КТО ЗАСТУПИТСЯ ЗА НАШИХ ЖЕН? И КТО МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ДРУГОМ БОЖИИМ? Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 13-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Авимелех отпускает Сарру
Авимелех отпускает Сарру

Итак, 20-я глава начинается словами:

Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре (Быт. 20, 1).

Авраам поднялся оттуда…, увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров, оказывая им гостеприимство.

А с другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от его семейства. «Ибо знал, что речи (сплетни) об них (т. е. пересуды о подобных грехах – О.С.) бывают поддержкою (страсти)[1] и наводителями на дела»[2]; «…чтоб и самый язык их (т. е. верующих – О.С.) не осквернился произношением таких имен (т. е. наименованием подобных грехов – О.С.)»[3]. И Марий Викторин писал: «Имя, душа и совесть святых требуют, чтобы и язык был чист. Если кто-нибудь чистый нравом называет пороки (т.е. пороки других людей, хотя бы только по имени – О.С.), он грешит уже тем, что, именуя их, тем самым показывает, что они ему известны»[4]А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5, 3).

Нас может удивить, с какой легкостью Авраам поднялся оттуда и поспешно переселился с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет только пещера для погребения, пещера Махпела́ (ивр. Ме‘ара́т а-махпэла́ – букв. «Двойная пещера»). И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 15–16).

Авраам поднялся оттуда к югу… Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Подняться к югу означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая (эта земля) была отдана позже колену Иудину. Иерусалим станет священным городом только тогда, когда царь Давид освободит этот город от язычников, от тех нечестивых людей, которые там жили.

Все стоянки Авраама связаны с какими-то событиями в истории еврейского народа

Но все равно этот город, это место считалось святыней уже и при Аврааме… И жертвоприношение Исаака тоже совершалось на горе Мориа (позже Храмовая Гора). Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли (Иез. 5, 5); и еще: На святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь… (Ис. 66, 20). Как мы с вами и определились ранее, все стоянки Авраама связаны с какими-то событиями, которые происходили (значительно позже) в истории еврейского народа[5].

И вот Авраам поселился между Кадесом и между Суром – это тоже значимое место! – и был на время в Гераре. Герар – это место, которое связано с Исааком (Быт. 26, 1). Оно связано и с Давидом: когда Давид спасался от царя Саула, он на какое-то время ушел в эту местность и присоединился к филистимлянам (1 Цар. 27, 1). Он, Давид, как будто становится их воином, участвует даже в некоторых походах, которые они проводили (1 Цар. 28, 1). И это было, конечно, великое испытание и для этого потомка Авраама!

Авраам намаливал те места, где его потомки сталкивались с какими-то трудностями

И то, что Авраам оказывается близ Герара, – это тоже неслучайно, это имеет очень большое значение! Авраам намаливал те места, где впоследствии его потомки, особенно такие значимые, как царь Давид, Исаак, сталкивались с какими-то трудностями. Потому что когда Давид был в Гераре, была попытка его убить: князья филистимские не доверяли Давиду, хотя он внешне и перешел на их сторону (1 Цар. 29, 3).

И вот мы видим Авраама в этом месте, в Гераре. Здесь окажется и Исаак, и также в сложной ситуации. Но Исааку было уже легче, потому что он будет поступать исходя из того, как Авраам повел себя, когда был в Гераре (где была резиденция князя всех филистимлян).

И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя (точно так же поступит и Исаак по отношению к Ревекке, он скажет: это моя сестра – Быт. 26, 7.). [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру (Быт. 20, 2).

Что значит взял Сарру? Взял, не спросив Авраама, потому что здесь не говорится, что он, Авимелех, обращался к Аврааму. Взял – то есть увез силой, Авраам не хотел ее отпускать. И происходит пленение Сарры. И здесь мы вспоминаем о том, что происходило в Египте, когда и египетский фараон тоже взял себе Сару, и потом у этого фараона начались серьезные проблемы (ср. Быт. 12, 17).

