КТО ТАКОЙ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ И ЧТО НАМ ДАЕТ ОБРАЩЕННАЯ К НЕМУ МОЛИТВА? Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Утренняя и вечерняя молитва православного христианина не обходится без обращения к ангелу хранителю. Существует несколько разных мнений о том, как сформировался наш современный молитвослов, но неизменным всегда остается тот факт, что и в утреннем, и в вечернем правиле, помимо многочисленных обращений к Богу и Богородице – обязательно содержится еще и молитва ангелу хранителю. Как видим, православная традиция утроила так, что даже молитва святому – удел личных пожеланий, тогда как ангелу хранителю Церковь нас призывает обращаться каждый день. Именно поэтому стоит уделить данной немного внимания.

Для начала давайте напомним себе, откуда мы вообще знаем, что у каждого из нас есть свой ангел хранитель. Волне естественно, что мысль об ангеле хранителе мы впитали во время нашего вхождения в Церковь и теперь воспринимаем как априорную. Если спросить себя: а есть ли в Священном Писании прямое указания на ангелов хранителей, то, наверное, большинство из нас слету о таковых не вспомнит. Что ж, если мы внимательно читаем Евангелие, то не можем не знать слов Христа, сказанных Им во время спора учеников о том, кто больше в Царстве Небесном: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). До этого Спаситель поставил дитя в пример апостолам, но речь Его не только о детях.

Из слов Христа становится понятно, что у каждого из «малых» есть свой ангел, а презрение к «малому» чревато, скажем так, конфликтом с этим ангелом, который поторопиться заступиться за своего подопечного. Естественно, что никого в реальности сечь мечом или колоть копьем ангел не станет, потому как заступничество его носит характер молитвенного ходатайства перед Богом, что намного важнее какой-либо иной защиты. Когда я разговариваю с людьми, желающими крестить своих детей, то я всегда спрашиваю о том, понимают ли они зачем это нужно, что дает человеку крещение? Один из самых распространенных вариантов ответа как раз и основан на мнении, что крещение для того и существует, чтоб у ребенка был ангел хранитель, что как бы уже само собой есть очень сильная зашита. Однако же мы все прекрасно понимаем, что священник – это не шаман и не колдун, который посредством определенных методик, манипуляций и заклинаний призовет с Неба ангела и заставит его сторожить указанного человека. Ангел хранитель – это, прежде всего молитвенник и наставник «видящий лице Отца». Мы вроде как и сами немного умеем молиться, возносим Богу и свои просьбы, и благодарственные молитвы, но только нам постоянно приходится преодолевать целый ворох собственных мыслей, мы постоянно отвлекаемся, улетаем, тогда как ангел лишен всех этих последствий действия человеческого греха. Мне кажется, что именно в этом, так сказать, более всего проявляется сила его ходатайства, именно поэтому мы и утром, и вечером обращается к своему личному небесному заступнику.

Но давайте вернемся к словам Христа и посмотрим с чего мы взяли, что можем себя считать теми самыми «малыми», а потому и приставленных к нам ангелов личными заступниками. Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «малые» – это не те, кто на самом деле мал в прямом смысле, но те, кто беден и презираем в окружающем нас обществе, кого «малым» клеймит мнение большинства. К таковым, конечно же, можно отнести христиан. Даже просто статистика скажет нам об этом. Конкретные цифры я не стану здесь писать, так как их совсем не сложно найти в сети, отмечу лишь тот, факт, что количество православных, по отношению к общему числу населения планеты не превышает и двух процентов. При этом нужно помнить, что официальные данные не учитывают номинальных христиан, а если мы бы посчитали лишь тех, кто по воскресным и праздничным дням подходит к Чаше, то цифры окажутся намного плачевнее.

Если отвлечься от всей этой математики, то нельзя также не вспомнить, что христианство остается сегодня самой гонимой религией на земле, и речь здесь идет не только о традиционно мусульманских или индуистских территориях. Даже в нашем «просвещенном» и «цивилизованном» обществе христиан либо ненавидят, либо просто терпят, хотя, учитывая современные движения BLM и Antifa, а также законодательные инициативы в Китае, уже и терпеть получается все сложнее. Как тут не поверишь словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, который напрямую сказал, что «малые» – это христиане. У него, конечно, не было интернета, и он не мог быстро найти современную статистику, но он свои мысли вывел из притчи Христа «О горчичном зерне», зерне, которое меньше всех зерен на земле. И вот мы снова слышим слова отца Иоанна об ангелах. Он задается вопросом: если Христос называет Своих последователей, т.е. христиан, «братьями меньшими» (Мф. 25, 40), то кто тогда является «братьями старшими»? Я думаю, что многие уже догадались, что «старшие братья» – это и есть ангелы «видящие лице Отца».

Наверное, каждый из нас, если и не имеет старшего брата в реальности, то, во всяком случае, может представить некий идеал старшего брата, когда людей связывают простые, но надежные отношения. Когда знаешь, что есть кто-то, кому всегда можно позвонить и немного пожаловаться на свои проблемы, и когда уверен, что брата всегда можно попросить о помощи, о защите, даже если встрял в передрягу по собственной вине. Если нас накрывают скорби, мы часто ищем чуда, хочется, чтоб скорее все разрешилось, и жизнь вернулась на круги своя. Но так не бывает, да и не стоит пытаться убежать от скорбей, ведь нам предстоим благодаря им войти в Царство Небесное. Тем более что Бог и так для нас сотворил уже множество чудес, начиная с Его Воплощения и Искупительного подвига и закачивая тем же «старшим братом» – ангелом хранителем. Поэтому, пожалуй, ангела допустимо просить о всем том, чего так хочется и многим из нас, и многим далеким от Церкви людям: о работе, о помощи в бытовых делах, о здоровье; просить молить Бога за сына, за дочь, за нерадивых внуков или престарелых родителей и т.п. Я, возможно, немного формализую разговор о молитве, но мне этим хочется лишний раз подчеркнуть ту теплоту отношений, которая возможна между христианином и его небесным заступником. Ангел хранитель сам знает, что из наших просьб донести Богу, но все равно нельзя от него что-то требовать. Степенная, сосредоточенная и кроткая молитва должна быть у нас, ведь «старший брат» может и разгневаться. На то он и «старший», чтоб выполнять также и наставнические функции. Ангел хранитель, как и Господь, прежде всего, заботиться о спасении нашей души и будет, в меру своих возможностей, корректировать наш жизненный путь, а это может быть не всегда приятно.

Люди иногда ищут молитв на удачу, но таковых не существует, ни в отношении Бога, ни в отношении святых, ни в отношении ангелов. Ничего в этом мире просто так не бывает, и ничего случайно не происходит, а потому все то, что нам может показаться удачей – результат промысла Божия и заботы о нас святых и ангелов. Таким образом, в нашей жизни действуют обладающие умом личности, а там где действует личность, не может быть удачи, но сознательное направление воли.

Давайте еще немного поговорим о некоторых патологических проявлениях в отношении молитвы. Кому-то нужна некая сильная молитва ангелу хранителю, кто-то пытается найти молитву на все случаи жизни. Но здесь нужно понимать, что сила молитвы зависит не от словесной формулировки, а от чистоты сердца, от личного усердия, от навыка концентрировать свое внимание и не рассеивать ум на посторонние мысли. Не бывает также и универсальных молитв, точнее самой универсальной молитвой может быть краткая Иисусова молитва, но до ее непрестанного чтения еще нужно дорасти. Мы все живые люди, живущие в различных обстоятельствах, а потому, повторюсь, ангела хранителя можно просить о текущих нуждах, но и понимать, что миллион долларов, вилла на берегу океана или красный Феррари текущими нуждами быть никак не могут.

Шутки шутками, но не забывать, что для нас быть подопечными у ангелов – это великая честь, ведь, как пишет Амвросий Медиоланский, Господь Своих ангелов посылает охранять тех, кому даровано право наследия вечных благ в будущей жизни. Подобную мысль выражает и преподобный Анастасий Синаит, когда утверждает, что ангелы заботятся о тех, кто посредством крещения возносится на высоту добродетельного служения. В приведенных словах мы видим также и великую ответственность быть христианами. Видите, как преподобный Анастасий даже и не сомневается, что если кто уже и принял крещение, стал членом Церкви, так уже не может не быть добродетельным. А мы что? Это нас снова возвращает к рассуждениям о молитве: не бывает здесь однобокого действия. Если мы о чем-то просим, хоть Бога, хоть ангела хранителя, то необходимо выполнять должное и со своей стороны.

Отсюда становится понятно, что наша молитва ангелу хранителю на каждый день должна содержать просьбы об избавлении от греха и пороков, о помощи в духовном возрастании, в укреплении веры. Все это есть в тех вечерних и утренних правилах, содержащихся в наших молитвословах. Если кому церковнославянский текст не до конца понятен, то я всегда советую обращаться к варианту на русском языке или просто к словарю. Главное помнить, что бездумно, как мантру, молитвы читать недопустимо.

Помимо повседневных молитвословий, нашего небесного заступника стоит отдельно почтить за его заботу, кончено, не в день ангела хранителя, ведь мы традиционно так именуют день памяти святого, имя которого мы носим, но, например, в день рождения или в день Собора Всех Небесных Сил Бесплотных, празднуемый 21 ноября. Конечно, не стоит также забывать, что и благодарственная молитва Господу не только имеет благодатное влияние на душу человека, но и порадует нашего ангела хранителя, все свои заботы отдающего на служение нашему спасению.

https://pravlife.org/ru/content/kto-takoy-angel-hranitel-i-chto-nam-daet...