КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОПОВЕДНИКОМ? Архимандрит Маркелл (Павук)
Что поражает в евангельском повествовании об исцелении Господом бесноватого? (см. Лк. 8:26–39). Это просьба гадаринских жителей ко Христу удалиться, вместо того чтобы остаться у них как можно дольше. Из этого следует, что они больше огорчились за погибших в море свиней, которых выращивали вопреки закону Моисея, чем порадовались за исцеление бесновавшегося человека.
Какая знакомая картина! Подобное отношение к людям мы можем видеть и в наше время. Сколько сейчас страдающих от чрезмерного употребления алкоголя; сколько обреченных на скорую смерть наркоманов; сколько больных, имеющих различные телесные и душевные недуги; сколько бедных людей, которые из-за скудости своих средств не знают, что будут есть завтра, но интересы бизнеса, старающегося заработать на алкоголе, наркотиках, фальшивых медикаментах, продуктах, оказываются намного дороже жизни людей.
Что же делает Спаситель? Он не обличает гадаринцев в том, что они нарушают закон, не начинает в праведном гневе метать громы и молнии за то, что они не хотят Его слушать, а наоборот – просят удалиться. Христос смиренно исполняет их просьбу, садится в лодку и удаляется от них. Однако Он оставляет среди этих людей исцеленного от беснования человека, на которого возлагает обязанность проповедовать о случившемся. В конце концов это должно было пробудить совесть гадаринцев, устыдить их и привести к мысли, что нужно принять благую весть.
Как уже было сказано, мы постоянно видим вокруг себя множество людей, подобных гадаринскому бесноватому, одержимых различными страстями, и среди них, к сожалению, также и злых и неблагодарных детей. В этой ситуации, как и в случае с гадаринцами, нас может спасти лишь проповедь благой вести – Евангелия.
Сейчас этим занимаются многие. В мире работают десятки тысяч миссионеров различных христианских конфессий. Особенно активно такое направление развивают протестанты и всевозможные сектантские движения. Но успехи подобных миссий не слишком очевидны. Количество распадающихся из-за злоупотребления алкоголем семей, детей, употребляющих наркотики, больных, хватающихся, как за последнюю спасительную соломинку, за лекарства, оказывающиеся подделкой, не уменьшается. И хотя некоторые миссионеры помогают людям исцелиться от зависимостей, процент таких случаев невысок.
Дело в том, что современные проповедники Евангелия зачастую применяют метод так называемого агрессивного миссионерства, то есть настойчиво стучатся к людям в квартиры их домов или стараются завлечь на проповедь в свои залы и на стадионы популярной музыкой и гуманитарной помощью. В результате многие из тех, кто могли бы найти Истину в Церкви, становятся вовлеченными в религиозные сообщества, где нет благодати, где имя Христово чаще всего лишь на устах, а сердце далеко от Него.
Почему же успех современной православной проповеди, несмотря на удобный для широкого распространения инструмент СМИ, довольно скромный и что делать, чтобы проповедь Евангелия была более успешной?
Во-первых, в Новом Завете сказано, что Христос на просьбу жителей удалиться смиренно исполнил ее, не гневаясь. То есть нужно уметь выбирать благоприятное время, когда слушатели готовы воспринимать Слово Божие. Святитель Иоанн Златоуст, который в проповеди Евангелия достиг огромного успеха (не случайно Церковь назвала его Златоуст), учит: «Если и намеревающийся просить кого-нибудь, хотя и справедливую просьбу предложить хочет, выжидает, однако, удобного случая, чтобы найти того, от кого зависит исполнение просьбы, кротким и в добром расположении духа и при помощи благоприятного случая получить милость; то тем более проповеднику нужно искать удобного времени, чтобы преподать наставление слушателю, когда он находится в добром расположении и свободен от всякой заботы и уныния».
Во-вторых, заслуживает особого внимания тот факт, что Христос послал на проповедь не случайного, а именно исцеленного от беснования человека. Это значит, что если мы одержимы пристрастием к власти, деньгам, наслаждаемся чревоугодием, блудом, утешаемся тщеславием и гордыней, из-за любого пустяка впадаем в печаль и уныние, то наше слово проповеди будет безуспешно. Лишь в том случае, когда мы освобождаемся от страстей, наша речь становится, как у Христа, со властью и способной изменять судьбы людей, ибо тогда уже не мы проповедуем, а, как рассуждает святой Игнатий Богоносец, нашими устами говорит Сам Бог, а кто может Ему воспротивиться?
Если мы не соблюдем этих двух условий, то напрасно надеяться на успех евангельской проповеди. Так, например, можно долго убеждать своих детей исполнять заповеди Божии, молиться, ходить в храм, но они не услышат нас до тех пор, пока мы сами не будем показывать им образец благочестия. И как они могут нас послушаться, если мы гневаемся и раздражаемся по любому поводу, а в супружестве постоянно выясняем друг с другом отношения?! Любая наша злость, крик, лень делают миссию, даже среди самых близких к нам людей, невозможной. А что уж говорить о миссии среди незнакомых.
Возникает большой вопрос: насколько могут быть успешными протестантская и сектантская миссии, если они отвергают церковную иерархию, Таинства, пост и другие аскетические упражнения, лишь при помощи которых возможно обуздать свои страсти и преисполниться благодатью Христовой любви.
Что сказать о проповеди раскольников и униатов, которые льстивыми патриотическими лозунгами оправдывают свое властолюбие, агрессию, зависть и другие страсти, не брезгуют силой захватывать православные храмы, как это было в начале 90-х годов и, к несчастью, повторяется сейчас. Могут ли настолько одержимые политическими страстями люди успешно проповедовать Христово Евангелие? «Человекоубийца умерщвляет одно только тело, – наставляет святитель Иоанн Златоуст, – а говорящий льстиво и делающий слушателей более беспечными губит душу; тот предаёт нынешней смерти, а этот губит душу и отсылает на бесконечные мучения и наказания». Не о таких ли горе-проповедниках говорит через века вселенский учитель?!
Дорогие братья и сестры, мы имеем счастье быть членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, которая в полноте и неповрежденно содержит истину Христова Евангелия. От каждого из нас зависит, насколько это бесценное сокровище веры будет передано следующему поколению христиан и распространено среди людей, которые не веруют или находятся в расколе или сектах. Если мы будем проявлять в нашей проповеди сектантскую назойливость и забудем об очищении своей души от злых привычек и страстей, то не приведет ли это к еще большему оскудению веры на нашей земле и некогда святая Русь вновь станет языческой? Все наши молитвы, чтение Евангелия и святых отцов, хождение в храм, исповедь, причастие Святых Христовых Таин должны служить единственной цели – стяжанию в нашем сердце любви, ибо не столько слова проповеди, сколько это святое чувство способно смягчать сердца, подобные окаменелым душам гадаринских жителей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии