КТО ТЕ «КРОТЦИИ», КОТОРЫЕ «НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ»?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» (Мф.5.5).

Конечно, братие, добродетель кротости имеет в себе нечто особенно любезное Богу, что Он благоволительный взор Свой паче всех обращает на кроткаго и смиреннаго сердцем, как Сам Он уверяет чрез Пророка Исаию: «небо престол Мой, земля же подножье ног Моих: кий дом созиждете Ми, или кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя: и на кого воззрю?

Токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис.66.1–2). Причина столь особенного благоволения Божия к кротким заключается в Ангельских свойствах сей добродетели. Сущность ея в отношении к Богу состоит во всецелой и безусловной Ему преданности, по которой истинно кроткия души безмолвно верят Его слову, беспрекословно повинуются Его воле, с сыновним благоговением исполняют Его заповеди и с трепетом остерегаются, чтоб не оскорбить Его беспредельную любовь и благость каким либо образом. «Бог любовь есть» (1Ин.4.8), по словам Св.Писания. Беспредельная Его любовь находит свою радость в сообщении тварям блаженства своего.

Кроткие потому наипаче Ему любезны, что любовь Его не находит препятствия в излиянии в покорные сердца их даров Своея благости. Таковы суть благие Ангелы на небесах, которых все блаженство зависит от свободной и совершенной их покорности воле Божией. Таков был «умаленный малым чим от Ангел» (Пс.8.6) человек, вышедший из Творческих рук в состоянии своей невинности. Ненарушимое его и всех его потомков блаженство зависело от ненарушимой верности в исполнении воли Творца своего, в кротком последовании Божественному Его гласу. И ежели бы противление его заповеди Божией не положило преграды к излиянию на него даров благости Творца его, конечно бы жизнь его и всего его рода была беспрерывным возрастанием от блаженства к блаженству, от славы в славу.

Но счастие разумной и свободной твари исчезает с той самой минуты, как она начинает нарушать повиновение Богу Создателю своему.

Так возмутившийся ангел, сатана, в самом небе, где вечно царствует блаженство, изрыл себе бездну погибели. Так, принявший в сердце свое ядовитое семя непокорности Богу человек, в самом раю сладости уготовал себе и всему потомству своему горечь смерти и злосчастия и лишился обетованнаго ему наследия – жизни вечной. Закон сей вечен и так неизменен, как непременен сам Бог.

Беспредельное человеколюбие Отца небеснаго открыло человекам грешникам возможность и верный способ снова возвратить потерянное противлением их блаженство и утвердить его на веки во Христе Господе и Спасителе нашем. Но блаженство сие возвращается не иначе как совершенньм обращением кающагося грешника к кроткой покорности воле Божией. Отец небесный, ради Божественных страданий и крестной смерти воплощеннаго единороднаго Сына Своего, прощает нам грешникам грехи наши, в которых мы рождены – но тогда, когда мы безмолвно веруем и повинуемся Его слову, и веру свою доказываем добрыми делами, на которые мы призваны и возрождены в таинственной купели крещения (Ефес.4.5). Иисус Христос, в Котором Отец небесный положил все сокровища жизни, света и блаженства нашего, пролиявший на Кресте за спасение мира всю Божественную кровь Свою до последней капли, паче всего хощет изливать в сердца человеков дары благодати Духа Святаго, дабы их освятить и соделать блаженными, но приемлют сии дары одни только те сердца, которыя в кротости духа исполняют Заповеди любви Его. «Тако возлюби Боги мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3.16). И что есть вера с вашей стороны, как не кроткая и безпрекословная покорность всего ума вашего Слову Божию? что есть жизнь на земле истинно верующих, сей начаток жизни Вечной, как не кроткое и постоянное повиновение всей воли нашей всесвятой воле Божией и Его заповедям? Сих-то кротких, вечная Истина Иисус Христос называет блаженными.

Но истинная кротость души верующего пред Богом всегда выражается кротким житием и обращением его с ближними. Души, всецело преданныя Богу, во всех обстоятельствах жизни, в которыя всеуправляющий Его промысл поставляет их, постоянно сохраняют сие Божественное правило, преподанное нам Спасителем: «не воздавать злом за зло, но побеждать благим зло» (Рим.12.21). Истинно кроткий, имея власть и силу мстить за содеянныя ему обиды, мыслит только о благе даже самых врагов своих и тако всемогущею силою любви Христовой побеждает благим злое. Посему-то самые величайшие служители в царстве Божием были самые кротчайшие из человеков. Моисею, вождю избраннаго народа Божия, сам Господь говорит; «вем тя паче всех» (Исх. 33.17), ибо «Моисей» был «кроток зело» (Чис.12.3). Родоначальник царей Израилевых, Давид «кротостью» (Пс.131.1) своею заслужил у Бога высочайшее преимущество – нарицаться отцем воплощеннаго от племени его превечнаго Сына Божия Иисуса Христа.

