КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? ПРАВОСЛАВНАЯ АНГЕЛОЛОГИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого – ангелов. О православной ангелологии – архимандрит Сильвестр (Стойчев). 

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1) многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как раз указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толкование получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого». 

Само наименование «ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В самом Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14)», – говорит Апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах ангелов называют умными силами, небесными воинством, силами небесными, а также – вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от которого, как и прочее тварные существа, они получают бытие, и благодатное освящение. 

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое ангелы по своей природе.  Так, прп. Иоанн Дамаскин, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение «один только Творец знает вид и определение этой сущности».  Бл. Августин определяет ангелов просто как духов, и также указывает что наименование ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».

Говоря об характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности ангелов. Определенно, ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1, 16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты указующие на бесплотность ангелов Лук. 24:39, Мф. 22: 30.  Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».  Задаваясь вопросом единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы как правило отвечали на это в том смысле, что дать ответ на это невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживается и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии — единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом — единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2). 

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть ангелов отпала от Бога, но большая нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванный слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью, и т.п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением, и больше не чем. И поэтому, в отличие, от людей, которые могут прийти в себя (Лук.15:17) и начать каяться в своих немощах; у ангелов нет таких немощей (3), однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным, и исполненным. Поэтому, каждый из ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор утвердились в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направленна в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось слово ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко, и заключается в: прославлении своего Творца (Ис. 6:3), и в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку, или сообществу: Иов 1. 6; Ис 6. 72; Цар 24. 16; Дан 8. 16–26; Тов 12. 12; Лк 22. 43; Откр 5. 8; Мф 16. 27 и т.д.

О числе ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом их число, осталось неизменным.

Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – евангельскую притчу об одной заблудшей овце (Мф.18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца). Заключая, таким образом, что количество ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё … престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1.16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Еф.1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим.8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт.3:24 ; 2Цар.22:11), Серафимы (Ис.6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд.1:9, 1Фесс.4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности ангелов и называют некоторые чины. Традиционно, на основании слов апостольских из послания к Ефесянам (1. 21) предполагается, что есть чины ангельские наименования, которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В Православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы, херувимы, престолы; вторая триада:господства, силы, власти; и третья триада: начала, архангелы, ангелы.

Таким образом ниже находящиеся чины ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через выше стоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования ангелов, но как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священно Писании нет выражения ангел хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, ангел–наставник (Иов.33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви принявшие крещения получают духовную помощь от приставленных ангелов хранителей: «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6). 

К ангелам хранителям можно обращаться с молитвой, то есть можно говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако в Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов перестало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол.2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнении некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский собор (364 г.) 35 своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 3 

2. Лосский В.Н. Догматическое богословие, часть III (12)

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам связаны с телесными немощами, отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести ко греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривает как причину невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен»// Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 3

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 3

5. свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть без сомнения и другие силы, которых мы не знаем по именам...  А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем»

6. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 3

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков, Т.2.  С. 534;  Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков, Т.2.  С. 54

http://pravlife.org/content/kto-takie-angely-pravoslavnaya-angelologiya