В нашем переводе говорится, что неприятности у Авимелеха начались за женщину (Быт. 20, 3). Но правильнее этот текст надо понимать так, что именно «по молитвам Сарры». То есть когда Сарра оказалась у фараона или, как в данном случае, у Авимелеха, царя Герарского, ‒ она молилась, она обращалась к Богу, прося Его о защите.

Кстати, как в случае с фараоном, так и в случае с царем Герарским, Сарра не объясняет, что она – жена, потому что есть договоренность с Авраамом называться сестрою (Быт. 12, 13). То есть если муж сочтет нужным, она скажет, подтвердит это (что он ей не муж). Таким образом, Сарра научает и нас не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12), когда противник сидит в засаде за двором… глаза его подсматривают (Пс. 9, 29).

Если есть какая-то семейная тайна, может быть, элемент недоговоренности присутствует, хотя и опосредованно. Она молчит (мудрая жена), но она общается с Богом, она молится. И Господь защищает эту удивительную женщину.

И мы читаем далее:

И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа (Быт. 20, 3).

Надо сказать, что наяву Господь общается только с особыми избранниками – даже не все пророки общались с Богом днем, что называется, устами к устам. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? (Чис. 12, 8).

Здесь же мы видим, что к Авимелеху приходит Господь во сне, и Он говорит: ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Надо сказать, что титул «Авимелех» означает «царь Герарский» и не является именем собственным. Это название того статуса, которое он имел в обществе, поскольку это имя встречается несколько раз в Писании, но используется по отношению к разным людям, причем там дистанция во времени, и достаточно большая. Дословно имя Авимелех означает «мой отец царь» (наподобие: «отец народа», «отец нации»).

Кто-то может задаться вопросом, а как Авимелех мог так влюбиться в пожилую женщину? «Если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не испытал бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет»[6]. То есть уже после зачатия, или, скорее, в самом зачатии Сарра омолодилась.

И пришел Бог к Авимелеху… Когда Господь является, сам факт, что Бог начинает собеседовать с грешником – это свидетельство о том, что Бог ищет спасения для грешника. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших… (Иез. 33, 11).

У Бога есть повышенное внимание к людям грешным, которые находятся на грани

Так, например, в Библии нигде не сказано, что Бог разговаривал с праведным Авелем. Но Господь разговаривал с Каином (дважды), когда он испытал чувство зависти к брату своему Авелю, и у него появилось намерение убить брата (Быт. 4, 6‒7). Господь разговаривал с Каином и после того, как тот убил брата (Быт. 4, 8‒15). И надо прямо сказать, что у Бога есть повышенное внимание именно к людям грешным, которые находятся на грани. И если Бог являлся к таким людям, возможно, благодаря таким явлениям они и пережили то, что называется покаянием или обращением к Богу. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17).

Какие страшные (и в тоже время отрезвляющие) слова слышит Авимелех: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа! Казалось бы, Авимелех невиновен, ведь она названа сестрою. Но мы же с вами выше прочитали, что он взял Сарру (Быт. 20, 2), то есть взял силою – неважно, сестра она или жена! Тут ничего не говорится о том, что он договаривался с Авраамом, но именно «взял»! И вот в этом – вина Авимелеха.

То есть, совершив подобное, Авимелех нарушил и закон гостеприимства, обязательного по отношению к не опасным для страны переселенцам.

И далее:

Если правитель впадает в какие-то согрешения, это сказывается на его подданных

Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? (Быт. 20, 4).

Авимелех, как царь своей земли, отлично понимает, что если кара от Бога падет на него, то через него кара придет и на весь его народ, потому что царь в языческих представлениях – это некий тотем собственного народа. Древние цари Ханаана были одновременно и царями-жрецами, они выполняли жреческие функции. Но в любом случае, если правитель впадает в какие-то согрешения, это сказывается на его подданных.

Известно, что государю Иоанну Васильевичу Грозному запретили вступить в очередной брак: у него несколько жен умерли, и он решил опять жениться, а по канонам это было недопустимо, поскольку это был уже четвертый, кажется, брак, – поэтому Церковь не дала ему благословения. И тогда он обратился к духовенству, сказав: «Неужели вы хотите, чтобы государь впал в блуд? Тогда и все государство погибнет!» – настолько ответственно он относился к этой ситуации.