Но человеки, сколько бы ни были кротки, могут составить только слабую тень той Божественной кротости, которой всесовершенный образец показал вселенной единородный Сын Божий Господь и Бог наш Иисус Христос. Так о Нем говорит Отец небесный чрез Пророка Своего: «се Отрок мой, Егоже изволих: возлюбленный Мой, Нань же благоволи душа Моя: положу Дух Мой на Нем, и суд языком возвестит: не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиях гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит: дондеже изведет в победу суд. И на имя Его языцы уповати имут» (Ис. 42.1–4, Мф.12.17–21).

Как все благоволение Отца небеснаго почивает на единородном Сыне Его, то и из человеков на тех только оно изливается, в которых Он усматривает любезныя Ему черты кротости Его. Посему-то Иисус Христос, желая всех соделать участниками и наследниками благословения Отца небеснаго, говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим» (Мф.11.29). «Блажени» убо «кротцыи», последующие гласу и примеру кротчайшаго Спасителя своего, Он им обещает и покой и наследие благих Своих на земле живых: «яко тии наследят землю».

Но какая есть сия земля, которую Иисус Христос обещает кротким и послушным сынам Божиим, как некое драгоценное их наследие? Конечно Бог, как един вечный Владыка неба и земли, и на сей земле пришельствия и странничества нашего, не оставляет верных и послушных рабов Своих. Кроткие, но самому свойству кротости, не жадничают приобретения земных царств, не грабят земных сокровищ, не ссорятся за земныя богатства, ибо стяжавшие твердый покой душ своих во Христе Иисусе, ищут и надеются получить небесныя. Но за то еще в сей жизни получают от Бога велие приобретение, «благочестие с довольством» (1Тим. 6.6), по словам Писания. И по здравому смыслу человеческому не тот богат, кто много имеет и еще большаго желает: но кто и малым доволен. А слово Божие гласит: «лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа» (Пс.36.16). Это невозможно, чтобы Бог оставил без нужного для жизни тех, которые всем сердцем Ему преданы. «Юнейший бых, – говорит Св.Пророк Давид, – и состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы» (Пс.36.25). Истина сия подтверждается всегдашними опытами. «Род правых» и «на» сей «земли» всегда благословляется (Пс.111.2), по непреложному слову Божию. Но сия земля есть место воспитания чад Божиих, а не наследия; следовательно не есть та, которую Иисус Христос обещает в наследие кротким. Сия обетованная Спасителем земля есть та, о которой говорит Пророк Давид: «верую видети благая Господня на земли живых» (Пс.26.13). Есть та, о которой глаголет Апостол Петр: «приидет день Господень яко тать в нощи, в он же небеса убо с шумом мимо пойдут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят. Новаго же небесе» (2Пет.3.10) «и новой земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет» (2Пет.3.13). Есть та, которую видел в откровении Господнем возлюбленный ученик Иисуса Христа, Иоанн Богослов: «и видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша» (Откр.21.1). Есть та, которая, после разрушения сей земли, откроется в неизреченной красоте и великолепии, о которой не токмо мы верующие во Христа и ожидающие своего избавления, но и «вся тварь воздыхает» чающе освобождения своего от рабства суете и тлению (Рим. 8.22), как говорит Св.Апостол Павел. Там-то истинное, вечное и неотъемлемое наследие наше, братие, которое уготовано нам верующим Отцем небесным, обещано непреложным словом Его, и истина сего обещания запечатлена Божественною кровию Господа нашего Иисуса Христа.

Как отцы земные обыкновенно кротких и послушных чад своих с радостию вводят в наследство имения своего, отлучая от онаго строптивых и непокорных, так и Отец небесный, Отец щедрот и вместе Бог правды, уготовал наследие вечнаго блаженства на земли живых одним только кротким и послушным велениям Его чадам Своим. Из числа Израильтян, вышедших из Египта, те только достигли обетованной земли, которые со всею верою и послушанием последовали водительству слова Божия, а «противльшихся кости падоша в пустыни» (Евр.3.17). Спаситель Христос, отличая истинных Христиан от ложных, говорит: «овцы Моя гласа Моего слушают, ...и Аз дам им живот вечный» (Ин.10.27–28). И на последнем всемирном суде, посему же отличительному качеству агнчей кротости, отличит Он истинных чад Божиих от чад гнева, «и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю» (Мф.25.33). Кротких овец введет в наследие царства Отца Своего, а строптивых козлищ отлучит на веки.

«В кротости» убо приимем, братие, «слово Божие» (Иак.1.21) в сердца наши, «да о нем» возрастем «во спасение» (1Пет.2.2). Да сподобимся и мы на последнем суде услышать от Спасителя нашего сей сладчайший глас: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25.34).

Аминь.

Из бесед на Евангелие от Матфея святителя Филарета (Амфитеатрова),
митрополита Киевского,
ректора Киевских духовных школ

Pravlife.org