КТО ТАКИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫЕ? КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДЖИДАЮТ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мысли священника Андрея Чиженко.

Фото: pravmir.ru

В каком-то смысле мы все новоначальные. Мы все в начале пути. Об этом свидетельствуют святые отцы. Наша жизнь (причем как земная, так и загробная) – путешествие в гору к совершенно недостижимой цели – к познанию Бога, Который так и останется навечно непознанным и недостижимым для нас. Но в этом восхождении главная цель жизни. И в процессе данного  «духовного альпинизма» душа человеческая воскресает, обновляется, освящается, развивается. Она приобретает общение с Богом на том уровне, который ей доступен и полезен. И это восхождение (или падение: кто что выберет) вечно. Поэтому мы все в этом духовном смысле – новоначальные.

В общецерковном значении это слово обозначает следующее…

Во-первых, оно является синонимом слова «неофит», что переводится с греческого языка как «новообращенный». Во-вторых, под новоначальным издревле понимался человек, который совсем недавно был «оглашенным», то есть некрещеным язычником, но при этом желал принять Святое Крещение и ради него проходил обучение (оглашение) азам православной веры. После крещения он становился новообращенным, то есть таким человеком, который уже является православным христианином, но еще многому ему нужно научиться и интеллектуально, и эмоционально, но в первую очередь – опытно – всей жизнью своей.

Сегодня в наших православных восточнославянских странах (Украине, России, Белоруссии) такие люди – довольно большая редкость. Как правило, подавляющее большинство нашего населения крещено в младенчестве.

Но в современной Украине существует, на мой взгляд, следующий  феномен.

Множество людей, воспитанных в атеизме и богоборчестве Советского Союза, являются крещеными, но не живут жизнью православного христианина.

Как говорил один пожилой священник: «Такие люди сталкиваются с батюшкой два раза: во время Таинства Крещения и когда из дома вперед ногами понесут». И вот это, мне кажется, огромная боль нашего общества, которое статистически является православным, но сколько людей в нем живут реальной духовной жизнью и приближаются к Богу?

Страшным, на мой взгляд, является факт, что множество людей нашей страны есть крещеными православными христианами, но в активном религиозном смысле они к нему практически равнодушны. Они пожимают плечами и воспринимают Таинство Крещения как некую формальность, как штамп в паспорте.

И во внутреннем умственно-психическом состоянии такой человек не есть ни неофитом, ни даже оглашенным. Ведь и  то и другое предполагает наличие желания человека приблизиться к Богу и жить жизнью Церкви.

Вот это, конечно, мне кажется, большая проблема. Нужно осознание, что крещение само по себе сравнимо с зернышком, брошенным в нашу сердечную почву. И наша задача, чтобы оно не умерло там, но превратилось бы в прекрасное цветущее зеленое дерево, которое «пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк. 4:32).

А, исходя из собственного опыта, всем новоначальным хочется пожелать, чтобы вы поскорее нашли опытного духовного руководителя (желательно священника), который бы вас наставлял в основах православной веры, наблюдал бы за вашим духовным ростом и давал бы верные и полезные советы.

Ведь наша жизнь – это школа для души, а всякая школа невозможна без учителя. 

Я от всей души желаю, чтобы в жизни новоначального православного христианина с Божьей помощью появился человек, который поможет ему избежать излишних «шишек и синяков» на пути к Богу; опытно, на примерах святых отцов, введет неофита в дивный и прекрасный мир Православия.

http://pravlife.org/content/kto-takie-novonachalnye-kakie-problemy-ih-po...