Кто написал современный молитвослов. Протоиерей Владимир Долгих
Молитвослов – самая читаемая книга в среде считающих себя православным христианами. Откуда взялся современный молитвослов? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Очевидно, что молитвослов – это книга, которую православные христиане берут в руки чаще всего. По данному параметру перед молитвословом «пасует» даже Библия, и такую ситуацию нормальной не назовешь, не потому, что мы не хорошие молитвенники (чтение молитвослова едва ли сделает нас ими), а потому, что плохие знатоки Священного Писания.
Если тексты молитвослова имеют столь важное значение в жизни православных христиан, то невольно задумаешься: всегда ли так было? Люди так молились и в предшествующие эпохи или хорошо нам знакомые правила имеют позднее происхождение? Есть на этот счет несколько замечаний.
Мы привыкли к тому, что термином «молитвослов» обозначается сборник текстов для личного, домашнего или келейного молитвенного употребления. А вот в древних источниках так именовались любые собрания молитв, в том числе и для храмового богослужения. Славянскому названию «молитвословъ» более всего соответствует греческий термин «еὐχολόγιον», или «евхологий», которым именовалась одна из основных богослужебных книг, содержащая тексты для использования священниками. В XVI веке на Руси «евхологий» перевели как «моливенникъ», впоследствии именно так назвал святитель Петр (Могила) свой Требник, выпущенный в 1646 году.
В XVI веке на Руси «евхологий» перевели как «моливенникъ», впоследствии именно так назвал святитель Петр (Могила) свой Требник, выпущенный в 1646 году.
Если говорить не о самом термине, а содержании и смысловом значении молитвослова, то первым таким сборником можно смело считать Псалтирь, в которой есть и просительные, и благодарственные, и хвалебные Богу тексты. После того как сформировался привычный для нас суточный круг богослужения, некоторые тексты христиане стали употреблять в качестве келейного правила.
Так, например, в «Домострое» – письменном памятнике русской литературы XVI века, содержится следующее указание: «По все дни, в вечере, мужу с женою, и с детми, и с домочадцы и кто умеет грамоте отпети вечерня, и повечерница, и полунощница с молчанием и с кротостию с стоянием, и с молитвою, и с поклоны; – пети внятно и единогласно. А после правила, отнюдь, ни пити, ни ясти, ни молвы творити всегда, а всему тому наук; а ложася спати, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити».
Нельзя не вспомнить, что с изобретением книгопечатания широкое распространение получает так называемая «Малая подорожная книга», издававшаяся типографией Франциска Скорины и датированная 1522 годом. По сути это была Следованная Псалтирь, дополненная некоторыми тропарями, кондаками, канонами и акафистами.
XVI век во многом становится последним в использовании христианами богослужебных текстов в качестве келейных правил. Переломным в этом плане становится следующее, XVII столетие, когда сначала в киевских, а потом и остальных типографиях начинают издаваться сборники молитв, схожих по содержанию с современными вечерним и утренним последованиями.
После знаменитых реформ патриарха Никона эти сборники приобретают широкое распространение, и начинает формироваться уже знакомый нам молитвослов.
После знаменитых реформ патриарха Никона эти сборники приобретают широкое распространение, и начинает формироваться уже знакомый нам молитвослов. Обращаясь к примеру, нужно обратить внимание на Канноник 1679 года, в котором вместо молитв «внегда востати от сна» помещены «утренние» молитвы, а вместо «спальных» – «на сон грядущим». Также здесь мы находим акафист Иисусу Сладчайшему и канон Ангелу Хранителю. Однако было бы ошибкой думать, что указанный Канноник был близок к современному молитвослову, потому как, несмотря на всю предшествующую эволюцию чинопоследований, окончательно сформировался он в советское время, когда издательство Московской Патриархии ограниченным тиражом начинает издавать типовые молитвословы.
Наибольший бум печатанья молитвословов пришелся на 90-е годы ХХ века, когда после семидесяти лет безбожной власти в геометрической прогрессии возрастает на них спрос. Из-за того, что не было единого издательского центра и какой-либо цензуры, молитвословы дополняются большим количеством произвольных текстов, однако его сердцевина, состоящая из утренних, вечерних молитв, трех канонов и последования ко Причастию остается неизменной.
По мнению известного литургиста священника Михаила Желтова, при всей привлекательности современный молитвослов поражает «почти полным отсутствием библейского элемента», что, как мы знаем, было неотъемлемой частью ранних чинов, употребляемых христианами в качестве келейного правила.
Из сказанного следует очевидный вывод: современным молитвословом, безусловно, нужно пользоваться, а его основной недостаток компенсировать постоянным чтением Священного Писания и размышлениями над ним.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/91311-kto-napisal-sovremennyj-m...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии