КТО НАШИ СЛУГИ? Митрополит Калужский и Боровский Климент
К чему нас призывает Христос, когда приводит в пример верного и благоразумного домоправителя, поставленного над слугами «раздавать им в свое время меру хлеба» (Лк. 12, 42)? Над какими слугами мы поставлены? Кем должны управлять?
По разъяснениям святых отцов, эти слова Спасителя адресованы людям в различном внешнем состоянии. Они применимы к духовным учителям народа Божьего — епископам и священникам, призванным заботиться о пастве. Они относятся к родителям, которые обязаны воспитывать детей и правильно управлять ими. Этими словами должны руководствоваться люди, облеченные властью, поскольку у них много возможностей восстанавливать справедливость и творить добро. Это же можно сказать и о состоятельных членах общества, чей достаток существенно отличается от среднего и позволяет им благотворить нуждающимся.
Но эту притчу можно применить и к самому обычному, небогатому, одинокому христианину, поскольку он должен управлять своим «внутренним домом», собственной душой, и полноправно распоряжаться своими «слугами» — всеми душевными силами: волей, чувствами, интеллектом. Любой человек может стать верным и благоразумным домоправителем, если постарается относиться к своей душе, как заповедал Господь, если будет использовать свои душевные качества во благо, для служения Богу и людям, памятуя, что всегда находится перед лицом Божиим и в свое время предстанет перед Его Судом. С этой точки зрения совершенно неважно, какое место человек занимает в обществе: высокое или самое скромное.
Прошедший лагеря писатель Алексей Петрович Арцыбушев вспоминал рассказ своей матери о том, как в голодные тридцатые годы ее спас простой деревенский юноша, отдав ей драгоценные в те времена суконные портянки. Когда женщина начала отказываться принять столь нужную ему вещь, молодой человек привел самый веский аргумент: «Как же я встану на Страшном суде Божием в этих портянках, когда ты босая». Размышляя над этой историей, Арцыбушев обращался и к нам, христианам третьего тысячелетия, с проникновенными словами о том, что тот «парнишка из глухой деревни знал и боялся Страшного Божия Суда, о котором мы сейчас и думать не хотим, а предстать все равно придется». Сострадание к измученной женщине, христианская совесть, твердая уверенность, что земной жизнью ничего не заканчивается, у этого деревенского паренька оказались выше инстинкта самосохранения, присущего любому живому существу.
Но человек, будучи наделен свободой, может начать распоряжаться силами своей души, как и другими дарами Божьими, во вред себе и ближним. Спаситель образно называет это избиением товарищей и кутежом с пьяницами (см. Мф. 24, 49). В таком случае человек попирает свою совесть, позволяет страстям брать верх, впадает в грехи, которые губят самого грешника и мучают его близких.
В столь бедственное состояние могут впасть не только люди, обладающие духовной или светской властью или творческим даром, который можно использовать двояко: как для вдохновения на совершение добрых дел, так и для разжигания страстей. Любой может распорядиться своими дарами как верный и благоразумный домоправитель или же, наоборот, как злой раб. Например, в самой обычной беседе человек может принести пользу душе собеседника, утешить, ободрить или же «перемыть кости» знакомым и незнакомым, всех осудить, позавидовать чужому успеху. Так что каждый, независимо от того, на какое место он поставлен Господом, призван оставаться верным Христу, и как бы ни складывалась жизнь, не употреблять даров Божиих во вред себе или другим.
В некоторых ситуациях человеку полученные от Бога дары не нравятся, более того, кажутся наказаниями. Много ли найдется христиан, которые не формально, по привычке, а от всей души скажут: «Господи, слава Тебе за все, что Ты посылаешь мне на жизненном пути!», когда в это «все» будут включены и скорби, и болезни, и жизненные потери, а не только успехи, радости и чудесные избавления от бед?
Гораздо чаще человек ведет себя, подобно старухе из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», – начинает вести с Богом дипломатические беседы: «Господи, Ты знаешь, что я Тебя люблю, но если бы Ты дал мне исполнение моего желания (хорошую работу или поступление в институт, рождение детей, доброго мужа или жену, приобретение жилья и далее по списку), как бы я тогда был Тебе благодарен! Как бы я изменился! Ты бы увидел, сколько добра и света было бы от меня людям! Я бы стал истинным Твоим рабом, жертвовал, помогал, кротко переносил обиды, всех прощал и любил, ни один человек не ушел бы от меня неутешенным! А сейчас, Господи, мне так тяжело жить, руки опускаются, одолевает уныние, депрессия, слабеют силы, и нет от меня никакой пользы ни Тебе, ни моим ближним!».
В подобных внешне благовидных просьбах может впустую пролететь вся жизнь, и человек год за годом будет изнывать от завистливых мыслей: то и это я не получил, а у других все есть, и чем же я хуже, и почему именно мне такое испытание. Разумеется, можно и нужно обращаться к Богу со своими просьбами и проблемами, как ребенок обращается к отцу, открывать Ему свое сердце и просить о помощи, об изменении жизненных обстоятельств, если на то будет воля Божия. Но в то же время надо стараться с полной отдачей трудиться, с благодарностью и рачительно используя те внутренние ресурсы, которые уже получены от Бога. Ведь Господь дает каждому максимум даров, наиболее полезных в данный момент жизни, даже если внешне нам это и не очевидно. Необходимо успеть использовать их с пользой, чтобы Христос, придя, нашел Своего раба не «спящим или бьющим слуг и служанок», то есть погрязшим в унынии, в бездействии, в ожидании «лучшей доли», а бодрствующим и труждающимся, готовым ко встрече со своим Господином.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии