Кто становится святым? Протоиерей Борис Старк
Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.
Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, было посвящено прошлое воскресенье, первое после Троицы.
А сегодня, во второе воскресенье после Троицы, мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, – но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздникСвятой Руси, нашего духовного отечества.
Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.
Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.
Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее – святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси – святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…
А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…
Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь – угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.
Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…
Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.
Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на монахов и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.
Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть святость, сокровенен, и только Бог его видит и знает.
Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который к ней стремится и прилагает усилии. В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Имени тых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших…»
Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.
Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них… Ты еще не вошел в меру их подвига».
Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин. Угодник спросил их: «Кто вы и как спасаетесь?» Недоумевая, эти скромные женщины не знали, что отвечать, но на повторные вопросы старца сказали: «Мы не сотворили ничего особенного, живем как все, трудимся. Мы жены двух братьев. Вот разве что за долгие годы совместной жизни ни разу не повздорили и не поссорились, ни разу не осудили друг друга». И старец ушел, поняв, как много надо ему сделать, чтобы достигнуть совершенства.
Вот много таких незаметных праведников и праведниц населяли, да и сейчас населяют нашу землю, и всех их мы сегодня прославляем. И не только прославляем, но и вдохновляемся их примером, так как их путь духовный – это путь каждого из нас и, каждый из нас должен найти его и найти силы идти к» жизни, не сходя с этого пути.
Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.
Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.
Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.
По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь – чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии