КТО СТОИТ, БОЙСЯ, ЧТОБЫ НЕ УПАСТЬ. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Завершилось чтение Канона, разделенного на четыре части. Затем мы прочтем его полностью. Быстро пролетели четыре дня поста. Для того, чтобы мы не думали, что он очень длинный. Очень быстро все пройдет.

Сегодня у меня есть желание сказать несколько слов о Соломоне. Сейчас скажу почему.

В процессе речи мы поймем зачем я хочу это сегодня сказать.

Это известный всем человек. Писание говорит о нем, как о человеке, который мудрее всех. Он известен евреям как царь Иерусалима и сын Давида. Он известен арабам – он есть в Коране. Он известен христианам – он есть в Библии. Он является ярким пророчеством о Господе Иисусе Христе, таким живым пророчеством. Потому что Христа называли – сын Давидов. И Соломон – сын Давидов. Христос – царь и Соломон – царь. Христос говорил притчами, и Соломон притчи сочинял всю жизнь. Он составил огромное количество различных поучений. Предание говорит, что он знал язык животных, понимал суть всякого растения и был чрезвычайно одарен Богом. Как никто. Это был дар, который он получил по причине своей очень мудрой просьбы. Вступив на престол после смерти своего благословенного отца Давида, Соломон общался с Богом напрямую. Господь являлся ему в видениях и спрашивал, чего бы хотел он. Предлагал ему самые вожделенные вещи: богатство, победу над врагами. То, что нужно царю. Долго жить на земле, возвеличить имя свое. Это самые понятные для властителей просьбы. Соломон же просил у Господа Бога премудрости. Это очень тронуло сердце Господа, и Он сказал, что за одну эту просьбу даст Соломону мудрость, которой не было никогда и ни у кого, и – не будет. Но к этой мудрости приложит уже, как прилагательные, все такие второстепенные дары, как долголетие, богатство и прочее. (см. 3 Цар.3: 9-13) Действительно, при царе Соломоне был золотой век еврейской государственности. Войн не было. Каждый еврей, как пишут, сидел под своей смоковницей. Наслаждался миром и урожаем своего поля. Золото было по цене меди. А медь по цене камня. Со всех стран приходили люди посмотреть на Соломона, потому что он был удивительным человеком. Приходили люди просто посмотреть на него. Цари. При нем заложился и построился храм. Так и называют – Храм Соломона. Единственный на тот момент храм в мире Богу Живому. Везде в мире люди строили храмы. Храмами была напитана огромная часть вселенной. Но это были храмы бесам. Богу не было храма. Озаботился постройкой храма Давид. Но Давид не построил, потому что всю жизнь держал в руках оружие и занимался войнами по необходимости. И вот – Соломон. Чудный великий человек, который при освящении храма опять разговаривал с Богом. Господь опять явился ему. Он имел опыт личного богообщения.

Мы с вами тоже имеем опыт богообщения. В чем разница было между проповедью Христовой и проповедью книжников и фарисеев? Люди замечали, что Христос говорил как имеющий власть, а не как книжник. Потому что книжники говорили «от книжек». Они всю жизнь читали. Они много знали. Это были неглупые люди. Но есть разница между человеком, который говорит из книжек, цитируя книжки, приводя различные доводы. Но – от книг. И от прожитых лет. От своей мудрости. Но есть разница между ним и человеком, который опытным образом знает Бога. Соломон имел опыт знания Бога.

Но вот при всех этих дарованиях чрезвычайных, при исключительной своей мудрости, к старости он отпал. Он склонил свое сердце к женщинам, которых у него было очень много.

Ветхий Завет не запрещал многоженство. Оно формально не запрещено, многоженство, среди еврейского народа. Только, как я понимаю, если евреи живут в среде мусульман, там, где есть многоженство, они спокойно могут иметь несколько жен. Но там, где они живут среди христиан, у которых одна только жена, они должны жить по обычаям той страны, где они живут. И большинство из них жило всегда среди христиан. Среди тех, у которых только одна жена. И поэтому, они, чтобы подтвердить свою богоизбранность, не могли жить по морали ниже того народа, среди которого они живут. И они привыкли уже к моногамии, так называемой. Соломон склонил свое сердце сначала к женщинам, а потом к богам этих женщин. Потому что женами его были множество иноплеменниц. Триста жен, как говорит Писание, и семьсот наложниц. Это что-то фантастическое. Он и в лицо не мог их запомнить. Если бы он каждый день приводил к себе в спальню по одной, то он бы только через три года их увидел всех. Это было совершенно что-то ненужное с точки зрения обычного человека. Но дело было не в этом. Дело было в том, что он, имея иноплеменных жен, постепенно разрешал им иметь своих кумиров, своих идолов, свои божнички, своих, может быть, жрецов. Они его привлекали к тому, чтобы и он вместе с ними помолился. И на старости лет, самый мудрый человек земли, лично разговаривавший с Богом, лицом к лицу, устами к устам, (по крайней мере два раза: в юности при вступлении на престол и при освящении Храма великолепного, Соломонового, в его имя названного), этот человек в старости отступил от Господа. Господь говорит, что царство его выскальзывало у него из рук за грехи (см. 3 Цар.11). И по смерти Соломона, если вы помните эту историю, еврейский народ разделился на два царство. На Израиль и на Иудею. Два колена – в одну сторону, десять – в другую. То есть – за грехи Соломона народ претерпел разделение, и началась такая серьезная проблема, коротая, в принципе, до сегодняшнего дня и не закончилась.

Это я говорю, собственно, к чему? К тому, что, говоря о грехах, мы, как правило, имеем в виду юношеский образ жизни. Так у апостола Павла и написано: «Юношеских похотей убегай» (2Тим.2,22). Понимая, что человек в юности, когда у него кипит печка страстей и нету жизненного опыта, все время по краю ходит. Он всегда может согрешить, потому что у страсти в нем бурлят, он ничего не знает, голова у него пустая. И он, бедный, не знает, как ему себя вести на свете. У Мандельштама очень красиво сказано: «Дано мне тело. Что мне делать с ним?» Молодой человек не знает, куда ему себя деть. Вот я – расцвел. Вот я – вырос. И что теперь дальше? Куда? Понятно, что часто бывает – не туда. И мы часто считаем, что молодой, свежий возраст – это возраст грехов. А здесь мы видим, что, оказывается, человек в старости, человек, украшенный сединой, человек, украшенный неподражаемой мудростью, человек, который сам стал живая притча (просто – глянуть на него приходили из далеких стран цари, пешком шли просто, чтобы на него посмотреть) и такой человек тоже может согрешить. Удивительная вещь.

Я это говорю вам для того, чтобы мы с вами имели в виду. Согрешают не только молодые, согрешают и старые. Согрешают не только люди, которые не знают ничего. Ничего не знающий, он, естественно, грешит. Согрешают люди, которые знаю все. Согрешают люди не только, которые много прочитали и много имеют в голове. Согрешают люди, которые имеют благодатный опыт, которые молились, молились и домолились, вроде, уже и до больших высот. Но все равно за ними враг ходит. Оказывается, спокойствие человеку не заповедано вообще. Если у нас появляется какая-то мысль: «Может я уже постарел, умудрился, успокоился?» и так далее; и, если мы захотим на этом построить свою дальнейшую жизнь, это будет очень опасное основание. Согрешить любым грехом могут даже такие люди как царь Соломон.

И в Писании есть такое слово – и мы сегодня его запомним. «Кто стоит, бойся, чтобы не упасть» (1 Кор.10, 12). Именно по этой причине запрещается осуждать людей. Например: «О! Как он мог!» Но церковный народ давно сказал: «В чем осудишь, в том и побудешь». Обычно человек согрешает именно в том, за что он осуждает того или иного человека. Что бы это ни было. Вот гомосексуальные страсти. Страшное дело – сказать. Да вот: «Они такие… Сякие…» Осторожней, осторожней. Это – грех, и ты – осторожней. Пьянство, обжорство, блуд, уход от жены. Связь с молодухами, которые тебе в дочки годятся. Много же всего. Не говоря уж про воровство и казнокрадство. Это уж всегда и везде. И начинается: «Как он может? Почему? Что такое?» Помни: «За что осудишь, в том и побудешь». Люди знают, что могут согрешить, поэтому остерегаются.

Один молодой человек постоянно имел согрешение плоти. Его так тревожили блудные страсти, и он к старцу приходил и спрашивал: «Что делать?» Тот ему говорит: «Первое – не осуждай никого». Гордые всегда страдают от страстей () И в первую очередь от блуда. Человек, не судящий, – не падает. Кто не насмехается над чужим падением – сам не падает. Поэтому: «Бойся, чтобы не упасть». И не оправдывай себя возрастом. В одном патерике древнем есть история про одного пожилого монаха. () Он говорил: «Я умер для блуда». () Игумен ему отвечал: «А дьявол не умер». Монах в хибаре поселился и исцелял народ. И какая-то девица, исцеленная им из любви и благодарности (не из чего другого) осталась при нем, чтобы ухаживать за ним. () И что вы думаете? Он согрешает с ней. Она рождает дите и приносит ему. Монах берет это дите, идет с ним в монастырь. На трапезу приходит. Монахи сидят, жуют свою кашу постную. Старик приходит с этим малышом и говорит: «Смотрите, братия. Это чадо непослушания». Его предупреждали: «Не выходи!» Монахам вообще не нужно из монастыря выходить. Монах вне стен монастырских, как рыба, из воды вытащенная. И, если у вас есть друзья монастырские, вы их к себе лишний раз не зовите. Это им не полезно. Монаху полезно быть в монастыре. Сидеть в келье. Как говорят: «Келья всему научит». Конечно, если в келье нет интернета. ()

То есть, старики, не думайте, что вы уже старые. Ни возраст, ни ученость, ни благодатность. Люди святые старались себя до последних вздохов беречь. () Они не были уверены, что все хорошо даже поднимаемые ангелами до царских врат, до небесного обиталища. Вот такая печальная правда. Хорошо было бы как в жизни мирской. Поработал, поработал и ушел на пенсию. Ну, получаешь небольшую пенсию, но на пенсию себе живешь. Не нужно вскакивать с утра и нестись на работу. На пенсию скромно себе живешь и делаешь, что хочешь. Хочешь – вышиваешь, хочешь – с собакой гуляешь, хочешь – телевизор смотришь, хочешь – в церковь ходишь. А в духовной жизни не так. Нету пенсии, которую бы ты себе заработал на старость духовную. Чтоб на старости расслабиться: «Я уже не согрешу. Уже все спокойно, все в порядке. Я уже себе подкопил подушку безопасности. На старости буду отдыхать». Такого, оказывается, не бывает. Можно в старости веру потерять и согрешить любым грехом. И бывает так, что юные – веруют, а старые – не веруют. Такое еще бывает в нашем народе. И сплошь, и рядом. Родители – не верующие, дети – верующие. () Такая вот каша. И мне сегодня, почему-то хочется об этом поговорить.

Все великие грешники были взрослыми, состоявшимися. Умные, благодатные люди. Те, о которых в Библии читаем. Лотт. Его Господь увел из Содома. Он в Содоме жил как ангел. Ангелы пришли из Содома и его забрали. И он уже в старости маститой пил до беспамятства два дня подряд благодаря дочкиным хитростям, и спал с одной, и спал с другой, вообще не понимая, что он делает. () У дочек было оправдание. Это не была семья отъявленных негодяев. Но…он сотворил такое вне Содома. В Содоме ему это и в голову не приходило. Это был почтенный человек. Духовный. Опытный. Хороший человек. Петр отрекся. Тоже не был юношей. Иоанн был юношей и не отрекся. Петр был мужик здоровый, крепкий, семейный. Самый сильный, самый смелый. Самый любящий Христа. Отрекся. И Давид тоже не был мальчиком, когда на Вирсавию глаз положил.

Все они были взрослые, сильные, умные, благодатные люди. Понимаете?

Ладно, когда грешат молодые люди. Для них грех – это и не грех никакой. Для них это жизнь и удовольствие. Для червя падаль – это не падаль – это пища. Для людей грех – это не грех. Это моя жизнь, удовольствие. Это моя радость. Это мой смысл. Про этих зачем мы будем говорить? Не надо про них говорить. Мы говорим про тех, которые люди другие. Грешат христиане. Спросят: «Чего вы грешите? Вы же христиане». Ответят: «Эй брат. Ты не знаешь сути дела».

В послании к Римлянам и к Галатам описывается: «Плоть воюет на дух, дух воюет на плоть. Они помириться не могут и желают противного. Желаемое плотью не желается духом. Желаемое духом не хочется плоти» (см. Рим.8; Гал. 5, 17). «Я не то делаю, что хочу. А что не хочу то – делаю» (Рим. 7,15). Кто знает эту драму у себя внутри разгорающуюся, тот понимает, о чем Павел пишет. Это касается всех людей. Поэтому вот сегодня я вас немножко опечалил в том смысле, что не думайте найти себе такой покой, когда можно было бы сказать: «Все. Хорошо. Достигнуто».

Оказывается, пока жив человек, такой возможности у него нету. Поэтому, привыкайте к молитве, привыкайте к псалмопению, к Церкви Божией, ко всему святому. Оно нам будет, оказывается, нужно, аж, до самого последнего дня. Кто сколько проживет, тому столько и будет нужно. От сегодня и до конца. Всегда нужно будет крестное знамение, молитва, покаяние, не осуждение. Бога хвалить. На людей не смотреть. Знать свое и делать свое.

Примите сегодня такое назидание. Завтра будет день и будет другая пища.

Канон закончился, пост продолжается.

И – радуйтесь. Пост идет, и это уникальная прекрасная возможность обнулить все, что за спиной и сделать твердые шаги в сторону Царства Небесного.

Да будет так с каждым из нас. Аминь.

5 марта 2020 года

https://www.andreytkachev.com/kto-stoit-bojsya-chtoby-ne-upast-propoved-...