КТО ЖЕ ИНИЦИИРУЕТ ЗАХВАТ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О том, как филаретовцы дирижируют областным советом, нарушают Конституцию и  препятствуют евроинтеграции

Напомним, что 15 октября Тернопольский областной совет  на заседании очередной сессии большинством голосов принял скандальный проект обращения к президенту и правительству Украины, в котором говорится о необходимости передать Почаевскую лавру в собственность Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника и открыть монастырь «для проведения богослужений всеми религиозными общинами Украины».

Это обращение зачитал с трибуны первый заместитель спикера облсовета Сергей Тарашевский. Причем в самой формулировке этого документа уже была заложена какая-то иезуитская казуистика: «Вважаємо за необхідне припинити одноособове користування та перешкоджання відправлень релігійних обрядів усіма релігійними громадами у комплексі культових споруд Почаївської Свято-Успенської лаври». Во-первых, непонятно, что значит  «прекратить одностороннее пользование в комплексе культовых сооружений Почаевской Свято-Успенской лавры»? Во-вторых, что означает «прекратить препятствие совершению религиозных обрядов всеми религиозными организациями»? Если «комплекс споруд» – все же лавра, то она не может принадлежать нескольким конфессиям. А если лавра – не лавра, а «комплекс культових споруд», то какой церкви они исторически принадлежат?

Характерно, что эта областная сессия открылась совместной молитвой под патронажем филаретовского раскольника, некого «протоиерея УПЦ КП» Анатолия Зинкевича, прославившегося инициированием рейдерских  захватов храмов Украинской Православной Церкви на Волыни и вожделенной мечтой которого является передача великой Почаевской святыни своему престарелому «патриарху». Как сообщил о себе в интервью местной газете сам «пан-отець» Анатолий, в прошлом он – выпускник Ленинградской духовной академии РПЦ – мечтал стать монахом Почаевской лавры и перешел в раскол следом за своим духовным отцом, ныне покойным лжемитрополитом Иаковом Панчуком, который в свою очередь принадлежал к числу лиц, непосредственно причастных к созданию УПЦ КП.

Анатолий Зинкевич

Справка.

После ухода в раскол бывшего митрополита Филарета Денисенко Иаков, служивший в то время епископом Почаевским и наместником Успенской Почаевской лавры, оказался единственным украинским архиереем, поддержавшим Филарета (позже к ним примкнул епископ Львовский Андрей Горак). Летом 1992 г. за учинение раскола вместе с Филаретом Иаков был извержен из сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В этом же году он со своими приспешниками устроил настоящий погром в кафедральном Троицком соборе г. Луцка и здании Волынской духовной семинарии, которые и доныне насильственно удерживаются приверженцами УПЦ КП. Узнав о переходе Иакова в раскол, братия Почаевской лавры в 1992 году выдворила его за стены обители. Анатолий Зинкевич входил в число его активных помощников. 

На сайте местного телевизионного тернопольского телеканала «ІНТБ» размещен видеоролик об открытии этой самой 52-й сессии облсовета, которая начинается с молебна, совершаемого Анатолием Зинкевичем и ставшего вступительной частью последующего действа – зачитывания обращения к президенту страны с требованием вернуть Почаевскую лавру в распоряжение Кременецко-Почаевского историко-культурного заповедника и предоставить ее раскольникам и униатам. Поскольку в стране, по выражению зампредседателя облсовета Сергея Тарашевского, кроме гражданской «идет духовная война», которую, следуя логике народного избранника, разжигает ненавистный «Московский патриархат» и монахи Почаевской лавры, то «на сьогодні є важливим забезпечення здійснення свободи вільно сповідувати релігію з метою відновлення конституційного права громадян на свободу світогляду та віросповідання». По мнению Тарашевского, в Тернопольской области (или в Украине в целом) конституционные права граждан на свободу мировоззрения и вероисповедования безнадежно ущемлены и утеряны, и их необходимо «негайно відновити». А "відновлення" в понятии филаретовского депутата озночает - отобрать у канонической Церкви и отдать раскольникам. Таким образом, по мнению Тернопольского облсовета, "забеспечується здійснення свободи вільно сповідувати релігію". 

Но если даже  закрыть глаза на стилистические и алогические особенности принятого документа, вырисовывается его очевидная политическая  деструктивность и невежество.

С  целью соблюдения статьи 3 Устава Совета Европы Украина взяла на себя ряд обязательств, внесенных в Заключение Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 190:

«Висновок № 190 (1995) Парламентської Асамблеї Ради Європи щодо заявки України на вступ до Ради Європи. Страсбург, 26 вересня 1995 року: Кожен член Ради Європи обов’язково повинен визнати принципи верховенства права та здійснення  прав і основних свобод людини всіма способами, що знаходяться під його юрисдикцією, і щиро та ефективно співпрацювати в досягненні мети Ради… мирне вирішення існуючих конфліктів між православними церквами буде прискорено при забезпеченні незалежності церкви в її відносинах з державою; буде запроваджено нову недискримінаційну систему реєстрації церков і встановлено правове вирішення питання про повернення церковної власності».

Текст данного Заключения четко и определенно иллюстрирует цели, которые должна достичь Украина для того, чтобы соответствовать принципам   демократического европейского государства. Одно из обязательств, которое Украина не исполнила в полной мере в этом направлении – осуществление реституции церковной собственности – возвращения церковного имущества, незаконно экспроприированного тоталитарным режимом. Поэтому обращение к Президенту Украины и Кабинету Министров, принятое на сессии Тернопольского областного совета, как раз является диаметрально противоположной инициативой, о которой идет речь в Заключении Парламентской Ассамблеи Совета Европы, и противоречит ему.

С первых дней провозглашения независимости Украинская Православная Церковь постоянно обращалась к государству в лице президента, правительства, комитета по делам религий с ходатайством возврата церковной собственности и предоставлении Церкви статуса юридического лица. Народный депутат Украины II-го созыва (1994–1998 гг.) Григорий Васильевич Рычагов, занимавшийся законодательным урегулированием церковно-государственных отношений, комментируя ситуацию в Тернополе, отмечает, что возращение объектов церковного имущества – храмов, монастырей и церковных зданий с прилегающими к ним территориями – в церковную собственность в 1990-х годах, как правило, происходило неправомерно. В западных регионах церковная собственность возвращалась преимущественно римо- и греко-католикам, как, например, знаменитый собор св. Юра во Львове, отобранный у православных, а также захваченные раскольниками кафедральные соборы – в Тернополе (ул. Русская, 22), Луцке и Ровно. Украинской Православной Церкви церковные объекты, бывшие во владении заповедников, музеев, различных государственных хранилищ и учреждений, передавались со скрипом и всего лишь в пользование, как, например, нижняя территория Киево-Печерской лавры. Если в  процентном отношении УПЦ возвращалось имущество в пределах 30%, то другим конфессиям, в том числе и УПЦ КП, которая не может претендовать ни на какую реституцию вообще, поскольку возникла в 1992 году как новообразованная религиозная структура, – на 80-90%.

Об упомянутых рекомендациях ПАСЕ говорилось и в обращении покойного Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) в Кабинет Министров Украины: 

«Разом з тим важливим є невідкладне виконання обов’язків та зобов’язань України, що випливають з її членства в Раді Європи, досягнення відповідності політичної складової Копенгагенських критеріїв щодо набуття членства в Європейському Союзі з урахуванням Резолюції № 1466 (2005) Висновку № 190 підпункту 13.18 і Рекомендації № 1722 (2005) Парламентської Асамблеї Ради Європи від 5 жовтня 2005 року.

Одним із проблемних питань, що перебуває на контролі Моніторингового Комітету ПАРЕ, є повернення релігійним організаціям незаконно конфіскованого тоталітарним радянським режимом майна.  У зв’язку зі вступом до Ради Європи 9 листопада 1995 року Україна зобов’язалася дотримуватися своїх загальних обов’язків згідно із Статутом Ради Європи, зокрема плюралістичної демократії, верховенства права та захисту прав людини і основних свобод усіх осіб під її юрисдикцією. Тоді ж Україна погодилася у визначені строки виконати ряд спеціальних зобов'язань, зазначених у Висновку Парламентської Асамблеї № 190 (1995) – «правове вирішення питання про повернення церковної власності».
З огляду на викладене, а також відповідно до законодавства про свободу совісті та релігійні організації, зокрема, виконання невідкладних заходів щодо остаточного подолання негативних наслідків політики колишнього Союзу РСР стосовно релігії, відновлення порушених прав церков і релігійних організацій, реформування Збройних Сил України (оптимізація госпіталів) та в інтересах громадян України просимо  дати відповідні доручення для позитивного вирішення питання – повернення вірним чадам УПЦ у власність зазначеного  храму із земельною ділянкою для його обслуговування».

Но вернемся в Тернополь. На инициированное раскольниками действо облсовета митрополит Сергий, управляющий Тернопольской епархией, отозвался так:

– Почаевская Лавра – это удел Божией Матери. Она явилась здесь в огненном столпе в 1240 году и положила основание будущей православной обители. На протяжении столетий враг рода человеческого, не терпящий святости и богоугодной жизни почаевских иноков, насылал на монастырь разного рода искушения. На лавру в 1675 году напало 50-тысячное турецкое войско, но Матерь Божия явилась над обителью и враги в страхе бежали, более ста лет в XVIII веке она была в плену греко-католиков и снова возвратилась в Православие.

Митрополит Сергий Тернопольский

Ее пытались закрыть атеисты в период хрущевских гонений в 1960-е годы, и многих насельников арестовывали, заключали в колонии, отправляли в психиатрические больницы, но братия выстояла и не отдала святыню. В последние десятилетия на Почаевскую лавру снова неоднократно посягали радикально настроенные политические движения, раскольники и униаты, но Матерь Божия отводила беду. И нам жаль людей, которые снова хотят захватить этот Форпост Православия, ибо воистину не ведают, что творят. Будем молиться о них, о мире в нашем государстве. И верим: Матерь Божия покроет нас и сохранит от всякого зла.

***

В завершение этих кратких заметок следует упомянуть, что Кабинет Министров Украины все же последовательно стремился выполнять рекомендации ПАСЕ. Хотя реституция церковной собственности осуществляется крайне медленно и не всегда объективно в отношении канонической Украинской Православной Церкви, Кабинет Министров Украины распоряжением от 17 июля 2003 года (№ 438-р) вывел из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника все сооружения Почаевской лавры и передал их в пользование православной обители. Таким образом, историческая справедливость была восстановлена.

Резюме. Против этой-то восторжествовавшей исторической справедливости и выполнения обязательств Евросоюза и восстают филаретовцы и их приверженцы из Тернопольского областного совета народных депутатов. Это особенно парадоксально выглядит на фоне клятвенных обещаний раскольников «навіки бути з Європою».

Впрочем, далеко не все депутаты областного совета Тернопольщины прониклись проблемами «духовной войны», с которой и началась злополучная 52-я сессия облисполкома. Например, депутат Степан Кондыра весьма красноречиво откликнулся на обсуждение «духовних негараздів», подчеркнув, что первоочередной задачей народных избранцев является не решение церковно-имущественных вопросов, а в первую очередь – социально-экономических проблем в регионе: «Подтверждаются мои подозрения о том, что мы (сессия облисполкома. – Прим. авт.) действительно превратились в психиатрическую клинику. Уважаемые коллеги, еще раз настаиваю: давайте вернемся к хозяйственным вопросам и будем их решать!»
И надо полагать – он прав.

Сергей Герук

http://pravlife.org/content/kto-zhe-iniciiruet-zahvat-pochaevskoy-lavry