего Иисуса Христа. И это делает выбор неизбежным. Или податель Закона Бог - или Сталин. Или величайший на свете из людей - это Господь наш Иисус Христос, или Сталин. Либо Христос раздает нам Себя в Таинстве Евхаристии - либо это Сталин раздает нам себя.
Такое приписывание Сталину славы, благодарения и поклонения, уместных только для Господа нашего Иисуса Христа, делает его кем-то большим, чем просто отступником и гонителем. Не все отступники и гонители, стремясь разрушить поклонение Христу, утверждали на его месте поклонение самим себе.
В Библии - и церковном предании - человек, который пытается беззаконно занять место Христа, имеет совершенно определенное название - антихрист. Греческая приставка “анти” значит как “против”, так и “вместо”, антихрист - это “вместохристос”, подменный, фальшивый спаситель. Последний Антихрист явится в конце времен - но Писание говорит и о “многих антихристах”, и Сталин - как и ряд других тиранов ХХ века - подпадает под его определение очень точно.
Для христиан было бы немыслимо прославлять в Церкви отступника от веры, гонителя Православия, убийцу святых, и, в точном смысле слова, антихриста - даже если бы его государственные заслуги были чрезвычайно велики. Римские Императоры, гонители Церкви, могли быть весьма эффективными политиками и умелыми полководцами - но Церковь прославляет не их, а тех христиан, которые от них пострадали.
Но и сами эти государственные заслуги, по меньшей мере, спорны.
Только в 1937-38 годах только по официальным документам было казнено 681 692 человек, 1 344 923 за тот же период отправились в лагеря. Это минимум, умершие от голода, на “воле” или казненные в другие годы здесь не учтены.
Большинство этих людей - трудо - и боеспособны, часть и вовсе квалифицированные военные. Они бы все встали в строй и к станкам. Как в их уничтожении проявилась сталинская стратегическая гениальность?
Вот сейчас столичные власти подвергаются резкой критике, их обвиняют в том, что они сворачивали больницы и увольняли врачей - не расстреливали, не стирали в лагерную пыль, просто увольняли - и это помешало подготовиться к эпидемии. Увольнение врачей перед эпидемией никому не кажется проявлением гениального руководства.
Но эпидемию за годы предвидеть было трудно, а вот назревавшую войну можно и нужно было предвидеть - особенно гению всех времен и народов. Как в этой войне помогло уничтожение своих собственных граждан?
Как при гениальном прозорливце Сталине ключевую должность главы НКВД занимали - раз за разом - предатели и шпионы, впоследствии разоблаченные справедливейшим советским судом? Почитайте биографии Генриха Ягоды (возглавил НКВД в 1934 году, в 1936 разоблачен и в 1937 казнен как предатель и шпион), Николая Ежова (стал во главе НКВД в 1936 году, разоблачен в 1939, казнен в 1940, как предатель и шпион), Лаврентия Берии (сменил Ежова, вскоре после смерти Сталина в 1953 году разоблачен и казнен как предатель и шпион). Как бы мы оценили любого другого деятеля, у которого годами и десятилетиями на ключевых постах в государстве сидят предатели и шпионы - а он этого не замечает? Признали ли бы мы его гениальным вождем и эффективным менеджером?
Иногда говорят “разве можно выиграть войну вопреки верховному главнокомандующему”. Это зависит, в каком смысле “вопреки”. Если главнокомандующий хочет проиграть - то, конечно, нет. А вот если главнокомандующий не является сколько-нибудь достойным лидером, но войну, все-таки, стремится выиграть - можно. Другое дело, что любое правительство, которое не кишело бы впоследствии разоблаченными предателями и шпионами, и не гробило своих собственных граждан миллионами, справилось бы гораздо лучше. Величайшего почтения - и вечной благодарности - заслуживают наши воины и труженики тыла. Но не Сталин и его окружение, в гениальности которого есть сильные сомнения.
Есть еще странный и не относящийся к делу аргумент - “это часть нашей истории”. В нашей трагической истории было много мерзких злодеев, которые, конечно, тоже ее часть. Троцкий, тот же Власов - да, были такие лица в нашей истории. Троцкий, между прочим, создатель Красной Армии. Будете ли вы прославлять их? Будете ли вы тащить их портреты в Церковь?
Но мы отвлеклись - дело не в том, были ли у Сталина государственные заслуги. Дело в том, что прославлять, да еще в Церкви, вероотступника, гонителя Православия, убийцу святых, и антихриста - значит оскорблять Бога в лицо в Его храме. Это немыслимое поведение для христианина. Вести себя таким образом и остаться христианином, членом той самой Церкви, к которой принадлежат новомученики, невозможно. Это, увы, вероотступничество - и мы должны называть вещи своими именами.
Поклонники Сталина могли бы воздвигнуть ему отдельное место поклонения, и воскурять ему фимиам там - тем более, что все хвалебные гимны уже давно написаны и ритуалы давно составлены, их нужно только возобновить. Будем надеяться, что они обойдутся без человеческих жертвоприношений.
Церковь же надо оставить Христу - и Его святым.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии