Кто мы – курицы или орлы? Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Орел. Фото: zelengarden
Орел. Фото: zelengarden

Воскресная проповедь.

Званных на брачный пир ангелы пытаются растормошить приглашением. «Просыпайтесь, пора вставать, уже давно начался рассвет, ночь прошла, подымайтесь!» Но они не хотят вставать и натягивают повыше свои сладкие одеяла. Кому-то из них снится, что он купил новую дорогую машину, кто-то увлечен во сне чарами нежной красавицы, кто-то планирует разбить красивый сад возле приобретенного дома, стоящего на возвышенности с чудным видом на море и горы. Какие чудесные сны! Зачем просыпаться, зачем куда-то идти, собираться? Как хорошо, скрутившись клубочком под тёплым одеялом, спать, спать и спать.

У одного современного духовного писателя я прочитал такую притчу.

Папа утром будит своего сына.

«Сынок, вставай, тебе в школу пора».

«Нет, папа, я хочу спать, я не пойду в школу».

«Подымайся, а не то опоздаешь. Почему ты не хочешь идти на занятия?»

«Ну, во-первых, там скучно, во-вторых, там все меня дразнят, а в-третьих, я ненавижу школу».

«Давай вставай, не выдумывай, ты должен идти, потому что, во-первых, это твоя обязанность, во-вторых, тебе уже сорок пять лет, а в-третьих, ты директор школы».

Мы не хотим вылазить из-под своих комфортных одеял и тешим себя надеждой, что, проснувшись после сна этой земной жизни, явь будет такой же сладкой, как и сон. Мы встанем, сбросим тело земного одеяла, ангелы нам принесут в постель кофе, а мы, потянувшись, скажем: «Здравствуй, новая, вечная, райская жизнь».

Но чтобы мы скорее просыпались и не тешили себя напрасными ложными надеждами, наш земной сон стал постепенно становиться ночным кошмаром. Теперь уже нам самим хочется как можно быстрее проснуться, чтобы не кричать во сне от ужаса, не метаться по кровати земной жизни, не обливаться холодным потом от страха, не стучать зубами от всего того, что происходит в нашей голове.

«Проснись, – говорит нам Христос, – проснись, как можно быстрее».

Во время сна мы бездумно махаем руками, пытаемся все время решить свои проблемы, но ничего не выходит. Когда ребенок просыпается ночью от страха, он сразу же бежит в кровать к матери, чтобы зарыться в ее объятия, прижаться к ее груди и забыть о всем том ужасе, который его преследовал во сне.

Точно так же ведёт себя и человек, который, смирившись, решительно отдаёт Богу свой ум и мысли. Тогда он просыпается в объятиях Христа, который несет его душу на Своих руках в Царство Божие. Он Сам берет на Себя заботы нашей жизни, решает наши проблемы, ведет за Собой по прямому пути. Как тело дышит само по себе без нашего участия, как наши внутренние органы работают, не требуя нашей заботы, так и Христос будет вести нас за Собой, если мы только Ему сможем довериться.

Мы тогда бываем похожи на детей, которых родители ведут утром в детский сад. Ребёнок ещё в полудреме, он бредет, ухватившись за руку, не разбирая дороги. Так и наша душа, полусонная от земного наваждения, идет, схватившись за Христа, туда, где свет, где тепло, где ее любят и ждут ангелы. Все, что мы имеем – имеем от Бога, от нас лишь требуется отречение самого себя.

Отречение – это смирение и вверение себя в руки Божии. Тогда вся свобода духа – наша, все просторы неотмирного света – наши, вся любовь и вся мудрость Христовы – наши.

Нам нужен только один Христос, ибо лишь Он и есть наша вечная жизнь. Как тело не может жить без воздуха, так и душа не может жить без Христа. Тот, кто живет Христом, уже не живет этим миром, хотя находиться еще в нем.

Зло мира будет провоцировать нас на драку, задираться, принуждать вступить с ним бой, но его нужно обходить так, как осторожный человек обходит группу хулиганов на своем пути. Стоит только обратить внимание на зло, оно тотчас начнет питаться силой нашего ума, начнет притягиваться к себе, разрушая нашу жизнь. Стоит только ввязаться в борьбу с ним, как тотчас полезет из нас гнев, раздражение, ропот и всякое зло. Но как только отнесешься к нему бесстрастно, так оно само начнет разрушаться, не имея поддержки нашего внимания. Как часто мы не замечем, что зло живет именно благодаря тому, что мы с ним боремся, кричим о нем на каждом углу, возмущаемся, разоблачаем. Если бы мы научились его игнорировать и не замечать, оно бы погибло само по себе, потому что на самом деле оно никому не нужно и не интересно, кроме пары-тройки безнравственных маргиналов.

Мы ни в чем от мира не зависим, а он зависит от нас во всем. Мир зависит от того, как мы с ним общаемся. Если мы к миру привязываемся, то сразу начинаем в нем тонуть. Если прилепляемся к Богу сердцем, то Он начинает нас спасать. Истина не от мира сего, поэтому противоположна всему тому, что эгоистическому уму кажется настоящей жизнью. Одни люди набиты пищей, другие идеями, третьи убеждениями, четвертые мнениями, но, по сути, этот фарш производится на одной и той же фабрике, разница лишь в ингредиентах. Лишь единицы, которые для мира стали подобны мусору, наполнены благодатью. Но, именно такие души ищет Бог, тех, кто отделил свои сердца от мира, еще пребывая в мире, чтобы жить в ними вечно в Своем святом Царстве.

«Тебя с младенчества наполняли тьмой, а затем ты сам прилагал тьму ко тьме: мнение к мнению, измышление к измышлению, помысл к помыслу, пока не утратил свое духовное зрение, зрение своего духовного сердца. Родившись безграничным духом, ты стал конечным умом. Родившись сознанием, ты сделался эгоизмом. Ныне тебе должно повернуть вспять: избавиться от мнений, отринуть измышления, утихомирить помыслы. Эгоизм должен умереть, дабы ты, как дух, ожил во Христе, преобразился в Нем, освятился Им, соединившись со Христом в собственном сердце. Если на земле все пути ведут в Рим, то все пути желаний мира сего ведут в земную яму. Это есть окончание всякого эгоизма, который борется с другими людьми за место под солнцем. И только узкий Евангельский путь самоотвержения и уничтожения эгоистического ума ведет в небо твоего собственного сердца, где ты обитаешь как светлый легкокрылый дух, где вечно сияет Солнце правды – Христос» (старец Симон Безкровный).

Кто ты, душа моя? Ты похожа на яйцо орла, которое было подброшено в курятник. Орленок вылупился, научился клевать зерно, как курица, и, повзрослев, стал подобно своим кудахчущим соседками взлетать на жёрдочку. Иногда он даже, трепыхаясь крыльями, садился на вершину забора. Так между курятником и двором и прошла вся его жизнь. А уже в старости, взглянув на небо, поседевший орел увидел в его синеве величественно парящую птицу и спросил: «Кто это?» «Это орёл – царь всех птиц», - ответили ему.

Долго, очень долго мы собирали камни невежества, которые согнули наши души непосильным бременем. Как успеть теперь разбросать их, чтобы стряхнуть с себя тяжёлый их морок? Как, выпрямив свой дух, наполнить его смирением и любовью? Как удалить из души песок страстей и помышлений? Как научить жить благодатью, молитвой, приучить себя к внутреннему безмолвию?

Надеяться после смерти попасть в рай и избежать дурной участи – значит откладывать все на потом. Христос – это и есть наш рай, и Он прямо сейчас и здесь стоит у дверей нашего сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Эту сердечную дверь глаза не видят, ум не может различить, эгоизм не знает и логика не поможет обнаружить. Только смирение может нащупать ее внутри своей сердечной кельи и отворить Христу, выйдя навстречу благодати и обретя в ней истинную свободу. Нащупать – значит ощутить, как она поддается и открывается. Только нужно не оставлять своих усилий, и тогда придёт Божия помощь: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете» (Мф.7:7).

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/77575-kto-my-kuritsy-ili-orly