Кто хочет помочь своим усопшим, пусть идёт в храм. Протоиерей Константин Лисняк
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
Забота о могилах родственников — вопрос неизменно актуальный. В преддверии Радоницы предлагаем поговорить о том, какой должна быть эта забота. Как не впасть в крайности — в магизм и суеверия или, наоборот, в равнодушие? Как ухаживать за могилами родных, если вас разделила линия фронта? А если не знаете точно, где именно покоятся близкие? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.
— Отец Константин, какой должна быть забота о могилах у православного христианина? Должна ли она вообще иметь место? Что она такое вообще: привязанность к телесному или показатель отношения к своему роду, предкам, усопшим близким?
— Ухаживать за могилами нужно. У нас часто встречаются две крайности в отношении к этому попечению. Первое — фанатичное, и потому ошибочное. Это чрезмерное поклонение, доходящее до какого-то полубезумия. Второе — наоборот, полное небрежение, когда могилы просто заброшены. Священники часто бывают на кладбище, особенно сейчас, на Радоницу. Мы совершаем общие панихиды, после молимся на могилах — и мне приходилось встречать совершенно заброшенные. Обычно причина в том, что у покойника не осталось на земле родных и близких, которые могли бы присмотреть за могилой. Либо это результат полного небрежения членов семьи, которые избавились, наконец, от родственника и только рады этому.
Истина, как всегда, посередине. Нужно относиться к памяти предков с благоговением и уважением, потому что это наша история. А тот народ или человек, что пренебрежительно относится к своей истории, не имеет будущего. Но и до фанатизма доходить нельзя.
— Давайте коснёмся конкретных моментов в отношении к могилам: чего делать не нужно, а что — желательно?
— У нас отношение к погребению усопших — тема особо болезненная, потому что она овеяна определённым страхом: страхом смерти. А у человека отсутствие информации и страх рождают суеверия. «Сон разума рождает чудовищ».
Любой священник подтвердит: существует огромное число предрассудков, связанных с этой сферой. Землю с кладбища боятся в дом вносить (это когда мы, священники, просим в платочек немного набрать для предания земле), в домах закрывают все прозрачные и отражающие поверхности: зеркала, стёкла, серванты. Нельзя дорогу покойнику переходить, потому что «счастья не будет». По возвращении с кладбища обувь помыть, чтобы земля оттуда в дом не попала — «иначе беда случится». Вспомнить всё просто не берусь! Это всё рождается от бездуховности. В советское время, когда священников вешали и церкви закрывали, люди остались практически без духовного окормления, и на этой почве выросла вся та сорная трава, о которой мы сейчас говорим.
А что касается уважения памяти предков, есть такая традиция: прийти прибраться на могиле родственников, привести всё в порядок весной. Православный человек делает это к Радонице, которая празднуется на девятый день после Пасхи, во вторник. У нас же толпы людей валят на кладбище собственно на Пасху! Тогда, когда люди радуются о Христе воскресшем и должны в гости ходить, родителей проведывать, — у нас вместо этого советская традиция ходить по кладбищу.
Правильно было бы накануне Радоницы пойти на кладбище, прибрать на могилках, покрасить, что-то подправить. Смотрите — рядом могила заброшенная. Что мешает взять и там порядок навести, оказать дело милости? Поправить крест или отпавшую табличку прикрепить, посадить какие-то цветочки, вырвать сорную траву, покрасить?
А если продолжать разговор о делах милосердия, связанных с умершими, то есть ещё одно — редко вспоминаемое, но очень важное. Можно помочь похоронить усопшего. Например, человек жил в нищете, умер, пролежал четыре дня в квартире, родственников нет. Что делать? Кто поможет? Или — сейчас многие люди оказались разделёнными из-за политической ситуации: дети здесь, родители там, нет возможности приехать. А родственники или даже соседи могут взять и помочь. Скинуться по три копейки и сделать доброе дело.
Святые отцы пишут, что это очень важно. Думаю, не согрешу, если скажу, что это дело более важно и ценно, чем подать копейку нищему. Это не останется незамеченным для Бога, и на Страшном суде, где мы все будем дрожать от ужаса, такое благодеяние может сыграть свою роль.
— Вы затронули тему разделения людей и могил их близких из-за войны. Действительно: кто-то не уезжает из зоны боевых действий, потому что там могилы родных, для кого-то это не является решающим аргументом. Насколько важно личное участие в уходе за могилами усопших?
— Для наших усопших важнее всего молитвенная помощь. Мы молимся о них, служим панихиды, заказываем сорокоусты, поминаем на проскомидии. Это главное. Нет ничего сильнее на земле, чем молитва об усопшем на проскомидии. Это — приоритет. А уход за могилами тоже важен, но всё-таки поменьше. Особенно, если люди разделены линией фронта, множеством блокпостов, измучены бюрократическими проблемами.
Как быть, если не можешь приехать и лично ухаживать за местом погребения близких? Если есть люди, которые помогут ухаживать за могилой, — этого достаточно. От того, что человек приедет лично убирать на могиле, преодолеет дорогу со всеми её нынешними трудностями, усопшему легче не станет.
Вспомнились в этой связи слова святителя Николая Сербского. Одна женщина написала ему письмо о том, что не может найти могилу своего сына. И святой ей ответил: «Выйди, мать, на порог дома твоего, коснись земли — и ты коснёшься края могилы твоего сына». Думаю, нам нужно прислушиваться к словам святых.
Есть ещё один выход, если нет возможности приехать к могилам своих близких. Можно за незнакомой могилой поухаживать, как мы уже говорили ранее. Тогда Господь обязательно пошлёт какого-то раба Божия, который сделает для могилы ваших родственников то же, что вы сделали для чужой. Почему нет?
Но больший акцент нужно всё-таки делать на молитве. В храм нужно ходить! У того, кто молится о своих усопших в храме, на проскомидии и панихиде, нет такой непреодолимой скорби по поводу того, что не получается посетить могилку. Они насыщены церковной молитвой об упокоении души.
Тот, кто хочет действенно помочь своим усопшим, пусть идёт в храм, а потом уже отправляется прибирать на кладбище. Ведь как происходит церковная служба на Радоницу? Мы совершаем Божественную литургию — это самое главное, что может быть. Потом выходим на общую панихиду, а после неё уже в частном порядке священник проходит по отдельным могилам для того, чтобы совершить там краткую заупокойную литию. Вот вам путь: от большого к малому, от главного к второстепенному. Даже в этом прослеживается логика: из храма в мир, по нисходящей.
Беседовала Екатерина Щербакова
http://gorlovka-eparhia.com.ua/kto-hochet-pomoch-svoim-usopshim-pust-idy...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии