Кто приватизировал «три шестерки»? Священник Георгий Лобанов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Можно ли принимать идентификационный номер? Что делать со штрихкодом на товаре? Нужно ли отказываться от нового паспорта? Компьютер и Интернет — это очень плохо?
Вот уже более десяти лет священникам приходится отвечать на подобные вопросы. Но тема, как ни странно, до сих пор актуальна…

На грани конфликтов

Кроме официальной позиции Церкви по данным вопросам, которая неоднократно высказывалась священноначалием и церковными богословами, в народе бытуют мнения, основанные на крайних представлениях о том, что апокалиптические пророчества буквально сбываются сегодня в государственных постановлениях и технических инновациях в области контроля над деятельностью населения и т.п.

«Появилось целое „богословие“, которое тиражируется как в СМИ, так и в огромном количестве листовок, — рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского Сретенского монастыря, в котором имеется свое книжное издательство. — Епископ Тульский Кирилл недавно сообщил мне, что во все храмы Тульской епархии пришло множество бесплатных бандеролей, полных листовок, брошюр, газет, аудиокассет, посвященных борьбе с ИНН. То же самое — во многих других, если не во всех епархиях. На печать и не менее дорогостоящую рассылку бандеролей тратятся большие суммы денег. И кто-то серьезно заинтересован в этом. Такая деятельность никакому издательскому отделу не по силам».

Как правило, все это будоражит жизнь церковных общин, вносит смуту и недоумение. Происходит это на грани конфликтов, грозящих расколами в общинах, когда начинают доверять или не доверять тем, кто «за» или «против», подозревать и обвинять в измене Церкви, выносить приговоры о невозможности быть спасенным…

Ложная ревность о Боге

Подобные ситуации известны в истории нашей Церкви. Так, огромный вред Православию на Руси нанес старообрядческий раскол, созданный эсхатологически настроенными верующими. Известно, например, что в XVIII в. несколько старообрядческих слобод, переселившихся на Чернигов-Северщину, не могли переписать почти четыре года! Причиной стала боязнь староверов быть занесенными в какую-либо книгу во время переписи, так как они верили, что эта книга является печатью антихриста. По этой же причине многие старообрядцы отвергали паспорта и деньги, считая их теми же печатями, царя принимали за антихриста, а патриарха — за апокалиптического зверя. В результате люди уходили в леса, оскопляли себя, сжигали, уморяли голодом. Даже в советские времена находились такие «ревнители веры», которые умудрялись жить без паспортов, так как считали, что в них содержится завуалированная символика из трех шестерок. Естественно, нигде не работали, чем очень гордились. Правда, жили они на подаяния тех, кто имел эти паспорта и трудился, получая деньги от государства. Совсем недавно, осенью 2007 г., в Пензенской области в ожидании конца света под землю скрылось тридцать с лишним человек, включая детей. По их представлениям, конец света должен был наступить в 2008 г.

Апокалиптически настроенные СМИ сообщают, что «по предсказаниям старцев, со временем патриарх будет короновать антихриста, поэтому каждый христианин должен быть всегда готов к тому, что почти все священноначалие будет состоять в ереси». И как следствие, из эфира «Народного радио» женщина с болью кричит: «Зачем нам такой патриарх, который благословляет принимать печать антихриста?!»

Великий подвижник благочестия, насельник Псково-Печерской обители митрополит Вениамин (Федченков, † 1961) писал о том, что причина подобных явлений лежит «в душе человеческой… её всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, и особенно — страшное. А при этом появляется ложная ревность о Боге».

Где логика?

Особенно накалена ситуация вокруг трех шестерок. Теперь даже не видят разницы между «666» и «696» или «969»: «Внешне они ведь похожи!» — говорится в очередной листовке, распространяемой самиздатом. При этом автор не понимает, что три шестерки не имеют никакого отношения к числу зверя. Дело в том, что в книге «Откровение» число зверя — это не «шесть — шесть — шесть», а «шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18).

В конце I — начале II в., когда святой Иоанн Богослов писал книгу «Апокалипсис», арабских цифр ещё не было. Вместо них апостол употребил буквы греческого алфавита. То же было и на Руси, где арабские цифры стали употребляться в Священном Писании только в XIX в. А до этого все прекрасно знали, что число антихриста, упоминаемое в «Откровении» Иоанна Богослова, обозначается буквами «херъ», «кси» и «зело», и никто тогда не думал о трех завитушках, так же, как и сейчас никто не всматривается в свои документы в поисках трех букв, обозначавших некогда цифры. Если написать по-славянски три шестерки, то получится «зело, зело, зело» — число, не имеющее отношения к антихристовой печати. На латыни «666» — DCLXVI, а не VI-VI-VI. То же и с древнееврейским написанием числа. Но в газете «Мир» (именующей себя православной газетой для всей семьи) в номере № 49 (185) за 2008 г. в статье «Несколько слов о начертании зверя» говорится, что, поскольку еврейской букве «ו» (vav) (цифра 6) соответствуют английские «v» и «w», то «WWW (начало адресов в интернет-сети) — это тоже 666». При этом автор статьи забывает, что, во-первых, в английском языке эти буквы не соответствуют никаким цифрам, а во-вторых, для обозначения цифр «600» и «60» у евреев применяются буквы «ת» и «ר», соответственно, в данном случае правильнее было бы написать: WWW равняется 6, 6, 6, но это уже не соответствует антихристову числу. И тем более удивительно читать подобные статьи в газете, которая сама имеет e-mail в Интернет-паутине!

Кому это выгодно?

Сегодня болезненный страх перед числом 666 получил название «гексафобия» (hexaphobia). Гексафобы утверждают, что три шестерки находятся не только на штрих-кодах товаров, но также в идентификационных номерах, паспортах, пенсионных, водительских удостоверениях и т.п.

Камнем преткновения в антииэнэновской пропаганде стал вопрос о замене имени человека, данного ему при крещении, налоговым номером. И для многих это является серьезной отговоркой: «Почему я должен менять свое имя на какой-то номер, пусть даже и не содержащий число антихриста?» При этом забывают, например, о том, что тысячи новомучеников и исповедников, канонизированных Церковью, именовались в лагерях как «осужденный № …». Но они не лишились своего христианского имени, и это не стало предметом их протестов и возмущений.

Дальнейшие логические рассуждения на эту тему приводят к выводу о том, что на самом деле в церковной среде создаются искусственные проблемы. Остается вопрос: кому выгодно, чтобы христиане, вместо того чтобы разрешать реальные духовные проблемы, боролись с ветряными мельницами?

Антииэнэновское лицемерие

Казалось бы, Церковь предприняла немало усилий для искоренения эсхатологических страхов в своей среде. Был сделан ряд заявлений Священных Синодов РПЦ и УПЦ с призывом «хранить христианское трезвомыслие», опубликованы мнения уважаемых духовных старцев, таких, как отец Николай (Гурьянов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Все они говорили о том, что ИНН не имеет никакого отношения к печати антихриста. Отец Иоанн (Крестьянкин), в частности, обращал внимание на то, что «сейчас мы все больше боимся печати антихриста. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто Божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце».

Старцы также считали антииэнэновскую деятельность такой, которая может привести к расколу в Церкви. Значительно позже Церковью был почислен за штат епископ Ипполит (Хилько), запрещен в служении епископ Диомид (Дзюбан), которые благословляли распространение литературы и видеопродукции подобной тематики, что было определено как провоцирование раскола (в июле 2008 г. епископ Ипполит принес покаяние). Также было отозвано благословение на деятельность Союза православных братств Украины, запрещено распространять в храмах и монастырях издания «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима», деятельность которых признана «вредной для Церкви, вносящей в среду православных христиан дух неправды, раздора и разделения».

Но, тем не менее, умы людей до сих пор будоражат. Очень горько наблюдать за тем, как женщина, пропевшая на клиросе почти три десятка лет, под влиянием все тех же анонимных листовок, изданных по благословению «игумена N», оставила храм и, подобно самосвятам, сама дома читает молитвы и освящает пасху.

Староста сельского прихода сетует на свою подругу, которая, отказавшись от «кода» и пенсии, дабы не попасть в компьютер (правда, её внесли в компьютер как отказавшуюся от пенсии), теперь приезжает к своим подругам, чтобы те ей помогали деньгами (из своих же пенсий!).

Или сельские женщины жалуются, что не могут прокормить семью, так как нельзя продавать молоко на рынке без соответствующего документа от санстанции, а получить его можно, только поставив номер на ухо корове (!): «А это ведь грех! Я читала. У старцев написано!»

Тем временем ораторы антииэнэновской пропаганды путешествуют по святым местам за границей (на какие средства?), печатают ту же дорогостоящую литературу и вряд ли терпят голод и сидят с отключенным за неуплату электричеством. Но при этом считают себя владельцами истинного толкования апокалиптических пророчеств.

Церковь — столп и утверждение истины

И таких случаев множество, так как люди не осознают, что такое Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). А именно соборный, непогрешимый голос Церкви, которая есть Тело Христово, должен являться для нас основным критерием. Если голос, выразившийся в Архиерейских и Поместных Соборах нашей Церкви, будет пререкаем, то к какому голосу тогда будем прислушиваться?

Создается впечатление, что кто-то пытается отвлечь христиан от самого главного — стяжания благодати Духа Святого. А именно она является, по словам святых отцов, сдерживающим фактором пришествия антихриста: «явился бы уже он (антихрист), если бы не препятствовала ему Божественная благодать и не назначила пришествия его в приличное для того время» (блаженный Феодорит). То есть, отсрочка его пришествия совершается не благодаря нашему с вами отказу от паспортов, ИНН и пенсий, не благодаря протесту против компьютеров, мобильных телефонов и глобализации, а благодаря нашему обращению внутрь себя, благодаря молитве, покаянию, прощению обид, неосуждению и любви друг ко другу, то есть всему тому, на чем держится Божья благодать в этом грешном мире и продлевает его существование.

«Православіє в Україні»

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1294