Ему запретили венчаться в Кремле. И он пошел венчаться в храм, который называется храм «Николы Мокрого»[7]. Это маленькая церквушка, беленькая, которая и сейчас стоит на берегу Москвы-реки рядом с бывшей гостиницей «Россия»[8], ближе к Москве-реке.

И вот царь Герара Авимелех понимает, что действительно невинный народ через его грех, грех правителя, может пострадать. Это очень важно – иметь такой пример ответственного отношения к тому положению, которое ты занимаешь в обществе!

И далее Авимелех говорит:

Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих (Быт. 20, 5).

Ну, мы уже установили меру его вины, иначе бы не было такого вразумляющего предупреждения.

И здесь он испытывает страх – он собеседует с Богом, и Бог отвечает ему: И сказал ему Бог во сне… – здесь как раз и есть отличие от великих пророков, потому что дважды повторяется: во сне – мы видим это в 3-м и 6-м стихе (то есть то, что носит случайный и неожиданный характер). Это подчеркнуто для того, чтобы показать отличие ночного общения Авимелеха от того, как пророки днем общались и собеседовали с Господом.

И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней (Быт. 20, 6).

Как Господь удержал его от греха? Господь поразил его члены. Авимелех заболел, мужское бессилие обрушилось на него. Наказание всегда, скажем так, пропорционально содеянному, пропорционально тому, к чему человек стремился. Человек наказывается своими помыслами – не только своими грехами. Авимелех не согрешил, но в своих помыслах он, конечно, согрешил. И наказание пришло – таким образом Господь его останавливает: Авимелех не мог вступить в сексуальные отношения не только с Саррой, как мы увидим далее, но и с другими своими женами и рабынями, то есть у него возникли сложности.

Господь говорит, что таким образом Он удерживал его от греха: Потому и не допустил тебя прикоснуться к ней. Почему здесь, в Писании, не говорится о том, что он пытался иметь отношения с Саррой, но у него не получилось и так далее? Это – из уважения к Сарре. Бытописатель Моисей эти подробности скрывает из уважения к Сарре.

Но вот эти слова: потому и не допустил тебя прикоснуться к ней  – само слово «прикоснуться» и означает как раз вступить в такие отношения. Например, в Книге Исход (Исх. 19, 15) слово «прикоснуться», «не прикасайтесь к женам» означают: «Не вступайте в сексуальные отношения»! Или: даже не прикасайтесь!..

И далее:

Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (Быт. 20, 7).

…И все твои. – Здесь Господь подтверждает опасения Авимелеха, что когда правитель страны грешит, то может быть наказан не только он: умрешь ты и все твои. «Все твои» – подданные, все те, кто ниже тебя по рангу, поэтому, когда мы избираем правителей, мы должны очень ответственно к этому подходить! Не всегда надо давать свое согласие на чье-то избрание, если есть хотя бы тень сомнения. Потому что если вы за кого-то ручаетесь, то вы разделите часть ответственности за этого человека – это очень опасно! Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего (т. е. того, о котором мы не знаем, а как он себя поведет на подобном посту – О. С.); а кто ненавидит ручательство, тот безопасен (Прит. 11, 15). И еще: Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего (Притч. 17, 18). «Дает руку… ручается» – то есть голосует поднятием руки или иным способом (например: ударяет по рукам).

…Сарра молилась, чтобы Господь ее защитил, и возникла угроза жизни не только Авимелеха, но и всего его народа («и все твои»). И выйти из этой ситуации можно, только если Авраам обратится к Богу как Божий пророк и помолится о тебе. Здесь устанавливается статус, духовный статус Авраама – он пророк. Настаивая на том, чтобы Авимелех попросил молитв Авраама, Господь Бог устанавливает принцип, что мы нуждаемся в молитвах всех святых (ср. Отк. 8, 3).

«В каких случаях Авраам является пророком? Сначала он говорит Сарре, сходя в Египет: ты красивая женщина, и если египтяне увидят тебя, они убьют меня и возьмут тебя себе (Быт. 12, 12). Затем, когда приносил в жертву Исаака на горе, он говорит отрокам: останьтесь вы здесь, а я и сын взойдем на эту гору и, принеся жертву Господу, возвратимся к вам (Быт. 22, 5). И, наконец, поскольку он один или один из немногих обладал знанием Бога – и Господь свидетельствует о нем, что он пророк, говоря: возжелал Авраам увидеть день Мой (Ин. 8, 56), то есть он узрел Господа через пророчество. Следует отметить еще и то, что совершающий беззакония должен прекратить их, и таким образом, по молитве благочестивого, он избавится от наказания»[9]

И вот Авимелеху прямо говорится, что за него должен молиться такой человек, который видит духовные реальности, и он увидит, конечно, что намерения Авимелеха были не такими злыми, хотя он похитил все-таки Сарру. И вот теперь Авимелех ждет, когда Авраам за него помолится.

И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии [все] весьма испугались (Быт. 20, 8).

Кто такие «все рабы»? Весь его народ. А как можно было собрать весь его народ? Это были цари наподобие греческих царей. У греков каждый более или менее значимый город был «царством». И Авимелех собирает городское собрание: значимых людей из окрестностей, своих рабов, ‒ и он им рассказывает: пересказал все слова сии в уши их. Хотя Герар и имел статус столицы, но столицы именно небольшой конфедерации городов.

Зачем такая деталь – в уши их? Это значит, что все были напуганы, все что-то почувствовали, и они очень внимательно слушали все, что он говорил. Это значит, что несчастья уже начались и в домах других людей. Ведь если вы просто включаете телевизор, и там выступает мэр или президент – ну, вам скучно, и вы переключаете на другой канал. Но если вы вдруг узнали, что произошло нападение на нашу страну, и вы видите, что на экране появился президент – вы внимательно слушаете!

И вот таким образом бытописатель Моисей через эти слова: в уши их ‒ подчеркивает внимание этих людей, вызванное тем, что наказание и на них пришло из-за их правителя. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8, 9).

И люди сии [все] весьма испугались, – то есть они убедились, что это не только проблема Авимелеха, это и их проблема.

И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают (Быт. 20, 9).

Здесь, с одной стороны, он как бы упрекает Авраама, а с другой стороны – он видит полное бесстрашие Авраама. Эти слова: Ты сделал со мною дела, каких не делают – можно перевести и так: «Ты делаешь такое, что никто бы не позволил себе по отношению ко мне!» Он видит, что этот пророк боится только Бога.

Здесь в 9-м стихе: призвал Авимелех Авраама ‒ и ниже: сказал Авимелех Аврааму (Быт. 20, 10). Почему такое расхождение? В первом случае ‒ Авимелех боялся даже с ним встретиться. И эти слова Авимелеха передали его слуги. Он испугался этого пророка, ради которого ночью Бог является и угрожает смертью.

И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою (Быт. 20, 10‒12).

Слово «сестра» тогда могло означать и племянницу, и просто близкую родственницу, даже тетку. И когда он говорит, что она дочь отца моего – необязательно, что она именно дочь его отца. Потому что отцом семейства считался старейший мужчина, он имел статус отца (это и дед, и прадед). И здесь родственная связь достаточно сложная…

Авраам дальше говорит: когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой (Быт. 20, 13).

То есть Авраам все раскрывает: нет больше никаких секретов, потому что здесь уже Господь вмешался в ситуацию.

И вот Сарра: казалось бы, ее молчание – в глазах Бога более красноречиво, чем все эти оправдания Авимелеха. Бог угрожает остановить Авимелеха (самым решительным образом), если эту женщину не оставят в покое.

Так вот, если вам кто-то докучает, какие-то проблемы у вас – вы тоже можете пожаловаться Господу.

И далее:

И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно (Быт. 20, 14‒15).

И когда Авимелех говорит: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно, ‒ то, конечно, это дерзость! Это не его земля, и то, что он предлагает Аврааму жить где угодно – это дерзость. Эта земля с самого начала, когда Ной благословлял своих сыновей Сима, Хама и Иафета, родоначальников всех рас, принадлежала Симу – так уже тогда было решено.

