Кто, зачем и почему фабрикует антицерковные мифы?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
3284.jpg

В последнее время мы периодически наблюдаем в наших СМИ неоправданную критику Русской Православной Церкви. Эта критика поддерживается и распространяется очень небольшой группой блогеров и журналистов. Наша же основная претензия к критиканам состоит в том, что они, не имея никаких весомых аргументов против Церкви как таковой, ее миссионерских, образовательных, социальных проектов, пытаются "наводить тень на плетень", эксплуатируя одни и те же антицерковные мифы. Однако все эти мифы на поверку легко разбиваются.

Перечислим некоторые из мифов. "Активная общественная деятельность Церкви нарушает принцип светскости государства". Корень этого мифа в том, что так называемые "профессиональные антиклерикалы" намеренно путают понятия светскости и атеизма. Многие светские государства Европы подписали различные "Акты социального партнерства" с религиозными конфессиями, к которым принадлежит большинство граждан, проживающих в этих странах. В свою очередь отнюдь не социальное партнерство Русской Православной Церкви как Церкви большинства с обществом и государством нарушает Конституцию. Но попытки агрессивного насаждения атеизма - это вызов Конституции, запрещающей навязывание любой идеологии в качестве государственной. Тем более нам есть что вспомнить - совсем еще недавно под знаменами атеистической идеологии Россию так умыли кровью, что всякого рода безбожные эксперименты скомпрометированы всерьез и надолго. Именно воинствующий атеизм оказался самым настоящим "опиумом для народа". 

Еще одним антицерковным мифом является "роскошь и богатство Церкви". В чем же тут дело? Церковь действительно может изменить социальную и нравственную атмосферу в стране, победить аборты и дедовщину в армии, спасти народ от алкоголизма. Но для того, чтобы создать мощную и разветвленную миссионерскую инфраструктуру, нужно соответствующее материальное обеспечение важных для всей страны - а вовсе не только для самой Церкви - миссионерских, образовательных и социальных программ. 

Да, Святейший Патриарх передвигается на хорошей машине. Но Патриарх руководит огромным социальным механизмом Русской Православной Церкви, охватывающим не только РФ, но и Украину, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, мировую русскую диаспору. Для управления этим механизмом, для его развития необходим элементарный динамизм, когда Святейшему надо быть одновременно в нескольких местах. Поэтому на месте тех, кто придирается к "мигалке" на машинах сопровождения патриаршего кортежа или к действительным или мнимым перекрытиям шоссе в связи с "марш-бросками" Патриарха по монастырям и епархиям, я бы внимательнее присмотрелся к масштабу работы на благо всей страны, которую осуществляет Предстоятель Русской Церкви. 

А вообще интересно было бы спросить тех, кто предъявляет претензии к машине Патриарха: на чем, собственно, по их мнению, должен ездить Предстоятель Русской Православной Церкви? На машине какой марки, модели и года выпуска подобает передвигаться Патриарху? "Автокритики" пока что ни разу не выдвигали никаких конкретных идей на этот счет. Между тем узнать про эти идеи было бы любопытно. Пусть оппоненты представят весь возможный ассортимент "машин для Патриарха" - заодно и подискутируем. 

Что же касается тех решений и документов, которые были утверждены Архиерейским Собором в феврале 2011 года, их реализация значительно изменит страну, и в значительно лучшую сторону. Так, в каждом приходе Русской Церкви (а приходы должны появиться в каждом населенном пункте на всей канонической территории Московского Патриархата), помимо священнослужителей, на штатной основе будут работать миссионеры, организаторы молодежной работы, педагоги-катехизаторы и социальные работники. Они действительно будут обязаны не просто сидеть в храме, но принимать реальные меры, чтобы вытаскивать молодежь из злачных мест, посетители которых пополняют ряды наркомафии и криминалитета. И в поле их внимания будут не только "группы риска", но и обычные сверстники, которым важно объяснить, что на самом деле нормой является многодетная семья, а не "гражданское" сожительство. Приходские социальные работники - это "скорая помощь" для всех неимущих, страждущих того района, где расположен приход. И кто бы что ни говорил, но армейские священники сегодня очень часто решают проблему дедовщины с большим успехом, и часто им удается сделать то, чего не могут достичь психологи и офицеры. 

Но самым безумным нападкам со стороны антиклерикалов в последнее время подвергается жизненно важный проект застройки новых районов Москвы храмами шаговой доступности. Православных уже обвинили в "намерении уничтожить московские парки и скверы". Правда, при проверке этих обвинений все они оказываются обычной клеветой. Между тем храмы шаговой доступности в новых районах - это не только места для совершения богослужений, но и "лечебницы", "профилактории" многих социальных и межнациональных болезней.

Неужели те, кто выступает против столь необходимой общественной и миссионерской активности Церкви, ее партнерства с обществом и государством, выступают за наркотизацию молодежи, демографическую катастрофу и десуверенизацию России? А ведь получается, что так. Как объяснять то, что в борьбе с Церковью, в попытках заставить ее вернуться в социальное гетто эти "борцы" не брезгуют никакой ложью? 

Вот еще один пример. Патриарх Кирилл накануне и в сам День Победы 9 мая несколько раз отмечал величие этого праздника, называл его величайшей Победой нашего народа. Но, вопреки этим публичным заявлениям, некоторые сугубо "независимые" СМИ пытаются выставить Патриарха чуть ли не противником Дня Победы. Зачем этим СМИ подобный риск и подспудная ложь? Вывод напрашивается один - чтобы внести противоречия между Церковью и сторонниками государственнических идей. Эти противоречия выгодны тем, кто пытается навязать России антинациональную линию внутренней и внешней политики. Патриарх Кирилл со своей доктриной "Русского мира" мешает десуверенизаторам России. Мешает тем, кто хотел бы навязать нашей стране политическую, национальную дестабилизацию. Поэтому пора прямо сказать: "Все, что в интересах Церкви, - в интересах России и ее народа". Ряд важнейших социальных, демографических, геополитических проблем государство и общество без Церкви решить не смогут. 

Кирилл ФРОЛОВ,
глава Ассоциации православных экспертов,
специально для "Интерфакс-Религия"

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=412