И Авраам не захватывает эту землю – это удел дома Сима. И когда евреи входили в землю обетованную – это удел дома Сима, это очень важно осознать! То есть Бог не сгоняет людей, чтобы заменить другими людьми, Он как бы ставит их на свое место. Просто: и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13, 7). Тогда ‒ не означает «с самого начала», но тогда, то есть до поры до времени.

И далее:

И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана (Быт. 20, 16).

Авимелех называет Авраама братом Сарры («я дал брату твоему»), как бы принимая озвученную ему версию. Но в этих словах, возможно, звучит и ирония: мол, сами виноваты.

То есть Сарра беседует с Авимелехом и продолжает с ним какой-то спор, она не соглашается с ним. Наверное, она спорила из-за статуса Авраама: то он признает, что он муж, то тут братом опять назвал… Авимелех – это сложный человек. А она все равно спорила с ним. То есть она имела свою позицию. Не сказано раньше, что она спорила – она ждала, когда муж расскажет всю правду, потому что жена не имеет права ничего делать прежде мужа. А когда муж уже все рассказал, здесь она уже может вступить в этот спор…

И мы читаем:

«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его (т. е. оказывается, и рабыни его заболели! – О. С.), и они стали рождать» (Быт. 20, 17).

Или же наказание заключалось в том, что Авимелех не мог с ними иметь никаких отношений. А дальше поясняется в 18-м стихе:

ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт. 20, 18).

…заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха. А что значит: «всякое чрево»? Если бы там было написано: «всякое женское чрево» – было бы понятно. А почему сказано «всякое чрево»?

Всякий знающий и исполняющий волю Божию есть Его друг

Мы можем предположить, что женщины не могли родить, а у Авимелеха были другие проблемы… Когда Господь наказывает людей, Он это делает по-разному. И чтобы такого дикого язычника заставить подчиниться воле Создателя, Господь не только ему является, его сопровождают наказания (вразумляющие его). Но тут они все пришли в норму – жены начали рожать.

Молитва пророка значит очень много, потому что пророки в глазах Бога – это особые люди, это Божьи друзья, потому что Он с ними собеседует. А с кем человек собеседует? С чужими же мы не собеседуем! Если Бог собеседует с пророком, значит, выстраиваются какие-то особые отношения.

И мы знаем, что в Библии Давид называется другом Божиим, «мужем по сердцу» Божьему (ср. 1 Цар. 13, 14), и он тоже был пророком и другом Божиим, как и патриарх Авраам. Впрочем, всякий знающий и исполняющий волю Божию и есть Его друг! Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15).

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Скрытым одобрением подобной страсти.
 
[2] Экумений. Фрагменты.
 
[3] Феофилакт Болгарский на Еф. 5, 3.
 
[4] Марий Викторин. Комментарий на Послание к Ефесянам.
 
[5] Первая стоянка была в Сихеме, когда он (Авраам) вошел в землю обетованную – это место, где (значительно позже) изнасиловали Дину (Быт. 34, 2), его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа (Быт. 34, 30). Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место: Вефиль был на запад, а Гай на восток (Быт. 12, 8), которое описано в Книге Иисуса сына Навина (Нав. 8, 9–28), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные проблемы. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль. Это место описано в Книге Второзакония (ср. Втор. 11, 29–30). Гора Гаризим – это гора, на которой произносились благословения народу, который как бы вступал в обновленный завет с Богом, входя в эту землю. А с горы Геваль звучали проклятья грешникам, которые дерзнут нарушать Божьи заповеди (без сомнения, знаковое место).
 
[6] Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия.
 
7] Почему она называется «Николы Мокрого»? Потому что там останавливались баржи, которые тащили батраки, и там с батраками расплачивались. Когда они получали деньги, прежде чем идти их пропивать, они заходили в этот храм и покупали свечки в благодарность Господу за то, что они благополучно дошли до Москвы. И в храме всегда была вода, потому, что они вылезали из воды и с этими своими мокрыми портянками шли в храм. Вот и называется храм «Николы Мокрого». И царь по смирению пошел венчаться в этот маленький храм.
 
[8] В настоящее время там городской парк.
 
[9] Катены на Книгу Бытия

http://www.pravoslavie.ru/107264.html